URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Николаев Г.А. Русское историческое словообразование: Теоретические проблемы Обложка Николаев Г.А. Русское историческое словообразование: Теоретические проблемы
Id: 260875
481 р.

Русское историческое словообразование:
Теоретические проблемы. Изд. стереотип.

URSS. 2020. 182 с. ISBN 978-5-397-07382-0.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Во втором, дополненном издании книги рассматриваются проблемы исторического словообразования, исторической семасиологии и исторической морфемики в аспекте динамики процессов и отношений в развитии словообразовательной системы русского языка. С этой позиции исследуются явления словообразовательной синонимии, антонимии и омонимии и их взаимодействие в ходе исторического развития языка. Особое внимание обращено на историко-стилистический... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава I.Словообразовательные процессы и словообразовательные отношения
Глава II.Синонимические, омонимические и антонимические отношения в истории русского словообразования
Глава III.Историческое словообразование и историческая стилистика
Заключение
Примечания
Принятые сокращения
Литература
Дополнения ко второму изданию
 Проблемы исторической семасиологии русского языка
 Проблемы русской исторической морфемики
 Дополнения к библиографии

Из введения
top
1. В настоящее время все очевиднее становится необходимость применения к исследованию языковых явлений трех аспектов: деривационного, системно-парадигматического и функционального. Деривационный аспект позволяет определить основные закономерности возникновения языковых единиц (как вторичных, производных) на базе уже существующих в языке (первичных, производящих по отношению к первым). Системно-парадигматический аспект вскрывает системную упорядоченность языковых единиц, показывает регулирующий характер языковой системы при распределении возникающих вторичных единиц. Функциональный аспект дает возможность определить основные функции, которые приобретают языковые единицы в процессе построения сложных коммуникативных последовательностей.

Эти три аспекта языка тесно связаны друг с другом. Языковой факт возникает на основании системных отношений, которые существуют в языке, причем возникает как функциональная единица. В процессе функционирования в определенной речевой сфере, во взаимодействии с однопорядковыми и разнопорядковыми фактами он закрепляется в парадигматической системе языка или остается за пределами этой системы. В нашу задачу не входит подробное рассмотрение всех трех аспектов Основное внимание в работе будет уделено исторической деривации в системе русской лексики. Однако будут учитываться и другие аспекты языковой реальности.

Деривационный аспект может быть применен к явлениям любой языковой сферы, в том числе и фонологии при рассмотрении вопросов фонемообразования. Все же основной сферой его применения является сфера двусторонних языковых единиц: слов, словоформ, словосоединений (словосочетаний, предложений). Таким образом, речь должна идти о деривационном аспекте лексики (словообразовании), морфологии (формообразовании) и синтаксиса (образовании вторичных синтаксических единиц). Каждый из этих деривационных разделов языка характеризуется специфическими чертами. Но существуют и общие закономерности деривации, которые применимы к лексике и грамматике. Перед наукой стоит задача изучить общие и частные законы деривации; результаты такого изучения должны составить содержание новой научной дисциплины – дериватологии. В зависимости от задач, материала и метода исследования дериватология, как и любой раздел науки о языке, может быть общей и частной, описательной и исторической, сравнительной и сопоставительной и т.д.

Хотя дериватологии как отдельной научной дисциплины пока не существует, исследования в деривационном аспекте языковых явлений проводятся с разной степенью интенсивности применительно к разным уровням языка. Наиболее изученной в этом плане оказалась лексика в связи с бурным развитием словообразовательной науки; менее изучена грамматическая система языка. Правда, в последнее время появились исследования по деривационной грамматике [81] и деривационному синтаксису [781. Однако это только первые опыты изучения грамматики в данном направлении, поэтому поиски здесь должны идти вглубь (т.е. по отдельным разделам системы языка) и вширь (т.е. по линии выявления параллелизма деривационных процессов и отношений в лексике и грамматике) [47, с.23].

Уже первые выводы, которые удалось сделать путем обобщения результатов исследования разных языковых фактов в деривационном аспекте, имеют теоретическое значение и уточняют существующие положения, выдвинутые без учета общих деривационных закономерностей. Так, подлежит пересмотру вопрос о системном статусе словообразования. Вопреки активно проводимой сейчас точке зрения, согласно которой словообразование выделяется в самостоятельный ярус языка [80, с.9], его следует квалифицировать как деривационный аспект лексики, так же как формообразование – деривационный аспект морфологии [68, с.3–8]. Словообразование системно организовано именно как часть деривационной системы языка, а потому, в свою очередь, является системообразующим фактором лексики. Основной единицей деривационной системы языка является деривационное средство, которое в словообразовании тесно связано с характером производящих единиц и поэтому проявляет себя как конституирующий элемент словообразовательного типа, принятого в науке за основную классификационную единицу словообразовательной системы русского языка [113, с.135].

С деривационным средством связаны основные пути создания в языке вторичных единиц. Исследованиями последних лет установлено, что деривация в лексике происходит двумя путями: 1) с присоединением специальных языковых средств к производящей базе (морфемный, морфологический путь) и 2) без присоединения особых средств, а путем переосмысления производящей базы (семантический путь) [67, с.155]. В силу общих закономерностей деривации мы вправе полагать, что эти два пути являются общими и для других языковых сфер, мало того – универсальными для типологически и генетически близких языков [96, с.216–222]. Факты подтверждают это, по крайней мере, применительно к формообразованию.

Основной предмет дериватологии как научной дисциплины – деривационные процессы и деривационные отношения. В нашу задачу входит исследование деривации в области лексики (т.е. лексической деривации1), поэтому объектом нашего рассмотрения будут словообразовательные процессы и словообразовательные отношения в их взаимодействии и взаимообусловленности. Решить эту задачу можно только при историческом подходе к языковым фактам.

2. Словообразовательные процессы развертываются во времени, поэтому "словообразование в своей сущности исторично" [130, с.154 ]. Однако в современной науке основное внимание уделяется описанию фактов словообразования с синхронических позиций, то есть рассмотрению сосуществования словообразовательных форм и их функционального использования. Вот почему в повестку дня лингвистических исследований ставится "историческое словообразование", изучающее словообразование как процесс. Основной исследовательской задачей этой научной дисциплины является "описание исторического развития словообразовательной системы русского языка" [46, с.3]. Данная задача глобальна и составляет программу-максимум историко-словообразовательных исследований. К настоящему времени проделана определенная работа по изучению в историческом плане отдельных "участков" словообразовательной системы русского языка, получены конкретные результаты, которые позволяют уже сейчас сделать некоторые обобщения по основным проблемам исторического словообразования.

Историческое словообразование рассматривает словообразование как развивающийся феномен. Развитие словообразования обусловлено как экстралингвистическими, так и собственно лингвистическими факторами. Оставляя в стороне вопрос об экстралингвистических факторах развития словообразования, требующий специального изучения, отметим, что лингвистические факторы могут быть общеязыковыми, обусловленными общеязыковыми тенденциями, и внутренними факторами самого словообразования, присущими только ему.

К общеязыковым тенденциям, влияющим на развитие словообразовательной системы, следует отнести общие тенденции развития частей речи в истории русского языка. Выдающимися учеными прошлого установлено, что развитие это шло в направлении от диффузности (недифференцированности) частей речи к их обособленности друг от друга (дифференцированности, самостоятельности) и сопровождалась формированием семантической, грамматической и словообразовательной специфики каждой из них [108, с.5]. Семантическая специфика части речи определяется ее категориальным значением. Категориальные значения являются самостоятельными семантическими единицами и составляют особый тип языковых значений (наряду с лексическими, грамматическими, словообразовательными). Категориальные (или обобщенные – [113, с.453]) значения составляют общесемантическое поле части речи. Именно на этих значениях строится система семантических отношений между частями речи, на них основаны межкатегориальные словообразовательные отношения (глагольно-именные, субстантивно -адъективные и др. [46, с.9; 118, с.12 и след.]).

А.А.Потебня считал, что по направлению к современному состоянию в русском языке обнаруживается усиление глагольности и адъективности [107, с.516–517; 108, с.5, 274 и др.]. Это естественный процесс, сопровождавший обособление частей речи в системе русского языка и их противопоставленность существительному, приведший к сосредоточению и закреплению процессуальных значений в глаголе, а адъективных – в прилагательном. На этих основаниях формировались те общие "семантические тенденции*, которые управляют словообразованием русского языка, тенденции, устанавливающие деривационную зависимость имен с "вербальной" семантикой от глагола и существительных с "адъективной" семантикой от прилагательного [5, с.781. Поскольку указанные тенденции имеют исторический характер, их становление и усиление отражались на развитии словообразовательной системы русского языка (Подробнее об этом см. в наших работах: [85, с.66–67; 46, с.11 и след.]).

Не менее важными в истории русского словообразования были внутренние факторы его развития: взаимодействие семантического и морфемного словопроизводства, внутриспособное взаимодействие словообразовательных категорий, межуровневое взаимодействие словообразования и формообразования, взаимодействие и взаимообусловленность словообразовательных процессов и отношений и т.д. Все эти проблемы так или иначе освещаются в данной работе.

Рассматривая словообразовательную систему русского языка как развивающийся феномен, мы тем самым признаем, что любое явление, любой факт, любая "деталь" этой системы могут быть рассмотрены под историческим углом зрения, причем даже те из них, на которых основывается представление об относительной устойчивости словообразовательной системы. Меняются словообразовательные отношения между группами слов, возникают новые связи, соответственно изменяются представления об оформленности производных слов, образуются новые структурные единицы, которые могут использоваться в качестве образца в словообразовательных процессах. Развертывается взаимодействие внутрикатегориального и межкатегориального словообразования, меняется словообразовательная семантика, возникают новые словообразовательные типы (СТ), новые способы словопроизводства (конфиксация, аббревиация и др.). Активизируются связи между звеньями словообразовательной цепи (СЦ), развивается возможность взаимной и обратной мотивированности в СЦ; происходят изменения в системно-парадигматических рядах между производными образованиями. Возникают синонимические СТ, развивается внутриспособная и межспособная синонимия, находящаяся в постоянном взаимодействии со словообразовательной антонимией и омонимией. Таковы только некоторые изменения, постоянно происходящие в системе словообразования. Описание словообразовательной системы в развитии, во взаимосвязи и взаимодействии всех развертывающихся в ее сфере процессов зависит от тех исследовательских приемов, которые будут применены к ее изучению.


Об авторе
top
dop Геннадий Алексеевич НИКОЛАЕВ

Доктор филологических наук, профессор кафедры истории русского языка и языкознания Казанского государственного университета. Специалист в области истории русского языка (историческое словообразование, семасиология, стилистика); ряд его исследований посвящен истории языкознания. В 1959 г. окончил историко-филологический факультет Казанского государственного университета. В 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "Формы именного словообразования в языке Мерила Праведного XIV века", в 1988 г. – докторскую диссертацию "Теоретические проблемы русского исторического словообразования". Заслуженный деятель науки Республики Татарстан (1997). Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2002). Член Комиссии по словообразованию при Международном комитете славистов. Преподавал в университетах Польши, Германии и Испании, в ряде зарубежных университетов выступал с лекциями и докладами.

Г. А. Николаев – автор более 260 научных работ, опубликованных в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе монографий "Очерки по историческому словообразованию русского языка" (1994), "Лекции по русскому словообразованию" (2009) и др.