Обложка Богомазов Г.М. Система языка и языковое мышление
Id: 189338
446 руб.

Система языка и языковое мышление. Изд. стереотип.

URSS. 2014. 416 с. ISBN 978-5-397-04657-2.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В работах настоящего сборника говорится о влиянии системной организации языка на формирование языкового сознания и языкового мышления носителей русского языка. Учитываются особенности в структурной организации каждого уровня. Исследователи пользуются как традиционными методами, принятыми в лингвистике, так и экспериментальными методиками, используемыми в психолингвистике. В сборнике представлены работы ученых разных специальностей: ...(Подробнее)лингвистов, психолингвистов, нейролингвистов, психологов, философов.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся вопросами взаимодействия языка и мышления.


Содержание
Предисловие 8
I. Общеязыковые проблемы
Балясникова О.В. (Москва)
Ассоциативная связь «свой – чужой» и ее представление в тексте 10
Богомазов Г.М., Трифонова Ю.А. (Москва)
Русский тип языкового мышления и система русского письма 16
Винарская Е.Н. (Москва)
С истема языковых знаков общества в их соотношении с иерархиче-ской системой мышления личности 25
Власенко С.В. (Москва)
Что англизируется: русский язык или русское языковое сознание? (Взгляд переводчика-психолингвиста на заимствованные англицизмы с позиций профессиональной коммуникации) 35
Голев Н.Д., Ким Л.Г. (Кемерово)
Вариативность интерпретации речевого произведения и особенно-сти русского языкового мышления (холистизм vs. элементаризм) 51
Киров Е.Ф. (Москва)
Начала концептуально-дискурсивной лингвистики 66
Маркова Е.М. (Москва)
Праславянские названия деревьев в ономасиологическом аспекте 97
Петрова Е.Ю. (Москва)
Институатальность цвета и ее закрепленность в сознании русских и французов 105
Привалова И.В. (Саратов)
Языковое сознание как этнокультурный феномен 113
Пузырев А.В. (Ульяновск)
Об эстетике русского языкового и метаязыкового мышления 119
Сорокин Ю.А. (Москва)
Глагол произвести / производить: универсализация или что-то иное? 131
Труфанова И.В. (Москва)
Об эстетическом знаке в отношении к системе языка и языкового мышления 138
Уфимцева Н.В. (Москва)
Языковое сознание и модусы его исследования 148
II. Детская речь
Ахутина Т.В., Засыпкина К.В., Романова А.А. (Москва)
Анализ смысловой стороны речи у детей 5-7 лет с точки зрения кон-цепции речемышления Л.С. Выготского 162
Елисеева М.Б. (Санкт-Петербург)
Взаимосвязь лексического и фонетического развития: понимание и продуцирование речи ребенком от 8 до 24 месяцев 173
Круглякова Т.А. (Санкт-Петербург)
Детские стратегии восприятия и воспроизведения стихотворного текста 182
Семушина В.А., Еливанова М.А. (Санкт-Петербург)
Способы выражения отрицания в речи детей 191
Цейтлин С.Н. (Санкт-Петербург)
Роль речевого инпута в освоении ребенком семантических катего-рий 205
Яровенко Э.В. (Санкт-Петербург)
Некоторые особенности детских монологических текстов-нарративов 212
III. Фонетика и орфография
Ганиев Ж.В. (Москва)
Языковое сознание и стили произношения 218
Добродомов И.Г. (Москва)
Недооткрытая фонема / / русского языка 226
Надеина Т.М. (Москва)
Роль фразовой просодии в процессе речевого воздействия 245
Татаринцева Е.Н. (Барнаул)
Лингвоперсонологическое функционирование принципов русской орфографии (на материале эксперимента) 252
Щербакова Л.А. (Москва)
К вопросу о соотношении гортанного смычного согласного и диэре-мы 262
IV. Семантика, словообразование, грамматика
Бурыкин А.А. (Санкт-Петербург)
Исторические чередования фонем и проблемы границ тождества морфемы 267
Войлова К.А. (Москва)
История и современное состояние функционального поля русского просторечия 272
Горбов А.А. (Санкт-Петербург)
Предельность и “telicity” 279
Горбова Е.В. (Санкт-Петербург)
Акциональность и композиция 285
Осипова Л.И. (Москва)
Полифункциональность деминутивов в современном русском языке 294
Попова Т.В. (Санкт-Петербург)
Виды графодеривации в русском языке конца ХХ - начала ХХI вв. 299
Ситникова Е.В. (Москва)
Категория "состояние" в философии и лингвистике 307
Шапошников В.Н. (Москва)
Модель преобразования семантики в координатах системы языка и языкового сознания 313
V. Синтаксис
Всеволодова М.В. (Москва)
Инвариант содержания и парадигматики предложения 327
Герасименко Н.А. (Москва)
Предложения, отражающие ментальную деятельность человека 333
Девятова Н.М. (Москва)
Говорящий и способы его обнаружения в языке: ВРОДЕ, ВРОДЕ БЫ, ВРОДЕ КАК в ряду показателей персуазивности 339
Шаталова О.В. (Москва)
Трансформация грамматического статуса глагола быть в русском языке 346
Шаповалова Т.Е. (Москва)
Презентация категории синтаксического времени в русском языке 350
VI. Образное мышление, поэтическое мировоззрение и текст художе-ственной литературы
Азарова Н.(Москва)
К проблеме освоения поэтической речью терминологических струк-тур философской речи и философских понятий (на материале заглавий русских поэтических и философских текстов) 358
Белова А.В. (Москва)
Тема Бога в поэтическом мировоззрении Н.С. Гумилева 371
Геймбух Е.Ю. (Москва)
Образ адресата в художественной структуре повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» 379
Денисова Е.А. (Москва)
Тип повествования в романе-биографии Б.К. Зайцева «Жизнь Турге-нева» 386
Косихина С.В. (Москва)
В поисках собственной души («Nevicata» А. Негри в переводе И. Анненского) 393
Рашковский Е.Б. (Москва)
Переоткрытие человека, или похвала лирической поэзии 398
Швецов И.Н. (Санкт-Петербург)
Рифма и ритмика в пьесе М.И. Цветаевой «Феникс»: стиховедческий и лингвистический аспекты 409

Предисловие

Языковое мышление и его мотивированность системой национального языка, в частности русского, – это многоаспектная проблема, для решения которой необходимо учитывать различные подходы и разные точки зрения. Этим объясняется наличие в сборнике шести разделов, в которых составители сборника попытались отразить основные моменты затронутой проблематики.

Центральным является первый раздел, где выясняется взаимодействие особенностей системной организации языка с языковым мышлением и языковым сознанием носителя русского языка. Особенностям русского мышления посвящена, например, статья Н.Д. Голева, написанная в соавторстве с Л.Г. Ким. Языковое сознание носителей русского языка анализируется в ряде работ ведущих сотрудников отдела психолингвистики Института языкознания РАН, в частности, эти вопросы затронуты в работе Н.В. Уфимцевой и ее учеников. Изменения языкового сознания в связи с развитием русского языка отражены в работах Ю.А. Сорокина и С.А. Власенко. Особо хотелось бы отметить статью Е.Н. Винарской (ведущего специалиста в области неврологии и нейролингвистики), в которой исследуется роль знаковых систем в становлении личности носителя языка. Другие работы по теории языка сборника связаны с разработкой проблем взаимодействия различных сторон языка с языковым мышлением и сознанием (Е.Ф. Киров; А.В. Пузырев).

Вполне ожидаемо появление в сборнике раздела, где рассматриваются вопросы детской речи, т.к. овладение нормами русского языка в связи со становлением мыслительной деятельности ребенка наглядно демонстрирует разные этапы формирования русского типа языкового мышления и языкового сознания у детей в русской языковой среде. И здесь интересно от метить два подхода. С одной стороны, следует отметить работу С.Н. Цейтлин и ее последователей как представителей СанктПетербургского направления в лингвистике, внесших серьезный вклад в изучение детской речи, с другой стороны, статью нейропсихолингвиста Т.В. Ахутиной и ее соавторов, которые активно используют в своей исследовательской практике наследие Л.С. Выготского и А.А. Леонтьева, обеспечивая тем самым научную преемственность в изучении языковых и мыслительных способностей детей.

Решая общие вопросы взаимодействия языкового мышления с особенностями системной организации русского языка, важно было рассмотреть более детально своеобразие устройства каждого уровня. Эта задача решается в последующих разделах сборника.

В фонетическом разделе затрагиваются вечно актуальные проблемы стилей произношения (Ж.В. Ганиев) и говорится о прагматических свойствах интонации (Т.М. Надеина), статьи И.Г. Добродомова и Л.А. Щербаковой посвящены изучению гортанного смычного согласного в фонетической системе русского языка. По-новому с использованием экспериментального материала решаются вопросы русской орфографии в работе Е.Н. Татаринцевой.

Оригинальные черты русской семантики, словообразования и грамматических категорий нашли свое отражение в работах следующего раздела. Так, в статьях А,А. Горбова и Е.В. Горбовой рассматриваются универсальные и национальные языковые черты в категории аспектуальности. С философских и лингвистических позиций анализируется категория «состояния» русского языка в статье Е.В. Ситниковой. Как полевая структура изучается современное состояние русского просторечия (К.А. Войлова). Оригинальны по содержанию работы Т.В. Поповой и Л.И. Осиповой, посвященные разным сторонам словообразования, в частности графическим особенностям русского словообразования.

В разделе, посвященном синтаксическим вопросам русского языка, представлены работы разных школ, в частности, здесь представлены работы последователи идей П.А. Леконта, Г.А. Золотовой, собственная концепция М.В. Всеволодовой. Однако все эти работы объединяет общая тенденция: рассмотреть синтаксические явления с позиций говорящего и слушающего, с точки зрения решения коммуникативных задач, с учетом использования тех или иных явлений в тексте. Это позволяет исследователям глубже понять взаимодействие лексического значения и грамматических форм, преображенных в синтаксические значения как конкретных типов предложений, так и различных видов текстов. А своеобразие синтаксических значений во многом определяет особенности мыслительной деятельности носителей русского языка.

В заключительном разделе сборника представлены результаты исследования, в которых показано, каким образом в текстах художественной литературы отражаются специфические черты образного мышления и поэтического мировоззрения носителей русского языка и русской культуры. Философ Е.Б. Рашковский подчеркивает влияние гуманистических начал лирической поэзии на формирование активной личности. Ряд работ посвящено различным сторонам творчества русских писателей и поэтов. Но во всех работах авторы стремятся отразить такие стороны творчества писателей и поэтов, которые делают их произведения желанными для русских читателей благодаря знанию русской души, русского языка, отражающего в своих недрах особенности русского типа мышления и русского языкового сознания.

Итак, для решения затронутой проблематики в сборник привлечены ученые разных специальностей, разных школ и направлений. Здесь представлены работы не только лингвистов, но и философов, психологов, деятелей в области медицины. Дело в том, что затронутая проблема актуальна для многих научных дисциплин.

Следует подчеркнуть, что в сборнике отражены научные центры Москвы и СанктПетербурга, а также других городов России: Е.В. Татаринцева (Барнаул), Т.В. Попова (Екатеринбург), Н.Д. Голев, Л.Г. Ким (Кемерово), И.В. Привалова (Саратов), А.В. Пузырев (Ульяновск).


О редакторе
Богомазов Геннадий Михайлович
Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка и теории языка филологического факультета Московского городского педагогического университета. Специалист в области фонетики и детской речи. В последние годы разрабатывал новое направление в лингвистике и психолингвистике, получившее название «возрастная фонология», основная цель которого — выяснить, какой реально фонологической системой пользуется носитель языка в своей речевой деятельности. Значительная часть исследований посвящена изучению детской речи, в которой автор видел истоки зарождения и формирования основных характеристик фонологической системы взрослых. Большое внимание уделялось становлению и развитию письменных форм речи ребенка и их взаимодействию с развивающейся фонологической системой.

Г. М. Богомазов — автор учебного пособия «Возрастная фонетика» (в соавт. с Е. Н. Винарской; М., 2005), где указывается на единство паралингвистической и лингвистической фонетики, а также ряда статей на эту тему, в которых подчеркивается неразрывная связь фонетики с фонологией.