URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма Обложка Башкова Н.В. Преображение человека в философии русского космизма
Id: 188801
799 р.

Преображение человека в философии русского космизма

URSS. 2007. 224 с. ISBN 5-484-00771-2. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Монография представляет собой системное философско-антропологическое исследование русского космизма. Сравнительный анализ концепций В. И. Вернадского, Е. И. и Н. К. Рерихов и К. Э. Циолковского позволяет реконструировать прогрессивный процесс преображения человека в качественно новое — космическое существо. Человек представлен многоуровневым микрокосмом и закономерно включен в коэволюцию человечества, планеты и космоса. Интегральный процесс... (Подробнее)


Анонс
top

Во всем мире В.И.Вернадский известен как выдающийся ученый, создатель учения о биосфере и ноосфере, К.Э.Циолковский – как основоположник теории реактивного движения и космонавтики, Н.К.Рерих – как великий художник, общественный деятель и путешественник. Однако широкому кругу читателей малоизвестна философская грань их творчества, которая была идейно ведущей во всей их многогранной деятельности.

В.И.Вернадский настаивал на космическом понимании истоков и факторов эволюции земной жизни (биосферы); за его глубокое предвидение последующего развития науки и человечества ученого называют "пророком атомного века".

К.Э.Циолковский разрабатывал оптимистическую концепцию космической философии, где ракеты и скафандры – лишь вспомогательные технические средства воплощения некоторых ее идей.

Е.И. и Н.К.Рерихи явились создателями концепции космической эволюции человечества, представляющей синтез духовно-философских, научных и религиозных идей Востока и Запада; эта мировоззренческая парадигма разработана ими в Учении Живой Этики.

Русские космисты в первой трети ХХ в. фактически выступили провозвестниками новой космической эпохи в истории человечества. Философско-антропологические взгляды указанных космистов и являются главным предметом исследования в этой книге.


Оглавление
top
От автора
Введение
 Примечания
1Теоретическое основание проблемы преображения человека в русском космизме
 1.1.Философская специфика и типология русского космизма. Общее смысловое поле концепций Н.К.Рериха, Е.И.Рерих, К.Э.Циолковского и В.И.Вернадского
 1.2.Философский и филологический статус понятия преображения
 Примечания
2Философско-антропологический анализ сущности и стратегии преображения человечества в русском космизме
 2.1.Проблема структурного единства бытия и стратегии космического преображения человечества
 2.2.Основные направления космической эволюции человечества
 2.3.Ноокосмическая иерархия и синергия творчества
 Примечания
3Модели преображения человека в философии космизма
 3.1.Человек: одномерная и многомерная антропологические структуры. Сущность процесса преображения
 3.2.Интегральная модель преображения человека
 3.3.Методы преображения человека
 Примечания
4Нравственно-аксиологическая проблематика в концепциях космистов
 4.1.Проблема смысла жизни в космо-эволюционном мировоззрении
 4.2.Проблема бессмертия. Диалектика вечного и преходящего в новой иммортологии русских космистов
 Примечания
Послесловие
Библиография
 Источники
 Исследования
Об авторе

От автора
top

Книга, которую вы, читатель, держите в руках, является результатом многолетнего труда автора – не только системной работы над многочисленными первоисточниками, но и духовного поиска и бесед с людьми, долго и глубоко исследующими природу человека; внутренних наблюдений и размышлений над процессом самосовершенствования. Без такого совпадения научного и практического интересов, на наш взгляд, весьма затруднительно приближение к сложной и тонкой теме преображения человека.

Непосредственное участие в создании книги принимал В.В.Макаров, поддержавший мои духовные поиски и подаривший много ценных идей. Я глубоко признательна моим родителям А.А. и В.В.Башковым, всегда верившим в меня и оказывавшим существенную финансовую поддержку.

Сердечно благодарна рецензентам – доктору философских наук, профессору Е.В.Зориной и доктору философских наук С.Р.Аблееву за мудрое слово, понимание и ценные пожелания по совершенствованию рукописи. Данная книга органично продолжает их многолетние творческие исследования по историко-философским истокам и проблематике Учения Живой Этики, разработке трудов Е.П.Блаватской. Искренне признательна профессору В.Н.Назарову и профессору Е.Д.Мелешко (ТГПУ им.Л.Н.Толстого) за научное содействие при защите кандидатской диссертации, во многом составившей основу данной монографии.

Моя глубокая благодарность относится и к оргкомитету международной междисциплинарной научной конференции "Этика и наука будущего" (Институт Востоковедения РАН, Благотворительный фонд "Дельфис", г.Москва) за поддержку и предоставленную возможность апробации результатов исследований. Искренне благодарна кандидату философских наук В.И.Алексеевой, заведующей научно-просветительским отделом Государственного музея истории космонавтики им.К.Э.Циолковского (г.Калуга), за предоставленные материалы по наследию К.Э.Циолковского и творческое сотрудничество.

Н.В.Башкова, кандидат философских наук, Россия, Тула, 2006 г.

Введение
top

Одним из главных принципов философии русского космизма (вторая половина XIX – первая половина XX вв.) явилось активно-эволюционное, т.е. сознательное, целенаправленно преобразовательное отношение к человеку и миру. Поэтому закономерно, что проблема преображения человека, т.е. дальнейшего качественного развития и трансформации его в более совершенное (в нравственно-волевом, интеллектуальном, сенсорном, энергетическом и соматическом смыслах) разумное существо, была актуализирована и получила многоаспектную разработку в философии данного направления.

Традиция космизма как особого мироощущения и миропонимания уходит своими корнями в глубь тысячелетий, в недра мифологического сознания человека, еще не выделявшего себя из мира природы и космоса. Изменяясь в веках, наполняясь новыми смыслами и ценностями, эта традиция вышла на новый, мощный виток развития в философском дискурсе русских космистов. Дело в том, что на рубеже XIX–XX столетий человечество пришло, с одной стороны, к осознанию огромной силы своего научного разума и порожденной им техногенной цивилизации, резко отделившей и даже противопоставившей этот разум миру природы и космоса, и, одновременно, своего бессилия, так как, бесхозяйственно и корыстно исчерпывая внешние источники энергии и питания, оно оказалось не в состоянии найти внутренние, духовные истоки бытия, породив нравственный, межнациональный, межрелигиозный, экологический, экономический и т.д. кризисы. Более того, человечество стало постепенно осознавать, что оно может явиться источником не только возможной катастрофы своей цивилизации, но и гибели планеты в целом. Человек оказался заложником своего стремительно развивающегося, технициски ориентированного разума. Кризисные отношения человека и природы, человека и общества потребовали смены сциентистской, техногенной парадигмы цивилизации на антропокосмическую, которая и стала разрабатываться в рамках русского космизма.

Во всем мире известны имена В.И.Вернадского как выдающегося ученого, создателя учения о биосфере и ноосфере, К.Э.Циолковского как основоположника теории реактивного движения и космонавтики, Н.К.Рериха как великого художника, общественного деятеля и путешественника. Однако широкому кругу читателей малоизвестна философская грань их творчества, которая была идейно ведущей во всей их многогранной деятельности. В.И.Вернадский настаивал на космическом понимании истоков и факторов эволюции земной жизни (биосферы); за его глубокое предвидение последующего развития науки и человечества ученого называют "пророком атомного века". К.Э.Циолковский всю жизнь разрабатывал оптимистическую концепцию космической философии, где ракеты и скафандры – лишь вспомогательные технические средства воплощения некоторых ее идей. Е.И. и Н.К.Рерихи явились создателями концепции космической эволюции человечества, мировоззренческая парадигма которой представлена ими в Учении Живой Этики. Русские космисты в первой трети XX в. фактически выступили провозвестниками новой космической эпохи в истории человечества. Философско-антропологические взгляды указанных космистов и являются непосредственным объектом нашего исследования.

Вселенский охват философских концепций русских космистов позволяет представить процесс становления и развития человечества как неотъемлемую часть общеэволюционного потока космической жизни. "Научно понять, – отмечал В.И.Вернадский, – значит установить явление в рамки научной реальности – космоса". Коэволюция человечества, планеты и космоса, экологизация общественного сознания стали основополагающими принципами в космистских концепциях. Признание необходимости преобразования социума согласно этим принципам привело к поиску и изучению не только технических, но прежде всего нетехногенных путей развития и преображения человека, раскрывающих его внутренний духовный потенциал. И здесь действенным ресурсом геопланетарной и космической эволюции человечества предстают нравственно ориентированный разум и онтологизация духовной сущности человека, т.е. укорененность ее в космическом бытии.

Актуальность исследования проблемы преображения человека обоснована следующими обстоятельствами. В современной науке, точнее, в философской антропологии и этике имеет место недостаточная разработанность понятий совершенствования и совершенства. Как отмечают сами исследователи, образ совершенного человека "до сих пор остается на периферии антропологической мысли Европы". Однако только при всестороннем, отчетливом представлении идеалов, целей и смыслов дальнейшей эволюции человечества возможно конструктивное преобразование его жизни.

В космистском дискурсе проблема преображения человека рассматривается в рамках философской концепции космической эволюции человечества, также отличающейся неустоявшейся методологией исследования и теоретической незавершенностью. В то время как именно этот концептуальный подход служит основанием целостности и системности изучения проблемы преображения человека в концепциях Е.И.Рерих, Н.К.Рериха, К.Э.Циолковского, В.И.Вернадского и других представителей космизма.

В философии русского космизма при исследовании проблемы преображения человек рассматривается как открытая, неравновесная антропосистема, развивающаяся в постоянном многоуровневом взаимодействии с космосом, что соответствует современному синергетическому подходу к формированию новой постнеклассической картины мира и человека в этом мире.

Современное кризисное состояние мирового сообщества, с одной стороны, а с другой, – достижения в области геронтологии, медицины и биотехнологий, закономерно вызывают научный интерес и необходимость философского осмысления проблем психофизических резервов человека, раскрытия его творческого потенциала и эволюционных перспектив. Слабое и часто неплодотворное использование внутренних сил и возможностей человека ведет к деструктивным тенденциям в его поведении и в жизни общества в целом, что было обосновано в трудах Э.Фромма, Л.П.Гримака и др. Космисты делают акцент на универсальных способах самосовершенствования и преображения человека в активной социальной жизни, имеющих непосредственное позитивное влияние на нее. Они целенаправленно разрабатывают проблему смысла жизни в новой перспективе космической беспредельности.

В современном российском обществе невозможно не признать господство западных идеалов и ценностей, отличающихся узко-материальным, потребительским характером (богатство, власть, престиж, карьеризм, физическая сила, и т.п.) и явной симуляционной иллюзорностью. В этом смысле представляется плодотворным обращение к российской традиции философской мысли космизма, актуализирующей общечеловеческий и космический уровни ценностей и понимания смысла человеческого бытия, раскрывающими роль и назначение человека в Космосе.

Духовное преображение человека актуально и в социально-политическом смысле: оно затрудняет (и в итоге делает невозможной) политическую манипуляцию сознанием граждан, под какой бы маской ее не скрывали. Основоположник французского персонализма Э.Мунье правомерно отмечал: "Тоталитаризм удачно подобрал себе имя: мир личностей не поддается всеобщей унификации". Высоконравственные, духовно культурные люди никогда не призн\'aют над собой власти стандартизированного и формального: они сами живой источник творческих инноваций и развития. К тому же, только они и способны к подлинному единению с признанием многообразия жизни и гармоничному сотрудничеству. Все иные сообщества, отказывающиеся от постоянного совершенствования и культурного (национального, религиозного и т.п.) многообразия, как показывает история, обречены на деградацию и вымирание.

Следует отметить, что несмотря на несомненную актуальность и значимость проблемы преображения человека, антропологический смысл преображения, разработанный русскими космистами, остается малоизученным в отличие от исследований по русскому космизму в целом, его типологии и специфике, теоретического анализа философских концепций отдельных космистов.

Философские взгляды В.И.Вернадского исследованы в работах Г.П.Аксенова, В.О.Глуховцева, Л.И.Гумилевского, В.П.Казначеева, Т.В.Климовой, Л.В.Леоновой, Н.Н.Моисеева, И.И.Мочалова, Г.Б.Наумова, А.И.Субетто, Н.И.Цицилиной, Ф.Т.Яншиной. Космическая философия К.Э.Циолковского проанализирована В.И.Алексеевой, Н.К.Гаврюшиным, Л.В.Головановым, И.А.Дудкиной, В.В.Казютинским, Л.В.Лесковым, В.В.Лыткиным, В.М.Мапельман, А.А.Шароновой и др. Философия Учения Живой Этики Н.К. и Е.И.Рерихов исследовалась С.Р.Аблеевым, П.Ф.Беликовым, Л.М.Гиндилисом, В.Э.Жиготой, Е.В.Зориной, С.Ю.Ключниковым, Н.Е.Самохиной, Е.А.Трофимовой, Н.А.Урановым, В.В.Фроловым, Л.В.Шапошниковой и др.

Одна из причин существующих лакун в изучении философии русского космизма заключается в том, что полные, некупированные работы, а также архивные материалы космистов стали доступны свободному научному исследованию только в последние 10–15 лет. Другой причиной является то, что открытый, многоуровневый характер человеческой природы в философии космизма требует для теоретического описания новых методологических идей, в частности, синергетических, а также принципов многомерности бытия и человека, беспредельности и прогрессивности эволюции космоса и др.

Принимая во внимание терминологическую неоднозначность понятия "преображение" и в то же время его самоочевидность и глубокую укорененность в архетипах традиционной российской ментальности, необходимо отметить, что чаще всего проблема преображения человека транслируется в опосредованном виде. Смысловая многоплановость понятия преображения ведет к фрагментации его содержания, аспектации отдельных свойств и признаков. Так, преображение исследуется в русле таких концепций, как синтез западноевропейского и восточного мировоззрений (А.А.Хамидов, В.С.Степин, Л.Ф.Кузнецова, Л.В.Фесенкова); космическая эволюция человечества (Л.В.Лесков, С.Р.Аблеев, Л.И.Василенко); структурность материи (Т.Г.Лешкевич, А.А.Сазанов, С.Р.Аблеев); сознание как универсальное свойство вселенной (В.В.Налимов, В.Н.Волченко, Л.Е.Моторина); коэволюция человечества, планеты и космоса, а также евгеника и автотрофность человека (В.П.Казначеев, Л.В.Лесков, А.Д.Московченко, Ю.Хабермас, Ю.В.Хен); энергийный образ мира и человека (С.С.Хоружий, Е.С.Узкова); духовность, душа и сердце (И.М.Ильичева, Е.В.Мареева, Е.В.Зорина); смерть и бессмертие (И.В.Вишев, Г.Д.Бердышев, Н.М.Ефимова, В.П.Ярышкин); место и предназначение человека; а также этические взгляды в целом (В.О.Глуховцев, В.М.Мапельман, А.В.Суслов, Е.А.Трофимова) и педагогические воззрения космистов (С.Р.Аблеев, А.Г.Андреева, Н.Д.Лащенко, Л.Н.Осипова, Н.Е.Самохина).

В ряде работ преображение становится непосредственным предметом изучения. Это исследования С.Г.Семеновой, С.Р.Аблеева, Н.В.Чемерисовой и Л.И.Черноруцкой. Анализ взглядов космистов у последних двух авторов проведен в хронологической последовательности без их целенаправленного сопоставления и комплексной систематизации. С.Г.Семенова преимущественное внимание уделяет разработке философских идей основоположника русского космизма Н.Ф.Федорова и на этом основании формулирует основополагающие идеи и принципы преображения человечества. Однако, в указанных исследованиях Учение Живой Этики не рассматривается. Этот пробел восполняется работами С.Р.Аблеева, который выявляет теоретические аспекты проблемы преображения человека в русле концепции космической эволюции в социально-философском ракурсе.

Анализ современной исследовательской литературы демонстрирует многообразие подходов и идей при изучении проблем, артикулированных космистами. Полифония исследовательских программ русского космизма подводит к необходимости обобщения имеющихся идей в целостную и системную концепцию преображения человека в его уникальных и обобщенных характеристиках.

В монографии мы ставили цель философской реконструкции и анализа концептуально-типологических особенностей постановки и решения проблемы преображения человека в русском космизме, точнее, в трудах В.И.Вернадского, Н.К. и Е.И.Рерихов, К.Э.Циолковского.

В качестве источников исследования были использованы труды Владимира Ивановича Вернадского (1863–1945), Николая Константиновича Рериха (1874–1947), Елены Ивановны Рерих (1879–1955), Константина Эдуардовича Циолковского (1857–1935), а также их дневники, письма, публицистические статьи, где нашла отражение философско-антропологическая проблематика. Далее в тексте монографии под "русскими космистами" следует понимать именно этих четырех представителей русского космизма.

По причине недостаточной изученности философского наследия Н.К. и Е.И.Рерихов особо отметим комплекс его источников. Корпус книг Учения Живой Этики (Агни Йоги (санскр. agni – огонь) или Огненной Йоги) состоит из 12 книг. Он разработан Е.И.Рерих (при определенном участии других членов семьи) под руководством и в сотрудничестве с индийскими философами (Махатмами) Гималайской Духовной Общины. Поэтому, определяя авторство Учения далее в тексте книги, мы чаще пишем "философы Учения", а не только Е.И. и Н.К.Рерихи.

К корпусу книг Учения непосредственно примыкают работы Е.И.Рерих "Огненный опыт" (1924 г.), "Основы буддизма. Жизнь и учение Будды" (1927 г.), "Знамя Преподобного Сергия Радонежского" (1934 г.), "Космологические записи" (1940Не гг.), "Изучение свойств человека" (1940–1950Не гг.), переписка разных лет и др. Творчество Н.К.Рериха: более 5000 полотен, поэтический цикл "Цветы Мории", несколько томов публицистических работ – насыщено глубоким символико-философским содержанием, являясь проекцией основных идей Учения. Отдельные аспекты философии старших Рерихов освещены в работах их сыновей – Ю.Н. и С.Н.Рерихов.

Е.И.Рерих подчеркивала духовно-философскую преемственность теософии Елены Петровны Блаватской (1831–1891), Учения Храма Франчии Ла Дью (1849–1922) и Учения Живой Этики. Основателей этих учений объединяет сотрудничество с группой Махатм (Учителей) Гималайской Духовной Общины и концептуальная разработка единой доктрины. Исследование этих этико-философских систем позволяет реконструировать историко-теоретические источники Живой Этики и установить интернациональный характер доктрины космического преображения человечества.

В современной науке принято относить эти и подобные духовные системы, посвященные исследованию духо-психического мира человека и его взаимосвязи с многомерной реальностью, к эзотерической (скрытой от широкого оглашения, непубличной) традиции познания. Однако следует уточнить, что далеко не каждое учение, относимое современными исследователями к этому направлению, созвучит философской традиции индийских Махатм.

Фундаментальный труд Е.П.Блаватской "Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии" (1 т. – "Космогенезис", 2 т. – "Антропогенезис", 1888 г.) и философские "Письма Махатм" (1880–1884 гг.; в сокращенном варианте – "Чаша Востока") были переведены с английского на русский язык Е.И.Рерих. Живая Этика во многом опирается на космогенетические и антропогенетические идеи "Тайной Доктрины". Среди теософских произведений Е.П.Блаватской представляют интерес также "Разоблаченная Изида" (в 2 т., 1877 г.), "Ключ к теософии" (1889 г.), "Комментарии к "Тайной Доктрине"", многочисленные статьи и письма.

Следующим этапом развития этой духовно-философской традиции явились работы американского теософа Франчиа Ла Дью, основательницы духовной общины "Храм Человечества" (1898 г.). Главные теоретические источники общины разрабатывались при участии Махатм. Современные исследователи объединяют их под общим названием "Учение Храма".

После ухода Е.И.Рерих философские идеи Живой Этики получили развитие и практические пояснения в философских дневниках ученика Н.К.Рериха – Бориса Николаевича Абрамова (1897–1972), изданных в конце XX в. под общим названием "Грани Агни Йоги" (тт.1–13, 1960–1972 гг.). Е.И.Рерих была знакома с записями Б.Н.Абрамова и подтвердила их идейную преемственность.

В монографии мы приводим некоторые идеи Е.П.Блаватской и Б.Н.Абрамова для лучшего пояснения и разработки исследуемой проблемы преображения человека.

Следует отметить, что непосредственно к философии русского космизма может быть отнесено, на наш взгляд, творческое наследие Н.К.Рериха, Е.И.Рерих и Б.Н.Абрамова, несмотря на то, что Учение Живой Этики глубоко укоренено в восточной, прежде всего индийской и тибетской, эзотерической традиции философской мысли. На каком основании осуществляется такая типологизация? Во-первых, семья Рерихов этнически и культурно была русской. Н.К. и Е.И.Рерихи прожили в России (г.Санкт-Петербург) около 40 лет и активно трудились в образовательной и художественной сферах. После Октябрьской революции 1917 г. многие лучшие представители российской интеллигенции оказались невостребованными в родной стране и вынуждены были продолжать творческую деятельность, в основном, в странах Западной Европы и Америки (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Н.О.Лосский П.А.Сорокин и мн.др.). Тот факт, что Николай Константинович около 20 лет и Елена Ивановна около 30 лет прожили в Индии, должен быть правильно осмыслен в свете их глубокой убежденности, что все свои труды они посвящали Родине.

Во-вторых, Учение Живой Этики, несмотря на соавторство восточных мыслителей, было целенаправленно создано на русском языке и обращено, прежде всего, к русскому народу. Тексту первой из книг Учения непосредственно предшествует посвящение: "В Новую Россию Моя первая весть". Рерихи полагали, что именно российский народ сумеет подойти к Учению особенно глубоко и жизненно, и ему суждено претворить идеи нового, преображенного мира.

В-третьих, концепция космической эволюции человечества, обосновываемая в Живой Этике, являет собой новый виток в раскрытии космической ментальности мировой и особенно российской культуры. Философская концепция Учения оказалась очень созвучна философским, религиозным, художественным исканиям русских космистов и несет в себе развитие многих идей и концептов, характерных для русской философии в целом. Рассмотрению этой проблемы специально посвящена первая глава нашей книги, где мы обосновываем выбор трех концепций избранных космистов, выявляя общее поле их смыслов с опорой на типологические черты русской философии.

В заключение, хотелось бы отметить главный момент новизны подхода космистов к проблеме преображения человека.

Мировоззренческие истоки идеи преображения уходят в глубокую древность. Как духовно-религиозная практика, основанная на принципах психической самотрансформации, преображение разрабатывалось в философии йоги, буддизме, неоплатонизме, христианстве и многих других учениях. В отличие от религиозного смысла преображения русские космисты положили в основу методологического подхода принципы детеологизации и космического эволюционизма, позволяющие подойти к интегральным характеристикам земного и космического пути человечества. Методологическая основа данной проблемы содержит характерные черты философии космизма: прогрессизм, телеологизм и этикоцентризм; соединение секуляризованного религиозного и научного подходов (Рерихи, Циолковский); приоритет науки как доказательной основы этико-философских и религиозных доктрин при субординации (Вернадский) и синтезе (Рерихи, отчасти – Циолковский) науки, религии, философии, искусства; амбивалентность понимания человека и идея его непреложной ответственности перед мирозданием. В концепции преображения космистов синтетически интегрированы онтологические и антропологические идеи, нравственные и социальные аспекты их учений. Таким образом, в философии космизма представлен новый – космо-эволюционный и нравственно-онтологический дискурс преображения человека.

В нашем монографическом исследовании мы стремились реконструировать малоизученную проблему преображения человека в рамках историко-философской и философско-антропологической мысли первой половины XX в.; продолжить теоретическую разработку концепции космической эволюции человечества; уточнить характеристики самобытной русской антропологической мысли; способствовать прояснению идейных приоритетов современного российского менталитета.


Об авторе
top

БАШКОВА Наталья Валентиновна – кандидат философских наук, преподаватель кафедры философии и культурологии Тульского государственного педагогического университета им.Л.Н.Толстого, научный сотрудник Российского междисциплинарного проекта комплексных исследований антропогенеза и психо-космических энергий "Мистериум Магнум".

Защитила диссертацию "Проблема преображения человека в философии русского космизма (В.И.Вернадский, Н.К.Рерих, Е.И.Рерих, К.Э.Циолковский)" (2004 г.).

Читает авторские курсы "Философская антропология", "История мировых цивилизаций", "Культурология" и др.

Автор ряда научных публикаций по проблемам философии русского космизма, философской антропологии и этики.

Активный участник ежегодной международной междисциплинарной научной конференции "Этика и наука будущего" (г.Москва, Институт Востоковедения РАН, фонд "Дельфис"), посвященной современному диалогу культур Запада и Востока, осмыслению единых оснований науки, религии и искусства, разработке эволюционных перспектив человечества в общем потоке космической жизни.