URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Барт П. Философия истории как социология. Пер. с нем. Обложка Барт П. Философия истории как социология. Пер. с нем.
Id: 189008
624 р.

Философия истории как социология.
Пер. с нем. Изд. стереотип.

Paul Barth. Die Philosophie der Geschichte als Soziologie
URSS. 2014. 368 с. ISBN 978-5-397-04640-4.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Мягкая обложка
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1902 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного немецкого философа и социолога Пауля Барта (1858–1922), посвященная философии истории. Автор подвергает критике односторонний взгляд на историю как на ничем не регулируемую игру событий, в которых нельзя найти никакой закономерности. Философию истории он отождествляет с социологией: собственно история представляется ему в виде конкретной социологии, тогда как теория истории абстрактна... (Подробнее)


Содержанiе
top
ПРЕДИСЛОВIЕ
А. Введенiе
 § 1. Понятiе исторiи
 § 2. Понятiе философiи исторiи
 § 3. Соцiологiя и философiя исторiи
В. Критическiй обзоръ
РАЗДЕЛЪ ПЕРВ ЫЙ. Соцiологическiя системы
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Возникновенiе соцiологiи. Сен-Симонъ
ГIАВА ВТОРАЯ. Первая соцiологичеекая система. (Контъ)
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Классифицирующая соцiологi
 I. Сущность классификацiи у Конта
 II. Э. Литтре
 III. Де Роберти
 IV. Де Греефъ
 V. П. Лакомбъ. А. Вагнеръ
 VI. Значенiе классифицирующей соцiологiи
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Бiологическая соцiологiя
 I. Спенсеръ
  § 1. Методъ Спенсера
  § 2. Общество, какъ организмъ
  А. Оправданiе аналогiи
  В. Примененiе аналогiи
  § 3 Соцiологическiй натурализмъ Спенсера въ связи съ его системой
 II. П. фонъ-Лилiенфельдъ
 III. А. Шеффле 122-12В
 IV. А. Фуллье
 V. Р. Вормсъ
 VI. Общiй взглядъ на бiологическую соцiологiю
ГIАВА ПЯТАЯ.Дуалистическая соцiологiя
 I. Л. Ф. Уардъ
 II. И. С. Мэккензи
 III. М. Орiу
 IV. Ф. Г. Гиддингсъ
 V. Взглядъ на дуалистическую соцiологiю
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Популярныя сочиненiя и сборники матерiлоъ
РАЗДЕЛЪ ВТОР ОЙ. Одностороннiя историческiя теорiи
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Индивидуаiлистическая теорiя
ГЛАВА ВТОРАЯ. Антропогеографическая теорiя
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Этнологическая теорiя
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. Культурно-историческая теорiя
ГЛАВА ПЯТАЯ.Политическая теорiя
ГЛАВА ШЕСТАЯ. Идеологическая теорiя
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. Экономическiя теорiя
 I. Общiя причины знономическихъ теорiй
 II. Исторiя, какъ прогрессъ разделенiя труда (Дюркгеймъ)
 III. Экономiя страданiя и наслажденiя, какъ содержанiе исторiи
 IV. Исторiю направляютъ производительные силы (Марксъ, Знгельсъ, Марксисты)
  § 1. Происхождекiе и содержанiе такъ называемой матерiалистической философiи исторiи (Марксизма)
  § 2. Отдельныя положенiя Марксизма
  § 3. Исторiя есть только борьба классовъ. (Лорiа)
 V. Психологическая и теоретическая критика экономической школы въ исторiи
РАЗДЕЛЪ ТРЕТ IЙ 
ГЛАВА ПЕРВАЯ. Мнимая невозможнвсть философiи исторiи, какъ науки (В. Дильтей)
ГЛАВА ВТОРАЯ. Очеркъ личныхъ воззренiй автора

Предисловiе
top
Вы принадлежите со всемъ вашимъ имуществомъ не себе самому, но всей семъе вашей, прошлой и будущей; мало того: вся семья ваша со всемъ ея имуществомъ еще въ большей мере принадлежитъ обществу.
Платон, "Законы" XI, 923 А.

Предлагаемый читателю трудъ можетъ показаться слишкомъ смелымъ по тремъ различнымъ основанiямъ.

Во первыхъ, даже въ настоящее время, исторiя для многихъ, какъ некогда для Секста Эмпирика, представляетъ собою безконечно разнообразную и совершенно ничемъ не регулируемую игру событiй; напрасно, говорятъ некоторые, стали бы мы искать в ней однообразiя и закономерности. Такое воззренiе представляется ыне поверхностнымъ и не выдерживающимъ критики. Опровергнуть его можетъ только самое содержанiе предлагаемой книги въ ея целомъ.

Во вторыхъ, – и это соображенiе заслуживаетъ вниманiя, – даже не отрицая возможности найти однообразiе и закономерность въ исторiи, достаточпо указать на чрезвычайное обилiе и громадный объемъ матерiала, необходимаго, для того чтобы исчерпать понятiе исторiи человечества. Въ крайнемъ случае, лишь тотъ имеетъ право устанавливать общiе принцiпы, кто въ теченiе всей своей жизни подробно изучалъ отдельныя историческiя событiя. И къ тому же надъ такими вопросами, какъ теорiя исторiи, работаетъ не одинъ человекъ, а сообща целое поколенiе изследователей и мыслителей. Кто будучи приведенъ ходомъ своихъ изследованiй и своими наклонностями къ систематичности, пытается создать теорi, тотъ не долженъ мечтать, что теперь то ему удалоеь сказать последнее слово; онъ долженъ только представить свой "проектъ" историкамъ и философамъ на обсужденiе или для дальнейшей разработки въ указанномъ направлении. Одни подвергнутъ критическому разбору матерiалъ данной системы, другiе – самый планъ ея. Въ такомъ именно смысле и я прошу принять мою попытку, какъ бы ни былъ я твердо убежденъ въ правильности моихъ основныхъ положенiй.

Въ третьихъ, самое отождествленiе философiи исторiи съ соцiологiей можетъ показаться слишкомъ смелымъ нововведенiемъ. Въ ответъ на этое я долженъ сослаться на краткое и, конечно, несколыш догматическое "Введенiе" къ моей книге, а затемъ на более подробное изложенiе основныхъ положенiй моей теорiи, которое следуетъ дальше. Исторiя представляется мне въ виде конкретной соцiологiи, подобно тому какъ драма – есть конкретная "характерологiя". Но теорiя исторiи безусловно абстрактна и совпадаетъ съ абстрактной соцiологiей.

Прежде всего я имелъ въ виду подвергнуть критике все то, что сделали предыдущiе мыслители подъ именемъ какъ соцiологiи, такъ и философiи исторiи, и определить мое собственное отпошение къ этому вопросу. Надеюсь, что никто изъ выдающихся мыслителей какь прежнихъ, такъ и новейшихъ, не забытъ мною, если только, благодаря достаточнымъ знанiямъ и проницательной мыслыо онъ прiобрелъ себе право быть выслушаннымъ. Что касается философiи исторiи, которая до сихъ поръ была отделена отъ соцiологiи и создавала поэтому большей частью одностороннiе взгляды на исторiю, то я изложилъ въ своей кпиге лишь те последнiя ея тоорiи, которыя и въ настоящее время не утратили живого интереса. Для ознакомленiя же съ более ранними мыслителями, особенно метафизиками, – каковы Фихте, Шелингь, Шлегель. Краузе, – я могъ-бы указать настоятельно на сочиненiе Р.Флинта "Философия и история во Франции и Германии", 1874. Въ книге въ последнемъ ея отделе я излагаю сперва ученiе Дильтея, который отвергаетъ всю предшествующую соцiологiи философiю исторiи, а затемъ даю краткiй, чисто описательный, схематическiй очеркъ развитiя исторiи человечества по моимъ личнымъ воззренiямъ. Если чнтатель чувствуетъ для себя чуждой область соцiологiи и фнлософiи исторiи, то я советовалъ бы ему сначала прочесть этотъ очеркъ.

Во второй части, первый разделъ будетъ заключать въ себе изложенiе моей теорiи и ученiе о еетественныхъ формахъ общества; предметъ второго раздела составятъ искусственныя формы общества и результаты моего изследованiя.

Пусть предлагаемая книжка не покажется философамъ слишкомъ исторической, а историкамъ – слишкомъ фнлософской!

Paul Barth

Лейпцигъ, конецъ мая 1897 года.


Об авторе
top
Пауль БАРТ (1858–1922)

Немецкий социолог, философ, историк. С 1897 г. преподавал философию и педагогику в Лейпцигском университете; занимал должность профессора. Известность получили его работы по философии истории в трудах великого немецкого философа Гегеля и его последователей, а также основная философско-историческая работа – "Философия истории как социология" (1897). Утверждая понимание истории как "конкретной социологии", П.Барт, в отличие от других философов и историков (в частности, В.С.Соловьева и Л.П.Карсавина), называвших в качестве субъекта истории все человечество, уточнял, что историки рассматривают "не весь человеческий род, а лишь общества внутри этого рода; и каждое общество образует само по себе солидарное целое". Помимо работ в области социологии и философии истории, П.Барт много времени посвятил разработке системы нравственного воспитания молодежи на основе материалистической философии.