В лекционном курсе по современной философии, состоящем из двух частей, последовательно рассматриваются течения и персоналии модернистской и постмодернистской философии. Первая часть, посвященная модерну (приблизительно 40-е гг. ХIХ – 50-е гг. ХХ вв.), раскрывает все основные направления, способствующие осмыслению окружающего мира в изменяющихся условиях, объяснению закономерностей и проникновению в глубь потаенных сущностей, помогающие пробить броню явленности мира и заглянуть в недискурсивные формы бытия. Эпоха великих философских систем покинула арену истории вместе с немецкой классической философией. Перспективы создания новых систем становятся нереальными. Они смотрятся старомодными и скучными и не оправдывают затрат времени и усилий. К тому же исчезает сама надобность в целостных философских концепциях из-за утраты интереса к исследованию сущности и метафизических, безусловных начал мироздания. Разочарование в поисках сущности удаляет из философского бытия любовь к мудрости и находит своевременную (но недостойную) замену ей. На смену системе приходит стиль и манера философствования. Теперь философия ставит перед собой более скромные и прагматические цели, нежели поиск объективной истины, сущностей и первоначал. Специфика современного мышления оказалась невероятно жесткой и суровой при оценке заслуг традиционного рационализма и познавательных возможностей уникальных философских систем. «Бесполезному» поиску сущностей философствование противопоставляет анализ узко утилитарных, иногда эрзац-проблем, стараясь при этом обмануть мудрость. Философствование как разновидность бытийствования человека в состоянии мысли при отсутствии истинной глубины философских проблем удовлетворяется пластиковой едой, чтобы заглушить чувство невыносимого голода. Конечно, столь суровую оценку заслуживают далеко не все модернистские направления. Более того, каждое из них имеет достаточно большую ценность в качестве определенного мыслительного опыта, однако в силу выпавшей на их долю роли – стать переходным моментом от одних способов поиска вечных истин к другим – они вынуждены удовлетворяться малым. Они представляют собой ростки, которым не суждено стать большими и внушительными деревьями с мощными кронами, а призваны только удобрять почву, на которой вырастет дерево новой целостной философии. Модерн – начало неклассической философии. Классическая философия ориентирована на познание реальности, трактуемой как внешний мир, на внешние объекты и вещи, скрытые от наблюдателя за непрозрачностью явлений, в которых человеку дан (явлен) мир. Еще в 40-е гг. ХIХ в., откуда берет свое начало модерн, философы пытались пройти через эту непрозрачность, пробить брешь в освоении «вещи-в-себе». В начале ХХ в. явленность мира становится невыносимой, и модерн активно приступает к «раскопкам» явлений, чтобы добраться до глубинных слоев реальности. Для адекватной ориентации в сложных взаимоотношениях между направлениями философской мысли, возникших в большом количестве на фоне ослабившегося классического рационализма, подрастающему поколению предлагается знакомство со сложнейшим терминологическим аппаратом направлений модерна. Необходимость всестороннего и как можно более глубокого понимания наличной действительности, критическо-конструктивное освоение философских опытов модерна может оказать реальную помощь в выработке актуальных идей и формировании способов реализации прогрессивных направлений. Время уходит, а философские проблемы остаются. Нет эпохи, которая не переосмысливает мировоззренческие вопросы. Слова, термины, категории почти всегда разные, предпочтение обусловлено вкусом, психологией, достигнутой культурой, состоянием цивилизации и, конечно, наличной историей. Ведь каждая последующая эпоха должна видеть дальше, потому что стоит на плечах у гигантов. Переоценка ценностей подразумевает не столько их изменение или замещение, сколько реинтерпретацию и, по большому счету, только для того, чтобы сделать вечные истины доступными для современника. Помимо сугубо познавательных целей, человечество изучает опыт жизни прошлых поколений также для того, чтобы сравнить свои ценности и представления с другими, как это делали когда-то. Мы всматриваемся в иные эпохи, чтобы больше узнать о своей и, конечно, о себе лично. Эпоха модернизма – наше непосредственное прошлое. Многие идеи, впечатления и воззрения еще не остыли, не утратили аромат и способность очаровывать умы современников. Наше мировоззрение практически неопосредованно вытекает из нее. Потому многие проблемы и предпочтения родом из модерна. Чтобы лучше понимать современное нам состояние науки, философии и просто пристрастия, психологию и значение этических и эстетических эталонов современности, весьма полезно и поучительно знать недавнее прошлое. А оно было совсем неспокойным, оно было революционным, оно сместило классическую науку и философию, искусство и религию, указало на ветхость моральных догм, таких, которые до сих пор сохраняли человечеству способность самоидентификации. По своему историческому значению эпоху модернизма можно сравнить с эпохой возрождения, та же ностальгия о действительных ценностях, та же борьба с замкнутостью и односторонностью взглядов на мир, осуждение нищеты легитимных познавательных методов, неспособных ухватиться за истину, все та же неудовлетворенность результатами овладения мира. В указанном контексте изучение и анализ философии модерна весьма показательны и необходимы. Разумеется, автор не может претендовать на полное освещение представителей и проблем, актуализированных модерном, как по содержанию, так и по глубине рассмотрения. С увеличением временной дистанции, непременно будет возрастать и полнота, и точность описания, и степень адекватности значения наследия модерна. Настоящий учебник посвящен анализу современных философских тенденций, возникших на фоне кризиса рационализма. Исследование проблем сознания, мышления и способов освоения действительности в монографиях "Бессознательные основы человеческого мышления" (1996), "Сумма трансценденталии" (2002, 2003, 2007), а также авторство таких учебников, как "Неклассическая логика" (2006) и "Лекции по гендерологии и феминологии" (2006), приводит автора к необходимости скрупулезного анализа и осмысления современных способов философствования, в которых прогрессирующая утрата смысла мировоззренческих конструкций упраздняет ключевые категории, обеспечивающие целостное восприятие мира, и делает актуальным поиск нового философского смысла, категориального аппарата и соразмерных принципов иного способа рефлексии. Купарашвили Мзия Джемаловна Доктор философских наук, профессор кафедры теологии, философии и мировых культур Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского.
-------------------- Настоящий учебник является продолжением лекций автора по модерну. Автор предлагает во многом нетрадиционный взгляд на родство модерна и постмодерна, отрицая их генетическую связь и философскую зависимость: модерн анализируется как конец классического состояния философской мысли, а в качестве непосредственного начала постмодерна обосновывается структурализм. Авторская концептуализация структуры и структурализма открывает пространство после модерна и перед постмодерном. В учебнике даются более широкие хронологические границы структурализма, чем обычно принято считать, прежде всего за счет включения в его анализ русского авангарда и оригинальной его интерпретации. Актуальность выносимой тематики в начале нашего века весьма велика. Размышления о после-постмодерновом состоянии современности, которое обсуждается во всех направлениях науки и проявляется в попытках создания основ новой онтологии («экспериментальная философия», «спекулятивный реализм», «прикладная этика» и др.), оформляются в настоятельном запросе на возрождение истинных общечеловеческих ценностей, которые могут состояться в жизни будущих поколений лишь как переоткрытие старых и вечных этических категорий, в новых языковых формулировках, максимально понятных современнику. |