Необходимость анализа конфликтологических проблем вызвана теми социальными процессами, которые в настоящее время происходят в обществе во всех без исключения его жизненно важных сферах и социальных институтах и то и дело приобретают острый конфликтный характер. Практический опыт наглядно демонстрирует, какая острая борьба за статус и ресурсы, права и влияние ведется ныне самыми разными социальными субъектами: политическими и интеллектуальными элитами, регионами и отраслями, предпринимателями и трудовыми коллективами, профсоюзами, партиями и общественными движениями, крупными и малыми национальными общностями, социальными группами и личностями. И как противоборство конфликтующих сторон то и дело принимает бескомпромиссные формы, оборачивается насилием и принуждением, протестными действиями и политическими переворотами, резкими скачками в настроениях и поведении больших масс людей, внутренними расколами общественных движений и институтов, еще недавно представлявшихся воплощением прочности и единства. Все это делает вполне понятным тот пристальный интерес к проблеме происхождения, развертывания, регулирования и разрешения разного рода конфликтных ситуаций в обществе, который проявляют сейчас обществоведы всех "мастей" - социологи и экономисты, философы и юристы, психологи и педагоги, культурологи и специалисты по национальным отношениям. Повсеместно возникают исследовательские и учебные структуры, ставящие своей задачей разработку и внедрение "социальных технологий", нацеленных на контроль и разрешение разного рода кризисов и конфликтов. Их усилия и активность привлекают в первую очередь все те "горячие точки", где оказывается особенно высокой общественная "температура", требуя для своей нормализации терапевтических мер и посреднического участия. Усилия конфликтологов – как исследователей, так и педагогов – направлены прежде всего на то, чтобы уяснить природу и сущность разнообразных социальных конфликтов, их функции и механизмы действия, условия возникновения и способы предупреждения, выявить и практически использовать закономерности развития и основные факторы, влияющие на их эскалацию и деэскалацию, возможности предсказания и пути урегулирования, предложить "социальные технологии" их разрешения, адекватные их внутренней природе, особенностям развертывания в наличной общественной среде и специфике личностного и группового поведения конфликтующих. Мировой опыт, в особенности достижения развитых демократических стран, где конфликтологические исследования и конфликтологическое образование приобрели не только статус общественно значимого направления, но и прочную организационную основу, показывает: наращивание теоретического, образовательного и практического потенциала конфликтологии, повышая компетентность в анализе складывающихся конфликтных ситуаций, их оценке и разрешении, способно стать важным фактором стабилизации и демократизации общественных процессов и отношений. В этой связи овладение конфликтологическими знаниями представляют интерес не только для самих обществоведов, но и для значительно более широкого круга граждан. К ним можно отнести прежде всего работников государственных учреждений, "аппаратчиков", "делопроизводителей", готовящих управленческие решения разных уровней и непосредственно контролирующих их реализацию. Ибо без знания конфликтных ситуаций, повсеместно возникающих в политической, экономической, экологической, культурно-образовательной, духовно-нравственной, социально-бытовой сферах общества, без осведомленности о научно обоснованных рекомендациях, предлагаемых для их урегулирования, им не обойтись как в только еще демократически развивающемся, так и в развитом и стабилизированном демократическом обществе, где конфликт признается нормой общественной жизни и возникает соответствующая этому необходимость в цивилизованном регулировании и разрешении конфликтных ситуаций. Точно так же не обойтись без конфликтологических знаний и навыков народным депутатам, активистам партий и общественных движений, правоведам, заинтересованным в точной оценке противоречивых социально-политических тенденций в обществе, в межгосударственных и межнациональных отношениях, в состояниях массового сознания и психики. Поскольку без них не выработать надлежащих законодательных мер, эффективных организационных форм и соответствующих устремлениям массы лозунгов. Представителям деловых кругов, бизнесменам, предпринимателям могут оказать помощь конфликтологические знания и навыки, связанные с урегулированием трудовых конфликтов, коллизий, обусловленных приватизацией собственности, приобщением к ней населения, становлением и укреплением рыночных отношений, взаимодействием коммерческих и властных структур и т.п. Конфликтологические проблемы представляют интерес и для подрастающего поколения, прежде всего для учащайся молодежи, а также для тех, кто призван ее воспитывать и образовывать - учительства и педагогов высших учебных заведений. И даже самый широкий, массовый читатель, обычно не слишком внимательный к усилиям обществоведов, в сложившихся в современном обществе условиях не может не проявить интерес к состоянию и перспективам развития межличностных, семейных, бытовых и т.п. конфликтов, к знакомству со способами их регулирования и разрешения, позволяющими наладить нормальное общение и нормальную жизнь. Поэтому все они, как представляется, составляют "круг чтения" предлагаемого учебного пособия. Евгений Иванович СТЕПАНОВ Директор Центра конфликтологии Института социологии РАН, доктор философских наук, профессор. Главный редактор серии "Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения" и научно-практического журнала "Конфликтология", а также автор множества публикаций по различным направлениям конфликтологического анализа, основные среди которых, относящиеся к тематике данной книги: "Духовные факторы социального обновления" (1990), "Конфликтология переходного периода: Методологические, теоретические, технологические проблемы" (1996), "Введение в конфликтологию образования" (1997), "Становление конфликтологического образования в России: Современные тенденции и перспективы" (1999), "Отечественная конфликтология: Современное состояние и задачи" (2001), "Конфликтология (учебное пособие)" (2005), "Конфликты в современной школе: Изучение и управление" (2012, в соавт.). |