Введение |
Часть 1. | Условия реализации федеральной региональной политики в России |
| Глава 1. | Тенденции и факторы социально-экономического развития российских регионов |
| | 1.1. | Подходы к диагностике регионального развития и ее проблемы |
| | | 1.1.1. Основные подходы к диагностике регионального развития |
| | | 1.1.2. «Белые пятна» российской статистики |
| | | Проблема учета межрегиональных различий в уровне цен |
| | | Отставание в развитии муниципальной статистики |
| | | Отсутствие важных показателей по субъектам Федерации |
| | | Проблемы построения длинных временных рядов показателей |
| | | 1.1.3. Типичные ошибки в интерпретации показателей |
| | 1.2. | Основные закономерности развития регионов |
| | | 1.2.1. Динамика численности населения за 20 лет |
| | | 1.2.2. Современные межрегиональные диспропорции |
| | 1.3. | Факторы регионального развития и их иерархия |
| | | 1.3.1. Обобщение существующих исследований по факторам социально-экономического развития регионов |
| | | 1.3.2. Пирамида факторов регионального развития |
| | | Природно-климатические условия и ресурсы |
| | | Система расселения и демографические характеристики |
| | | Обеспеченность инфраструктурой |
| | | Уровень развития и структура экономики |
| | | Институты и политика государства |
| Глава 2. | Перекройка административно-территориального деления и формирование макрорегионов |
| | 2.1. | Укрупнение субъектов Российской Федерации |
| | | 2.1.1. Советское наследие и российская Конституция |
| | | 2.1.2. Ликвидация шести автономных округов |
| | | 2.1.3. Целесообразность новых решений об объединении регионов |
| | | 2.1.4. История особых отношений центра с Татарстаном |
| | | 2.1.5. Расширение границ Москвы |
| | 2.2. | Реформа территориальных основ местного самоуправления |
| | | 2.2.1. Советское наследие и мотивы реформы местного самоуправления |
| | | 2.2.2. Современные территориальные основы местного самоуправления |
| | 2.3. | Макрорегионы России: экономические районы, федеральные округа и другие |
| | | 2.3.1. Макрорегионы как способ оптимизации управления |
| | | Военные округа как предшественники федеральных |
| | | Создание федеральных округов и политические полномочия полпредов |
| | | Роль полпредов в экономическом развитии регионов |
| | | Взаимодействие полпредов и федеральной исполнительной власти |
| | | 2.3.2. Макрорегионы как объекты территориального планирования |
| | | Советский опыт экономического районирования |
| | | Попытки реанимации экономического районирования в 2000-е годы |
| | | Стратегии социально-экономического развития федеральных округов |
| | | 2.3.3. Макрорегионы как объекты федеральной региональной политики |
| | | 2.3.4. Макрорегионы как единицы статистического учета |
| | | 2.3.5. Макрорегионы как группы взаимодействующих субъектов Федерации |
| Глава 3. | Многообразие федерального влияния на экономику регионов и место в нем региональной политики |
| | 3.1. | Классификация инструментов федерального влияния на региональное развитие |
| | | 3.1.1. Правовые инструменты |
| | | 3.1.2. Федеральные чиновники в регионах |
| | | 3.1.3. Налогово-бюджетные инструменты и проблема непрозрачности прямых расходов |
| | | 3.1.4. Федеральные средства вне федерального бюджета |
| | 3.2. | Что такое региональная политика |
Часть 2. | Межбюджетные отношения |
| Глава 4. | Становление межбюджетных отношений в России |
| | 4.1. | Программы реформ в сфере межбюджетных отношений |
| | 4.2. | Нормативно-правовая база межбюджетных отношений |
| Глава 5. | Разграничение полномочий и бюджетные расходы |
| | 5.1. | Разграничение расходных обязательств между бюджетами разных уровней |
| | | 5.1.1. Недостаточная четкость разграничения полномочий |
| | | 5.1.2. Бюджеты на местах: перегруженность социальными обязательствами при дефиците экономических полномочий |
| | | Законодательное закрепление расходных обязательств |
| | | Статистика бюджетных расходов |
| | | Новая реформа разграничения полномочий |
| | 5.2. | Проблема повышения эффективности бюджетных расходов |
| | 5.3. | Проблема количественных оценок расходных обязательств |
| Глава 6. | Формирование налоговых доходов |
| | 6.1. | Полномочия органов власти разных уровней в налоговой сфере |
| | | 6.1.1. Налоговые полномочия в разных моделях бюджетного федерализма |
| | | 6.1.2. Российская налоговая система и полномочия властей на местах |
| | | 6.1.3. Причины ограничения налоговых полномочий регионов и муниципалитетов |
| | | Опыт регионов по увеличению налоговой нагрузки |
| | | Опыт регионов по уменьшению налоговой нагрузки |
| | | 6.1.4. Тенденции и перспективы изменения налоговых полномочий регионов и муниципалитетов |
| | 6.2. | Распределение налогов между бюджетами разных уровней |
| | | 6.2.1. Сложившиеся в мире подходы к разделению налогов между уровнями бюджетной системы |
| | | 6.2.2. Формирование российской системы распределения налогов |
| | | Российская налоговая система 1990-х как пример неудачного копирования зарубежного опыта |
| | | Пропорции разделения налогов между бюджетами разных уровней и структура налоговых доходов |
| | | 6.2.3. Возможности увеличения доли регионов и муниципалитетов в налогах |
| | 6.3. | Проблемы зачисления налогов в региональные и местные бюджеты |
| | | 6.3.1. Нестабильность налогового законодательства |
| | | 6.3.2. Низкая собираемость имущественных налогов |
| | | 6.3.3. Проблема уплаты налогов по месту фактической деятельности компаний |
| | | 6.3.4. Уплата подоходного налога – по месту работы или по месту жительства? |
| Глава 7. | Система межбюджетных трансфертов |
| | 7.1. | Чрезмерная сложность структуры трансфертов |
| | | 7.1.1. Виды трансфертов и цели их предоставления |
| | | 7.1.2. Субвенции Фонда компенсаций |
| | 7.2. | Проблема определения масштабов финансовой помощи регионам |
| | | 7.2.1. Финансовая помощь в России и моделях бюджетного федерализма |
| | | 7.2.2. Представления о территориальной справедливости |
| | | 7.2.3. Фактическая зависимость регионов от федеральных трансфертов |
| | | 7.2.4. Финансовая помощь и сбалансированность бюджетов |
| | 7.3. | Недостаточная прозрачность межбюджетных трансфертов |
| | | 7.3.1. Специфика методики Фонда финансовой поддержки регионов |
| | | Общие подходы к расчету дотаций |
| | | Индекс налогового потенциала |
| | | Индекс бюджетных расходов |
| | | Основные изменения, произошедшие в методике |
| | | Дотационные регионы |
| | | 7.3.2. Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов: за и против |
| | | 7.3.3. Подходы к распределению субсидий по регионам |
| | 7.4. | Целесообразность трансформации системы субсидий |
| | | 7.4.1. Плюсы и минусы субсидий как межбюджетных трансфертов |
| | | 7.4.2. Возможные направления трансформации системы субсидий |
| | 7.5. | Создание условий для повышения качества бюджетной политики регионов |
| | | 7.5.1. Антистимулы в действующей системе межбюджетных трансфертов |
| | | 7.5.2. Попытки решения проблемы |
| | | Ограничение самостоятельности властей дотационных регионов |
| | | Поощрительные гранты (дотации) |
| | | Альтернативные варианты |
| | 7.6. | Особенности межбюджетных отношений в субъектах Федерации |
| | | 7.6.1. Межбюджетные отношения в регионах до реформы местного самоуправления |
| | | 7.6.2. Современные особенности межбюджетных отношений в регионах |
Часть 3. | Федеральная поддержка экономического развития регионов, или "классическая" региональная политика |
| Глава 8. | Формирование идеологии и институтов федеральной региональной политики |
| | 8.1. | Краткая характеристика зарубежного опыта региональной политики |
| | | 8.1.1. Цели и масштабы региональной политики |
| | | 8.1.2. Теоретическая основа региональной политики |
| | | 8.1.3. Типичные объекты региональной политики |
| | | Экономическая отсталость или депрессивность? |
| | | Граница: барьер или стимул для развития |
| | | 8.1.4. Инструменты региональной политики, их достоинства и недостатки |
| | 8.2. | Почему России необходима региональная политика |
| | | 8.2.1. Как региональные проблемы мешают экономическому развитию страны |
| | | 8.2.2. Мифы региональной политики |
| | | Трактовка факторов развития регионов для региональной политики |
| | | Определение места региональной политики в общеэкономической |
| | | Региональная политика и ВТО |
| | | Региональная политика и конституционный принцип равноправия субъектов РФ |
| | | Региональная политика и постиндустриализация |
| | | Оценка эффективности региональной политики |
| | 8.3. | Органы власти, ответственные за региональную политику |
| | | 8.3.1. Федеральные министерства |
| | | 8.3.2. Надминистерские структуры |
| | 8.4. | Нормативно-правовая база и программные документы региональной политики |
| | | 8.4.1. Инициативы Администрации Президента РФ в 1990-е годы |
| | | 8.4.2. Провал интереса к региональной политике первой половины 2000-х годов |
| | | 8.4.3. Концепции Минрегиона России и региональная политика в Стратегии-202 |
| Глава 9. | Инструменты федеральной региональной политики |
| | 9.1. | Федеральные целевые и государственные программы развития регионов |
| | | 9.1.1. Федеральные целевые программы 1990-х годов |
| | | 9.1.2. Пересмотр федеральных целевых программ с начала 2000-х |
| | | 9.1.3. Государственные программы |
| | 9.2. | Инвестиционный фонд Российской Федерации |
| | | 9.2.1. Принципы функционирования Инвестиционного фонда |
| | | 9.2.2. Проекты общегосударственного значения |
| | | 9.2.3. Региональные инвестиционные проекты |
| | 9.3. | Федеральная поддержка моногородов |
| | | 9.3.1. Значение федеральной поддержки моногородов как направления региональной политики |
| | | 9.3.2. Формирование перечня моногородов |
| | | 9.3.3. Меры федеральной поддержки моногородов |
| | 9.4. | Стратегическое планирование, согласование федеральных и региональных стратегий и программ |
| | | 9.4.1. Согласование программ развития регионов |
| | | 9.4.2. Согласование региональных стратегий развития |
| | | 9.4.3. Стратегии развития макрорегионов |
| | 9.5. | Прочие инструменты федеральной региональной политики |
| | | 9.5.1. Северная политика |
| | | 9.5.2. Закон о зонах территориального развития |
| | | 9.5.3. Попытки внедрения кластерной политики |
| | | 9.5.4. Оценка эффективности работы региональных властей |
| | | Обзор отраслевых методик оценки качества управления в регионах |
| | | Апробированная комплексная методика оценки эффективности деятельности региональных властей и ее недостатки |
| | | Новации в оценке работы региональных властей 2012 года |
| | | Оценка эффективности работы органов местного самоуправления |
| | | 9.5.5. Остальные инструменты региональной политики |
Часть 4. | Региональные аспекты федеральной инвестиционной и инновационной политики |
| Глава 10. | Особые экономические зоны (ОЭЗ) |
| | 10.1. | Мировой опыт создания ОЭЗ |
| | 10.2. | Российские территории с особым статусом до 2005 года |
| | 10.3. | Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» |
| | | 10.3.1. Особенности создания ОЭЗ |
| | | Виды ОЭЗ и цели их создания |
| | | Требования к территории ОЭЗ |
| | | Принципы отбора регионов для создания ОЭЗ |
| | | 10.3.2. Выбор способа управления ОЭЗ |
| | | 10.3.3. Резиденты ОЭЗ: дополнительные требования и дополнительные преференции |
| | | Требования к резидентам ОЭЗ и набор преференций для них |
| | | Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ |
| | | Режим свободной таможенной зоны |
| | 10.4. | Современная география ОЭЗ |
| | | 10.4.1. ОЭЗ, созданные на конкурсной основе |
| | | 10.4.2. Досрочно ликвидированные ОЭЗ |
| | | 10.4.3. ОЭЗ, созданные вне конкурсных процедур |
| | 10.5. | Результаты функционирования ОЭЗ и факторы, их определившие |
| | | 10.5.1. Результаты работы ОЭЗ и оценка их эффективности |
| | | 10.5.2. Резиденты промышленно-производственных ОЭЗ |
| | 10.6. | ОЭЗ в Калининградской области |
| | | 10.6.1. Калининградская область как свободная таможенная зона |
| | | Правила работы свободной таможенной зоны |
| | | Результаты функционирования ОЭЗ в Калининградской области до середины 2000-х годов |
| | | 10.6.2. Закон 2006 года: от таможенных льгот к налоговым |
| | 10.7. | ОЭЗ в Магаданской области |
| Глава 11. | Федеральная поддержка инноваций в регионах |
| | 11.1. | Система инструментов федеральной инновационной политики с четкой региональной привязкой |
| | 11.2. | Технопарки в сфере высоких технологий |
| | 11.3. | Наукограды |
| | 11.4. | Инновационный центр "Сколково" |
| | 11.5. | Территориальные инновационные кластеры |
| | 11.6. | Общие выводы и рекомендации по региональным аспектам федеральной инновационной политики |
Вместо заключения |
Приложения |
| Приложение 1. Основные закономерности развития регионов |
| Приложение 2. Межбюджетные отношения |
| Приложение 3. Инструменты федеральной региональной политики |
| Приложение 4. Особые экономические зоны |
| Приложение 5. Федеральная поддержка инноваций в регионах |