URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Жуссэн А. Романтизм и эволюция творчества. Пер. с фр. Обложка Жуссэн А. Романтизм и эволюция творчества. Пер. с фр.
Id: 193508
384 р.

Романтизм и эволюция творчества.
Пер. с фр. Изд. стереотип.

URSS. 2015. 160 с. ISBN 978-5-397-04820-0.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1912 г.)

Аннотация

Предлагаемая читателю книга посвящена исследованию романтизма --- идейного и художественного направления в культуре конца XVIII --- первой половины XIX века, и его отражения в различных сферах жизни, прежде всего в философии, религии, литературе и искусстве. Романтизм, утверждающий преобладание чувств и интуиции над разумом, противопоставляется классицизму, в основе которого лежат идеи рационализма. Представлена современная автору... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение. Романтизмъ и религия
Глава первая. Классицизмъ и романтизмъ
Глава вторая. Преемники классицизма
 § 1.  Социологическая мораль и религия человечества
 § 2.  Университетская философия
Глава третья. Прогрессъ романтическаго духа
 § 1.  Философия Бергсона
 § 2.  Модернизмъ и прагматизмъ
 § 3.  Современная борьба классицизма съ романтизмомъ
Глава четвертая. Романтическия искусство и литература
 § 1.  Оригинальность романтизма
 § 2.  Классическое искусство и романтическое искусство
 § 3.  Единство романтической мысли
Глава пятая. Эволюция романтизма
 § 1.  Горизонты жизни
 § 2.  Новыя религиозныя воззрения
 § 3.  Человекъ и общество
 § 4.  Литература и философия
Заключение

Из введения. Романтизмъ и религия
top

Две категории фактовъ предсказываютъ въ наше время возрождение религиознаго чувства. Факты эти доставляетъ намъ духовная жизнь народа и высшихъ классовъ общества. Съ одной стороны социализмъ въ глазахъ народныхъ массъ приобретаетъ характеръ и ценность религии. Онъ скорее идеалъ, выражающий духовныя стремления рабочаго класса, нежели политическая доктрина. Вера въ небесный рай, которой жили наши средневековые предки, сменилась въ настоящее время верою народа въ государство будущаго, въ которомъ будутъ царить истина и справедливость. Надежда на нарождение этого совершеннаго общества отчасти утоляетъ жажду счастья, столь томящую людей. Съ этой точки зрения нынешний векъ только продолжаетъ заветы романтизма. Надежда на лучшее человечество, вера въ прогрессъ и въ окончательное торжество Правды, Свободы и Добра, были глубочайшими убеждениями Гюго, Мишлэ и Кинэ. Убеждения эти навязывались разуму, какъ догмы. Они имели на душу такую же власть, какъ религиозныя эмоции.

Но религиозные запросы не менее сильны у образованныхъ классов. На это указываетъ не одно только модернистское движение и созданные имъ интересы, но еще и другие факты. Возрастающий успехъ, которымъ пользуются работы, трактующия религиозные вопросы, место, которое философы отводятъ въ своихъ системахъ изучению религии, развитие религиозныхъ наукъ, настроение новой поэзии, отдаляющейся отъ позитивныхъ религий, утверждающейся въ качестве веры, – все это указываетъ на то, какъ сильно религия тревожитъ образованные классы общества. Очень характеренъ фактъ, что все поэтическия школы последнихъ летъ (французская школа; интегрализмъ, неоромантизмъ), независимо отъ того, стояли ли во главе этихъ школъ талантливыя или посредственныя натуры, старались выработывать не одно только литературное направление, но еще занимать определенную моральную и религиозную позицио. Явление это въ свою очередь приводитъ насъ къ романтизму, вменяющему поэту обязанности жреца.

Пожалуй, можно было бы для подтверждения отмеченныхъ фактовъ сослаться на все возрастающее влияние, оказываемое на умы философами, а также на новое отношение къ литературе. Театры и романы въ настоящее время какъ бы преследуютъ цель разрешать моральныя и религиозныя проблемы. Въ точныхъ описанияхъ натурализма уже больше не ищутъ одного только чистаго воспроизведения реальнаго, но еще обнаружения, познавания cамиxг различнихъ его местъ. Критикуютъ литературныя произведения не съ точки зрения ихъ художественной ценности, но съ точки зрения идей, въ нихъ отражаемыхъ. Требуютъ отъ писателя, чтобы онъ былъ мыслителемъ, социологомъ, философомъ, моралистомъ или политикомъ. Любятъ, чтобы писатель защищалъ определенный тезисъ, т.е. чтобы онъ былъ руководителемъ. Многия правила поведения, раньше считавшияся безусловными, въ настоящее время подвергаются критике и заменяются новыми. Исчезаетъ старое сознание, его сменяетъ формирующееся новое сознание. Кризисъ, который мы теперь претерпеваемъ, прогрессъ имморализма, на который такъ жалуются, именно обязанъ тому, что новое сознание требуетъ для своего сформирования больше времени, чемъ время, которое нужно старому сознанию для своего исчезновения...