URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности Обложка Кузнецова О.В. Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности
Id: 190639
968 р.

Региональная политика России:
20 лет реформ и новые возможности. Изд. 3

2017. 392 с.
Типографская бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена анализу становления федеральной региональной политики в России с начала 1990-х годов и на протяжении более чем 20 лет рыночных преобразований. Показываются как достижения проведенных реформ, так и сохраняющиеся проблемы в сфере экономических отношений центра и регионов, предлагаются возможные пути совершенствования региональной политики. В работе рассматриваются тенденции и факторы социально-экономического... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Часть 1.Условия реализации федеральной региональной политики в России
 Глава 1.Тенденции и факторы социально-экономического развития российских регионов
  1.1.Подходы к диагностике регионального развития и ее проблемы
  1.1.1. Основные подходы к диагностике регионального развития
  1.1.2. «Белые пятна» российской статистики
  Проблема учета межрегиональных различий в уровне цен
  Отставание в развитии муниципальной статистики
  Отсутствие важных показателей по субъектам Федерации
  Проблемы построения длинных временных рядов показателей
  1.1.3. Типичные ошибки в интерпретации показателей
  1.2.Основные закономерности развития регионов
  1.2.1. Динамика численности населения за 20 лет
  1.2.2. Современные межрегиональные диспропорции
  1.3.Факторы регионального развития и их иерархия
  1.3.1. Обобщение существующих исследований по факторам социально-экономического развития регионов
  1.3.2. Пирамида факторов регионального развития
  Природно-климатические условия и ресурсы
  Система расселения и демографические характеристики
  Обеспеченность инфраструктурой
  Уровень развития и структура экономики
  Институты и политика государства
 Глава 2.Перекройка административно-территориального деления и формирование макрорегионов
  2.1.Укрупнение субъектов Российской Федерации
  2.1.1. Советское наследие и российская Конституция
  2.1.2. Ликвидация шести автономных округов
  2.1.3. Целесообразность новых решений об объединении регионов
  2.1.4. История особых отношений центра с Татарстаном
  2.1.5. Расширение границ Москвы
  2.2.Реформа территориальных основ местного самоуправления
  2.2.1. Советское наследие и мотивы реформы местного самоуправления
  2.2.2. Современные территориальные основы местного самоуправления
  2.3.Макрорегионы России: экономические районы, федеральные округа и другие
  2.3.1. Макрорегионы как способ оптимизации управления
  Военные округа как предшественники федеральных
  Создание федеральных округов и политические полномочия полпредов
  Роль полпредов в экономическом развитии регионов
  Взаимодействие полпредов и федеральной исполнительной власти
  2.3.2. Макрорегионы как объекты территориального планирования
  Советский опыт экономического районирования
  Попытки реанимации экономического районирования в 2000-е годы
  Стратегии социально-экономического развития федеральных округов
  2.3.3. Макрорегионы как объекты федеральной региональной политики
  2.3.4. Макрорегионы как единицы статистического учета
  2.3.5. Макрорегионы как группы взаимодействующих субъектов Федерации
 Глава 3.Многообразие федерального влияния на экономику регионов и место в нем региональной политики
  3.1.Классификация инструментов федерального влияния на региональное развитие
  3.1.1. Правовые инструменты
  3.1.2. Федеральные чиновники в регионах
  3.1.3. Налогово-бюджетные инструменты и проблема непрозрачности прямых расходов
  3.1.4. Федеральные средства вне федерального бюджета
  3.2.Что такое региональная политика
Часть 2.Межбюджетные отношения
 Глава 4.Становление межбюджетных отношений в России
  4.1.Программы реформ в сфере межбюджетных отношений
  4.2.Нормативно-правовая база межбюджетных отношений
 Глава 5.Разграничение полномочий и бюджетные расходы
  5.1.Разграничение расходных обязательств между бюджетами разных уровней
  5.1.1. Недостаточная четкость разграничения полномочий
  5.1.2. Бюджеты на местах: перегруженность социальными обязательствами при дефиците экономических полномочий
  Законодательное закрепление расходных обязательств
  Статистика бюджетных расходов
  Новая реформа разграничения полномочий
  5.2.Проблема повышения эффективности бюджетных расходов
  5.3.Проблема количественных оценок расходных обязательств
 Глава 6.Формирование налоговых доходов
  6.1.Полномочия органов власти разных уровней в налоговой сфере
  6.1.1. Налоговые полномочия в разных моделях бюджетного федерализма
  6.1.2. Российская налоговая система и полномочия властей на местах
  6.1.3. Причины ограничения налоговых полномочий регионов и муниципалитетов
  Опыт регионов по увеличению налоговой нагрузки
  Опыт регионов по уменьшению налоговой нагрузки
  6.1.4. Тенденции и перспективы изменения налоговых полномочий регионов и муниципалитетов
  6.2.Распределение налогов между бюджетами разных уровней
  6.2.1. Сложившиеся в мире подходы к разделению налогов между уровнями бюджетной системы
  6.2.2. Формирование российской системы распределения налогов
  Российская налоговая система 1990-х как пример неудачного копирования зарубежного опыта
  Пропорции разделения налогов между бюджетами разных уровней и структура налоговых доходов
  6.2.3. Возможности увеличения доли регионов и муниципалитетов в налогах
  6.3.Проблемы зачисления налогов в региональные и местные бюджеты
  6.3.1. Нестабильность налогового законодательства
  6.3.2. Низкая собираемость имущественных налогов
  6.3.3. Проблема уплаты налогов по месту фактической деятельности компаний
  6.3.4. Уплата подоходного налога – по месту работы или по месту жительства?
 Глава 7.Система межбюджетных трансфертов
  7.1.Чрезмерная сложность структуры трансфертов
  7.1.1. Виды трансфертов и цели их предоставления
  7.1.2. Субвенции Фонда компенсаций
  7.2.Проблема определения масштабов финансовой помощи регионам
  7.2.1. Финансовая помощь в России и моделях бюджетного федерализма
  7.2.2. Представления о территориальной справедливости
  7.2.3. Фактическая зависимость регионов от федеральных трансфертов
  7.2.4. Финансовая помощь и сбалансированность бюджетов
  7.3.Недостаточная прозрачность межбюджетных трансфертов
  7.3.1. Специфика методики Фонда финансовой поддержки регионов
  Общие подходы к расчету дотаций
  Индекс налогового потенциала
  Индекс бюджетных расходов
  Основные изменения, произошедшие в методике
  Дотационные регионы
  7.3.2. Дотации на обеспечение сбалансированности бюджетов: за и против
  7.3.3. Подходы к распределению субсидий по регионам
  7.4.Целесообразность трансформации системы субсидий
  7.4.1. Плюсы и минусы субсидий как межбюджетных трансфертов
  7.4.2. Возможные направления трансформации системы субсидий
  7.5.Создание условий для повышения качества бюджетной политики регионов
  7.5.1. Антистимулы в действующей системе межбюджетных трансфертов
  7.5.2. Попытки решения проблемы
  Ограничение самостоятельности властей дотационных регионов
  Поощрительные гранты (дотации)
  Альтернативные варианты
  7.6.Особенности межбюджетных отношений в субъектах Федерации
  7.6.1. Межбюджетные отношения в регионах до реформы местного самоуправления
  7.6.2. Современные особенности межбюджетных отношений в регионах
Часть 3.Федеральная поддержка экономического развития регионов, или "классическая" региональная политика
 Глава 8.Формирование идеологии и институтов федеральной региональной политики
  8.1.Краткая характеристика зарубежного опыта региональной политики
  8.1.1. Цели и масштабы региональной политики
  8.1.2. Теоретическая основа региональной политики
  8.1.3. Типичные объекты региональной политики
  Экономическая отсталость или депрессивность?
  Граница: барьер или стимул для развития
  8.1.4. Инструменты региональной политики, их достоинства и недостатки
  8.2.Почему России необходима региональная политика
  8.2.1. Как региональные проблемы мешают экономическому развитию страны
  8.2.2. Мифы региональной политики
  Трактовка факторов развития регионов для региональной политики
  Определение места региональной политики в общеэкономической
  Региональная политика и ВТО
  Региональная политика и конституционный принцип равноправия субъектов РФ
  Региональная политика и постиндустриализация
  Оценка эффективности региональной политики
  8.3.Органы власти, ответственные за региональную политику
  8.3.1. Федеральные министерства
  8.3.2. Надминистерские структуры
  8.4.Нормативно-правовая база и программные документы региональной политики
  8.4.1. Инициативы Администрации Президента РФ в 1990-е годы
  8.4.2. Провал интереса к региональной политике первой половины 2000-х годов
  8.4.3. Концепции Минрегиона России и региональная политика в Стратегии-202
 Глава 9.Инструменты федеральной региональной политики
  9.1.Федеральные целевые и государственные программы развития регионов
  9.1.1. Федеральные целевые программы 1990-х годов
  9.1.2. Пересмотр федеральных целевых программ с начала 2000-х
  9.1.3. Государственные программы
  9.2.Инвестиционный фонд Российской Федерации
  9.2.1. Принципы функционирования Инвестиционного фонда
  9.2.2. Проекты общегосударственного значения
  9.2.3. Региональные инвестиционные проекты
  9.3.Федеральная поддержка моногородов
  9.3.1. Значение федеральной поддержки моногородов как направления региональной политики
  9.3.2. Формирование перечня моногородов
  9.3.3. Меры федеральной поддержки моногородов
  9.4.Стратегическое планирование, согласование федеральных и региональных стратегий и программ
  9.4.1. Согласование программ развития регионов
  9.4.2. Согласование региональных стратегий развития
  9.4.3. Стратегии развития макрорегионов
  9.5.Прочие инструменты федеральной региональной политики
  9.5.1. Северная политика
  9.5.2. Закон о зонах территориального развития
  9.5.3. Попытки внедрения кластерной политики
  9.5.4. Оценка эффективности работы региональных властей
  Обзор отраслевых методик оценки качества управления в регионах
  Апробированная комплексная методика оценки эффективности деятельности региональных властей и ее недостатки
  Новации в оценке работы региональных властей 2012 года
  Оценка эффективности работы органов местного самоуправления
  9.5.5. Остальные инструменты региональной политики
Часть 4.Региональные аспекты федеральной инвестиционной и инновационной политики
 Глава 10.Особые экономические зоны (ОЭЗ)
  10.1.Мировой опыт создания ОЭЗ
  10.2.Российские территории с особым статусом до 2005 года
  10.3.Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ»
  10.3.1. Особенности создания ОЭЗ
  Виды ОЭЗ и цели их создания
  Требования к территории ОЭЗ
  Принципы отбора регионов для создания ОЭЗ
  10.3.2. Выбор способа управления ОЭЗ
  10.3.3. Резиденты ОЭЗ: дополнительные требования и дополнительные преференции
  Требования к резидентам ОЭЗ и набор преференций для них
  Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ
  Режим свободной таможенной зоны
  10.4.Современная география ОЭЗ
  10.4.1. ОЭЗ, созданные на конкурсной основе
  10.4.2. Досрочно ликвидированные ОЭЗ
  10.4.3. ОЭЗ, созданные вне конкурсных процедур
  10.5.Результаты функционирования ОЭЗ и факторы, их определившие
  10.5.1. Результаты работы ОЭЗ и оценка их эффективности
  10.5.2. Резиденты промышленно-производственных ОЭЗ
  10.6.ОЭЗ в Калининградской области
  10.6.1. Калининградская область как свободная таможенная зона
  Правила работы свободной таможенной зоны
  Результаты функционирования ОЭЗ в Калининградской области до середины 2000-х годов
  10.6.2. Закон 2006 года: от таможенных льгот к налоговым
  10.7.ОЭЗ в Магаданской области
 Глава 11.Федеральная поддержка инноваций в регионах
  11.1.Система инструментов федеральной инновационной политики с четкой региональной привязкой
  11.2.Технопарки в сфере высоких технологий
  11.3.Наукограды
  11.4.Инновационный центр "Сколково"
  11.5.Территориальные инновационные кластеры
  11.6.Общие выводы и рекомендации по региональным аспектам федеральной инновационной политики
Вместо заключения
Приложения
 Приложение 1. Основные закономерности развития регионов
 Приложение 2. Межбюджетные отношения
 Приложение 3. Инструменты федеральной региональной политики
 Приложение 4. Особые экономические зоны
 Приложение 5. Федеральная поддержка инноваций в регионах

Об авторе
top
photoКузнецова Ольга Владимировна
Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН, профессор МГУ имени М. В. Ломоносова. Известный специалист в области региональной экономики и региональной политики, межбюджетных отношений. Являлась руководителем и участником десятков исследовательских проектов, в том числе выполнявшихся по заказу федеральных министерств и ведомств, региональных органов власти, международных организаций, бизнес-структур.

Автор более 150 научных публикаций в российских и зарубежных изданиях, в том числе статей в ведущих экономических журналах, учебных пособий и монографий, среди которых: «Системная диагностика экономики региона» (М., URSS; с соавт.), «Региональная политика России: 20 лет реформ и новые возможности» (М., URSS), «Инвестиционные стратегии крупного бизнеса и экономика регионов» (М., URSS; с соавт.).