Рассказать о событии просто и прямо
много труднее теперь, чем исказить
его. Не легко сообщать факты, так
и тянет их извратить.
Г.К.Честертон Андре Моруа писал. Многие поступки великих людей удивляют и возмущают нас, но биограф не имеет права отмахнуться от них: ему приходится брать героя, каким его рисуют документы и свидетельства современников, и такое изображение оказывается хорошим уроком человечеству. Возможно, многие поступки знаменитых людей, описанные в этой книге, действительно удивят и даже возмутят кого-то, но что поделаешь – факты упрямая вещь. И человек великий – всего лишь человек, – говорил Гете. Это были обыкновенные люди. Они стрелялись изНза женщин, и легко забывали любимых, уверяли всех, что ленивы, и работали до галлюцинаций, унижались, выпрашивали награды, и отказывались от них, носили яркие банты и ходили, как оборванцы, купались в роскоши и ютились в мансардах, сорили деньгами и экономили на свечах, колесили по свету, кутили, пили, проигрывали и были скучными домоседами, подслушивали сплетни о себе и плевали на людскую молву. Им предсказывали карьеру сапожника, а они становились нобелевскими лауреатами, их секли розгами, а они сочиняли лирические стихи, их учили коммерции, а они придумывали грамматику, они перешептывались с музами, а их обливала помоями собственная жена, над ними в юности смеялись ровесницы, а в глубокой старости юные девушки признавались им в любви, они работали с утра до ночи и делали гениальные открытия во сне, объясняли людям законы бытия, а люди тратили жизнь, чтобы найти у них какую-нибудь ошибочку, они шутили, говорили глупости, были рассеянны, они не нуждались в славе, скрываясь за псевдонимами, их преследовали и изгоняли из собственной страны, сажали в тюрьмы, вешали и расстреливали, а потом прощали, но слишком поздно, – отчаявшись, они сами вешались и стрелялись, земную жизнь пройдя до половины, перед казнью они учились музыке и беседовали о литературе. При жизни их не понимали коллеги, а жены просили не мешать спать. У них были паршивые характеры и множество глупых привычек. У них не было никаких шансов стать великими людьми, но их именами называли города на земле и звезды на небе. Герои этой книги – знаменитые люди, подлинные и мнимые, те, кто не потерялся в толпе современников. Известный афоризм от великого до смешного один шаг приписывают Наполеону, который будто бы повторял его во время бегства из России. Примерно также говорил американский политический деятель Томас Пейн: Один шаг делает великое смешным, но еще один делает смешное вновь великим. Однако автором этого высказывания, вероятно, следует считать французского писателя Жан-Франсуа Мармонтеля, который еще в 1787 году в 5-м томе своих сочинений писал: Вообще смешное соприкасается с великим. Удивительно, как точно жизнь знаменитых людей следует этому афоризму. В самом деле, не занятно ли, что великие Бальзак и Диккенс обожали обставлять свои квартиры, Вольтер спекулировал, Достоевский был азартнейшим игроком, а восьмидесятилетние Гюго и Гете не оставляли любовных похождений. Что было – то было. У каждого человека три характера, – писал Гюго, – тот, который ему приписывают, тот, который он сам себе приписывает, и, наконец, тот, который есть в действительности. В книге множество фактов и не исключено, что какие-то из них противоречат привычным стереотипам о знаменитых людях, сложившимся со школьных лет. Тут уж я ничего не могу поделать: так получилось. Хотите знать, в чем заключается величайшая драма моей жизни? – спросил Оскар Уайльд в роковом для него 1895 году – Они в том, что я свой гений вложил и мою жизнь, и только талант – в произведения. А Лев Толстой думал, что происходит все наоборот: Поэт лучшее своей жизни отнимает от жизни и кладет в свое сочинение, Оттого сочинение его прекрасно, а жизнь дурна. Сколько людей – столько судеб. В этой книге много знаменитых людей, но, вероятно, не все. Это напоминает историю, рассказанную Томасом Манном. Однажды Т.Манн посетил школу. Учитель представил ему самую способную ученицу и попросил задать ей какой-нибудь вопрос. – Каких ты знаешь знаменитых писателей? – спросил девочку Манн. – Гомер, Шекспир, Бальзак и вы, но я забыла вашу фамилию, – ответила ученица. Эта книга посвящена всем, кто плохо учился, в назидание учителям и успокоение родителям. Как говорил Марциалл: Есть в моей книге хорошее, Кое-что слабо. Немило есть и плохого. Других книг не бывает, мой друг. Черняк Виктор Захарович Доктор экономических наук, профессор. Автор нескольких монографий, учебников и учебных пособий по вопросам экономики народного хозяйства, инвестиций, оценки недвижимости, теории и практики управления.
В. З. Черняк — член Российского союза профессиональных литераторов, лауреат отечественных и зарубежных литературных конкурсов. Является главным редактором альманаха «Литературный перекресток». |