Живое слово добра и мудрости
Притча – это искусство слова попадать в сердце.
Народная мудрость гласит: "Красна речь с притчею". Действительно, использование притчи делает речь яркой, образной, поучительной. Это особенно важно для речи студента-гуманитария, который в своей профессиональной деятельности выступает не только как информатор, но и как рассказчик, поэтому он должен уметь владеть речью повествователя, развивать свои импровизационные способности и умения. Притча предоставляет в этом плане большие возможности. В античности притча входила в число "прогимнасм" – подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Все эти упражнения имели целью подготовить ученика к использованию притчи как одного из средств аргументации в публичной речи. В "Предуготовлении к красноречию" древнего ритора Автония (IV в. н.э.) были намечены основные пути и приемы работы с притчей, которые мы можем использовать сегодня в вузе. Притча оставалась актуальной не только во времена античности и средневековья, этот жанр продолжал существовать и развиваться и в XVIII–XIX в. Так, Л.Н.Толстой в "Азбуке" особенно широко использует сюжеты притч Эзопа. Писателя-педагога привлекали в них простота языка, формы и стиля, обыденность обыгрываемых ситуаций, общедоступность содержания. Библейские и мирские притчи оказались необходимыми и в новых исторических условиях. Секрет популярности притчи кроется не только в специфических особенностях ее содержания и художественной формы, но и в доступности для любого слушателя. Она легко запоминается, прочно держится в памяти. На протяжении длительной истории этого жанра в мировой литературе притча сложилась как законченная и совершенная художественная форма. Она имеет уравновешенную и, видимо, единственно присущую ей традиционную композицию. Притча, кроме того, соединяет в себе стремление к оценке и обобщению явлений жизни, с одной стороны, с изысканностью содержания и формы в соединении с занимательностью и красочностью повествования – с другой. Причем в притче часто отмечают и "новеллистический" эффект, который подготавливается определенным динамизмом и напряженностью сюжета, разрешаемыми в толковании иносказания. Таким образом, притча является речевым жанром, который в равной степени способен воздействовать и на ум, и на чувства слушателей. Именно совокупность этих признаков натолкнула на творческое использование притчи в профессиональной речи студентов-гуманитариев. Притчи можно использовать в самых разных случаях: в качестве аргумента в беседе, споре, дискуссии; в разрешении конфликтных ситуаций; при публичном выступлении и т.д. Так что же такое притча? Притча – короткий рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме, но без морали, прямого наставления. Мораль каждый извлекает (или не извлекает) из притчи сам, следует (или не следует) наставлениям. Не случайно словарь В.И.Даля толкует притчу как "поучение в примере". Слово "притча" имеет два дополняющих друг друга значения: случай (сравним: при-текать и с-течение) и указатель пути (древнее значение слова "течь" – идти, двигаться), следовательно, при-тча – это что-то необходимое "при пути", а путь, как известно, непреходящий символ человеческой жизни. Таким образом, событие притчи неотделимо от порождаемого им же самим морального напутствия. Притча заставляет думать, понимать свои чувства и поступки, видеть промахи, становиться лучше. Притча учит нравственности. Современный студент-гуманитарий, к сожалению, плохо знаком с притчей как речевым жанром, его особенностями; не умеет рассказать притчу в той или иной ситуации, т.е. не использует всех возможностей притчи, которые так творчески использовались древними риторами. Задача данного учебного пособия в том и заключается, чтобы научить студентов-гуманитариев умению рассказывать, т.е. создавать сам жанр притчи или использовать его в сочетании с другими, например, уместно вводить притчу – в дискуссию, в ораторское выступление и т.д. Что принципиально нового содержит в себе данная книга? В ходе анализа теоретических и практических пособий по русской частной риторике (XVIII–начала XX в.) выявлены наиболее традиционные разновидности притчи, которым отдается предпочтение на протяжении всего изученного периода отечественной риторики; показана роль притчи как дидактической единицы в обучении профессиональной речи. Выявлены и охарактеризованы общие параметры для характеристики притчи: определение предметного плана; целевое назначение; расположение материала; слог (стиль) изложения материала. Определен круг понятий, лежащих в основе формирования профессионально речевых устных умений (притча как речевой жанр, структура и разновидности притчи, их употребление в речи и т.д.). Уточнен круг коммуникативно-речевых умений: а) анализировать данный речевой жанр по определенным параметрам (соответствие критериям жанра, коммуникативному намерению и способам его выражения, речевой ситуации и т.д.) и оценивать анализируемый жанр; б) создавать текст в соответствии с его жанровыми особенностями; уместно вводить разновидности притчи в другие жанры; в) оценивать созданный текст, его использование в сочетании с другими жанрами. Разработаны оптимальные приемы формирования устно-речевых умений (анализ речевой ситуации, моделирование ситуаций, самоанализ, риторический анализ, риторическая задача, риторическая игра и др.). Доказано, что при организации системы обучения притче как устному речевому жанру повествовательного характера следует привлекать исторический опыт как отечественной, так и зарубежной методики обучения языку и речи, а также частной риторики, где формирование речевых умений предполагало воспитание речевого вкуса и развитие личности говорящего. Структура книги такова. Первая глава "Притча "яко злато в земли": из веков минувших в наши дни", посвященная жанровому своеобразию притчи, представляется достаточно актуальной в связи с усилившимся в наше время интересом к поэтике жанров и недостаточной разработанностью как самого понятия жанр, так и многих аспектов жанра притчи. Целью данной главы является выявление признаков притчи на разных уровнях организации текста и описание ее особенностей. Эта цель определила конкретные задачи: 1) обобщение и систематизацию рассеянных в научных работах сведений о жанре притчи; 2) определение особенностей употребления этого жанра в античной, древнерусской литературе и литературе Нового времени; 3) выделение основных структурных типов притч и разработку внутрижанровой классификации; 4) детальное рассмотрение особенностей языка притч. Во второй главе "Когда малое учит большому: античная притча" рассказывается о том, как зародилась притча, как выделилась в самостоятельный жанр устной словесности в Древней Греции, как стала служить ораторам основным подспорьем в аргументации, как на рубеже классической эпохи и эллинизма попала в риторскую школу и начала входить в число "прогимнасм", подготовительных упражнений, с которых начиналось обучение ритора. Третья глава "Открою уста Мои в притче: библейская притча" знакомит читателей с притчами Ветхого и Нового Завета, которые оказали наибольшее влияние на развитие жанра притчи; показывает многозначность понятия "притча". В Библии она может быть пословицей, мудрым изречением, моральным наставлением, кратким рассказом. В этой главе выделяются основные разновидности библейской притчи; показывается своеобразие каждой разновидности притчи. Так, притчевое изречение встречается в Библии в разных формах. Все притчевые изречения могут быть развернуты в притчи, но мудрецы Ветхого Завета предпочитают притчевые изречения как более краткие. Интересно сопоставление притчевого изречения как особого вида притчи в Библии с афористическим высказыванием. В четвертой главе "Притча – школа красноречия: новые техники и технологии овладения притчей" показываются основные пути и приемы (выводим мораль из притчи; возводим к древности; сокращаем притчу; распространяем притчу; рассказываем притчу к месту; вводим притчу в высказывание; опровергаем притчу) работы с притчей. Для более успешного овладения содержанием пособия выбрана и его структура – организация теоретического материала и характер практических заданий. Практический материал включает в себя коммуникативно-речевые задачи, требующие применения полученных знаний в приближенных к естественным условиям ситуациях общения и предполагающие развитие умения использовать притчи в своей речи. При организации практической деятельности мы руководствовались сложившимися в методике развития речи традициями в отборе и характеристике видов упражнений: задания аналитического характера (на основе анализа конкретного печатного текстового продукта; на основе анализа конкретного образца речевого поведения; на основе анализа собственного речевого поведения); аналитико-синтетического и конструктивного характера, последние открывают возможности для формирования речевых умений, направленных на частичный синтез текстовой ткани: создание фрагмента текста на основе данного, распространение исходного материала текста, замена отдельных текстовых фрагментов и т.п. Вариативность и разнообразие форм, методов и средств обучения, используемых преподавателем, позволяют студентам глубже проникнуть в мир притчи, помогают создать творческую атмосферу в аудитории, эмоциональный настрой студентов на рассказывание притчи. Материал пособия предполагает индивидуальную и коллективную формы работы. Изучение теории может быть коллективным и самостоятельным (в аудитории и вне), практические задания лучше выполнять в группе. Важную роль в книге играет мини-хрестоматия – это тексты наиболее известных и распространенных античных, библейских и древнерусских притч. В настоящее время, когда наше общество возвращается к истинному пониманию непреходящих ценностей, среди которых приоритетное значение имеют нравственные понятия, жанр притчи необычайно важен и актуален, неся огромный заряд духовной энергии. Любовь Егоровна ТУМИНА Родилась в Москве 11 ноября 1957 года. Профессор кафедры риторики и культуры речи Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Доктор педагогических наук с 1988 года. Л.Е.Тумина вела занятия на факультете славянской и западноевропейской филологии, а также на филологическом и социологическом факультетах МПГУ; факультете государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова; юридическом факультете ИМПЭ им. А.С.Грибоедова. Читаемые учебные курсы: "Теория и история риторики", "Русский язык и культура устной речи", "Современное деловое общение". Л.Е.Тумина - автор 394 научных и научно-методических трудов по проблемам риторики, культуры речи и эффективной коммуникации, в том числе: трех индивидуальных монографий; двух словарей (соавтор); двенадцати учебников по педагогической и школьной риторике (соавтор). Круг научных интересов Л.Е.Туминой: риторика и эффективная коммуникация, культура речи современного преподавателя, современное деловое общение, риторика уважения и современный деловой этикет, история русской риторики. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |