ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (ко второму изданию) 3 Указания к практическим работам I. Гармонический анализ 7 II. Задачи. Сочинения 12 III. Упражнения на фортепиано 18 Глава I (Введение) Общие понятия § 1. Гармония 24 § 2. Лад и функция 26 § 3. Голосоведение 27 § 4. Художественное значение гармонии. Ее роль в создании музыкаль- ного образа 28 § 5. Гармония как художественное средство, как объект изучения, как предмет преподавания 29 § 6. Физические (акустические) предпосылки гармонии 29 § 7. Гармония как компонент музыкального языка. Отношения гармонии и мелодии 30 § 8. Гармония и музыкальная форма. Формообразующие средства . . 31 § 9. Выразительные возможности гармонии 31 § 10. Национальная характерность гармонии 32 § 11. Историческая эволюция гармонии 32 Глава II Ладофункциональная теория § 12. Общая оценка функциональной теории 34 § 13. Важнейшие черты и показательные признаки современной функцио- нальной теории 34 § 14. Некоторые недостатки в применении функциональной теории . . 35 § 15. Функции в многоголосии и одноголосии 35 § 16. Функциональная организация мажора и минора 36 § 17. Принцип функционального окружения 37 § 18. Коренная последовательность функций 37 § 19. Основные и переменные функции 39 § 20. Функции высшего порядка 40 § 21. Функциональность как формообразующий фактор 41 § 22. Гармонические обороты 41 § 23. Историческое развитие устойчивости и неустойчивости в музыке . 43 Из истории развития функциональных взглядов в области гармонии 43 § 24. Вступительные замечания 43 § 25. Чайковский . 44 § 26. Римский-Корсаков л , 45 § 27. Танеев 47 § 28. Заключительные замечания 47 Глава III Натуральный мажор § 29. Общие положения 49 § 30. Классические средства гармонии в натуральном мажоре. Дальней- шее развитие этого лада (новая диатоника) 50 § 31. Классификация гармонических средств. Пояснение некоторых осо- бенностей изложения данного вопроса 51 § 32. Главные трезвучия и их обращения 52 § 33. Побочные трезвучия и их обращения. VI ступень 63 § 34. Побочные трезвучия и их обращения. III ступень (Продолжение) 70 § 35. Побочные трезвучия и их обращения. II и VII ступени, (Окончание) 82 Глава IV Натуральный мажор (Окончание) § 36. Главные септаккорды и их обращения 84 § 37. Побочные септаккорды и их обращения ... .... 91 § 38. Нонаккорды V и II ступеней. Ундецимаккорды V ступени ... 97 § 39. Голосоведение в оборотах с аккордами натурального мажора . 106 § 40. Соединение трезвучий с трезвучиями 107 § 41. Соединение трезвучий с секстаккордами и секстаккордов с трезву- чиями 168 § 42. Соединение двух секстаккордов ПО § 43. Гармонизация задачи с вариантами 111 Задания по гармоническому анализу к главам III и IV—Натураль- ный мажор 118 Глава V Натуральный минор § 44. Общие положения 120 § 45. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус- ская народная песня . 122 § 46. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус¬ская классическая и советская музыка (Продолжение) .... 126 § 47. Обороты натурального минора в художественном творчестве — за- рубежная музыка (Окончание) 132 Задания по гармоническому анализу к главе V — Натуральный минор 134 Глава VI Система особых диатонических ладов. Лады — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский § 48. Общие положения § 49. Односоставные и одноименные особые диатонические лады § 50. Автентические и плагальные особые диатонические лады. Ги- полады Глава VII Специфические особые диатонические лады минорной группы — фригийский и дорийский § 51. Общие положения § 52. Фригийский тетрахорд и некоторые ладотоналыіые процессы § 53. Характерные обороты фригийского лада § 54. Обороты фригийского лада в художественном творчестве § 55. Характерные обороты дорийского лада § 56. Обороты дорийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VII — Фригийский лад. До- рийский лад . . . . Глава VIII Специфические особые диатонические лады мажорной группы — миксолидийский и лидийский § 57. Общие положения , , . § 58. Характерные обороты миксолидийского лада § 59. Обороты миксолидийского лада в художественном творчестве § 60. Характерные обороты лидийского лада § 61. Обороты лидийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VIII — Миксолидийский лад. Лидийский лад . Г л а в а IX Гармонические и мелодические лады § 62. Общие положения . § 63. Обороты гармонического мажора § 64. Обороты гармонического мажора в художественном творчестве Дополнение § 65. Обороты мелодического минора § 66. Обороты мелодического минора в художественном творчестве § 67. Обороты мелодического мажора § 68. Обороты мелодического мажора в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе IX — Гармонический мажор. Мелодический минор. Мелодический мажор Глава X Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты § 69. Общие положения § 70. Побочные доминанты и субдоминанты § 71. Двойная доминанта Задания по гармоническому анализу к главе X — Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты Глава XI Отклонения § 72. Общие положения 234 § 73. Отклонения в периоде 237 § 74. Отклонения в периоде. Терцовые цепи (Окончание) . . . .241 § 75. Отклонения в кодах и заключениях 245 § 76. Отклонения в кадансах . . . 249 § 77. Предвосхищающие отклонения . 253 § 78. Отклонения в современной музыке 257 Задания по гармоническому анализу к главе XI — Отклонения . , . 263 Глава XII Альтерация § 79. Общие положения 264 § 80. Аккорды с увеличенной секстой — уменьшенной терцией. Общий обзор 271 § 81. Аккорды с увеличенной сексгой. Альтерированная двойная доми- нанта, (Продолжение) 277 § 82. Остальные аккорды с увеличенной секстой (Окончание) . . . 290 § 83. Аккорды с повышенной квинтой 295 § 84. Аккорды с пониженным основным тоном 297 § 85. Вдвойне альтерированные аккорды 297 § 86. Дважды альтерированные аккорды 300 § 87. Альтерированные аккорды с побочными тонами 301 § 88. Неаполитанская гармония 306 § 89. Переход альтерированных аккордов друг в друга. Дезальтерация 313 Задания по гармоническому анализу к главе XII — Альтерация. Неаполи- танская гармония . .314 Глава XIII Взаимопроникновение ладов — мажоро-минор и миноро-мажор § 90. Общие положения 316 § 91. Специфические аккорды мажоро-минора. VI низкая ступень . . 324 § 92. Специфические аккорды мажоро-минора. III низкая ступень (Про- должение) 330 § 93. Специфические аккорды мажоро-минора. I (одноименная) ступень. Гармонии мажоро-минора в целом (Окончание) 335 Дополнение. Обороты миноро-мажора 341 Задания по гармоническому анализу к главе XIII — Взаимопроникновение ладов —< мажоро-минор и миноро-мажор. Специфические аккорды мажоро-минора 342 Глава XIV Особые хроматические медианты § 94. Общие положения 344 § 95. III высокая мажорная ступень (в мажоре) 349 § 96. VI низкая минорная ступень (в миноре) 362 § 97. VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 370 Задания по гармоническому анализу к главе XIV — Особые хроматиче- ские медианты. III высокая мажорная ступень (в мажоре). VI низ- кая минорная ступень (в миноре). VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 372 Глава XV Энгармонизм. Энгармоническая модуляция Вступление 374 § 98. Общие положения 376 § 99. Некоторые приемы, свойственные энгармонической модуляции . . 384 § 100. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд . . 387 § 101. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд . . . 399 § 102. Энгармоническая модуляция через увеличенное трезвучие . . .412 § 103. Менее обычные энгармонические модуляции 420 Задания по гармоническому анализу к главе XV — Энгармонизм. Энгармо- ническая модуляция 423 Дополнение. Гармонический анализ. Упражнения на фортепиано . . 424 Глава XVI Эллипсис. Эллиптическая модуляция § 104. Общие положения 427 § 105. Прерванные кадансы и обороты 431 § 106. Учебная классификация эллиптических соединений 439 § 107. Эллипсис доминант 441 Задания по гармоническому анализу & главе XVI — Эллипсис. Эллипти- ческая модуляция 446 Глава XVII Секвенция. Секвентная модуляция § 108. Общие положения 447 § 109. Классификация секвенций . 449 § ПО. Строение мотива (звена) секвенции 450 § 111. Интервальное строение секвенции. Количество звеньев .... 457 § 112. Варьирование в секвенциях 458 § 113. Секвенцирование в мелодии и в гармонии, 459 § 114. Золотая секвенция 461 § 115. Цепочка доминант 468 § 116. Скользящие аккорды 475 § 117. Секвентное строение периода 481 § 118. Секвенция как средство модуляции 486 § 119. Секвенции в современной музыке 487 Задания по гармоническому анализу к главе XVII — Секвенция. Секвент- ная модуляция Л 491 Глава XVIII Тональные планы § 120. Общие положения 492 § 121. Тональные планы крупных форм инструментальной музыки —сим- фоний Бетховена . 496 § 122. Тональные планы крупных форм вокально-инструментальной музыки 511 § 123. Тональный план в аккорде, и в гармоническом обороте . . .513 § 124. Многосменные тональные планы 516 § 125. Повторяющиеся («закрепленные») тональные соотношения . .519 § 126. Тональные планы в современной музыке 521 Задания по гармоническому анализу к главе XVIII — Тональные планы 522 Глава XIX Органный пункт § 127. Общие положения 523 § 128. Включение и выключение органного пункта. Голосоведение . . 529 § 129. Некоторые последовательности на органном пункте доминанты и тоники 531 § 130. Органный пункт на тонической терции 531 § 131. Органные пункты на других звуках лада 534 § 132. Указания к гармоническому анализу органных пунктов . . . 536 § 133. Начальные органные пункты 537 § 134. Начальные органные пункты (Окончание) 544 § 135. Заключительные органные пункты 552 § 136. Вступительные органные пункты "558 § 137. Предрепризные органные пункты 561 § 138. Предрепризные органные пункты (Окончание) 562 § 139. Органные пункты в динамических репризах 564 § 140. Кульминации на органных пункгах 568 § 141. Органные пункты в развитии произведения, рассмотренного в целом 569 § 142. Органные пункты в современной музыке 574 Задания по гармоническому анализу к главе XIX — Органный пункт . . 579 Глава XX Гармоническое варьирование § 143. Общие положения 581 § 144. Практические работы учащихся 583 § 145. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений . 595 § 146. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений (Окончание) 599 § 147. Гармоническое варьирование лейтмотивов 602 § 148. Глинкинский тип варьирования гармонии 619 § 149. Гармоническое варьирование в современной музыке .... 624 Задания по гармоническому анализу к главе XX — Гармоническое варьи- рование 625 Указания к гармоническому анализу произведений современной музыки. Примеры анализа 626 § 150. Общие положения 626 § 151. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», соч. 75 (Десять пьес для фор- тепиано) . «Танец антильских девушек» («Танец девушек с лилия- ми»), ля минор 630 § 152. Д. Шостакович. «Двадцать четыре прелюдии и фуги» для фортепиа- но, соч. 87. Прелюдия № 24, ре минор 635 § 153. Н?. Мясковский. Шестая симфония ми-бемоль минор, соч. 23, ч. I 641 § 154. С. Прокофьев. Восьмая соната для фортепиано Си-бемоль мажор, соч. 84, ч. II 663 Список рекомендуемой литературы 666 Берков Виктор Осипович Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.
Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического анализа, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие средства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие. |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. Предварительный заказ!
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |