За последние годы возросло внимание к национальному историко-культурному наследию страны. История отечественной науки о культуре речи является частью этого наследия. Поэтому она может быть полезна многим читателям, интересующимся вопросами мастерства и правильности речи. Понятие о стиле и содержании хорошей речи, ее основных качествах и свойствах менялось в различные эпохи, но интерес к искусству речи всегда оставался неизменным. Чистота и правильность языка на Руси во все, и даже самые древние, времена считались залогом высокой культуры. Акад. М.И.Сухомлинов в статье "О языкознании в древней России" отмечал: "В языке видели выражение внутренней жизни, мысли и чувства человека; языком – верили твердо – говорила душа... Слово чтили как святыню и верили в него как в благодатного вестника: "ластовици тишиноу намъ проповЪдаютъ весноую, а мудрая словеса безпечалье". Поэтому словом должно было пользоваться с уважением, а не употреблять его попусту. "Оудобь есть камень въсоуе поустити, нежели слово праздьно". Если бы не оставленные нам в наследство памятники, в которых запечатлелись представления об искусстве речи, ее правильности и стилистическом совершенстве, все богатство предшествующих эпох было бы потеряно для нас. Известно, что красноречие уже в глубокой древности, во времена античного мира, оформилось в особый жанр литературы. При этом под красноречием разумелось в первую очередь ораторское искусство. Однако термин красноречие всегда имел и другое, более широкое значение, сохранившееся до нашего времени: "Дар речи, способность, умение излагать мысли красиво и убедительно", вне зависимости от устной или письменной формы воплощения речи. В ранних русских учебниках по красноречию, чаще всего это были риторики, искусство речи толковалось широко. В основу рассуждений о качествах хорошей речи включалось понятие не только устной ораторской речи, но и письменных ее разновидностей. На протяжении отечественной истории менялись типы риторик, и само понятие красноречия претерпело ряд модификаций. В начале XIX в. риторика все более транспонировалась в плоскость теории прозы, отдаляясь от аспекта чистой поэтики. "Широта объема и понятия риторики, которая включала в себя всю теорию прозы и часть учения о стихе, – писал В.В.Виноградов, – уже к 20-м годам XIX столетия была преодолена теорией литературы ". Новые труды по теории словесности не были статичными и в процессе развития во многом перекрещивались, в каких-то разделах повторяли друг друга, заимствуя и терминологию, и подновленные со временем формулировки, и способы оценок словесного материала. Русская риторика прочно существовала в теории словесности вплоть до первых десятилетий XX в. Среди авторов риторик были и выдающиеся мастера, и ремесленники. В 20–30-е годы XX в. риторику как теорию ораторской прозы отдельные исследователи пытались оживить, даже выдвигались предложения создать новую социологическую риторику (о необходимости возвращения риторики пишут и наши современники – см. наст. кн., гл.10). В.В.Виноградов в 20-е годы писал: "Ораторская речь – неотложная тема русской филологической науки". А в другой черновой записи того же времени он высказался более широко: "В русской филологии возрождается интерес к риторике. Его поддерживают требования общественного быта... Причина же его возникновения глубже. Она лежит в принципиальном пересмотре теории слова и в изменении общего направления лингвистических интересов. В лингвистике русской старые принципы диалектологического "народничества", тяготевшие как к центру к проблеме этнографической колонизации, поколеблены... В тех случаях, когда научная работа лингвиста сочетается с постановкой проблем "культуры" современного литературного языка, с речевым воспитанием общества, – вопрос об ораторской речи получает еще большую остроту, как живая задача технологической реформации ". Поэтому естественно, что в одной из ранних своих книг – "О художественной прозе", вышедшей в 1930 г., В.В.Виноградов большой раздел посвятил "поэтике и риторике". Это – одна из наиболее глубоких работ, в которой, наряду с кратким обзором истории русских риторик послеломоносовского периода (доведенной до первой трети XIX в.), ставятся теоретические вопросы о границах риторики и поэтики, проводятся конкретные опыты риторического анализа и т.д. Из работ, освещающих средний период истории русских риторик (XVII–XVIII вв.), следует назвать в первую очередь книгу В.П.Вомперского "Стилистическое учение М.В.Ломоносова и теория трех стилей" (М., 1970), серию статей, посвященных русским риторикам (см. библиографию), и книгу "Риторики в России XVIIXVIII вв. (М., 1988). В них дан критический обзор и глубокий анализ русских риторик этого времени, анализируются стилистические теории наиболее крупных словесников той поры. Старинные риторики и поэтики XVII в. рассмотрены также в исследованиях Д.С.Бабкина, В.П.Маслюка, А.Н.Филонова и др. (см. библиографию). Из трудов, посвященных проблемам красноречия в России в новейшем периоде истории, написаны, например, такие: Адамов Е.А.Из истории ораторского искусства. М., 1961–1962; Чихачев В.П.Академическое красноречие в России (XIX в.). М., 1972; Ножин Е.А.Основы советского ораторского искусства. М., 1973. Интересны работы Ю.В.Рождественского и его учеников – В.И.Аннушкина, О.П.Брынской и др. Знакомясь с этими ценными трудами, мы узнаем историю красноречия в России все же лишь в ее фрагментах, слагающуюся из многих, но отрывочных черт. До сего времени нет еще сводной книги, из которой, с одной стороны, можно было бы получить библиографические и критические сведения об основных вышедших в России риториках и руководствах по красноречию. С другой стороны, нет полного источника, где можно было бы справиться о деятелях русского просвещения и филологии, занимавшихся проблемами красноречия и стилистики слова. Отсюда вытекают основные задачи, стоявшие перед авторами настоящей книги. Прежде всего казалось полезным восполнить пробел в научной историографии и дать критический обзор основных литературных памятников, посвященных проблемам русского красноречия. Таким образом, собирание и систематизация библиографического материала по отечественным риторикам и стилистическим руководствам, посвященных красноречию, составили один из важных аспектов работы. Вторая задача тесно связана с первой и заключалась в необходимости установления исторической преемственной связи между отдельными эпохами, отдельными хронологическими периодами, когда создавались эти произведения. Преследовалась скромная цель – кратко и компактно изложить историю наиболее известных печатных риторик в тесной связи с историей деятельности ученых – авторов этих трудов. Казалось целесообразным вспомнить не только имена первостепенных исследователей, но и тех, которые вносили, на первый взгляд, скромную, но в действительности достаточно весомую лепту в общее дело развития отечественной филологии. Выполнение этих задач само собою предполагало необходимость конкретного освещения и характеристики памятников с точки зрения истории их появления; важно было датировать источники, осветить исторический фон общественно-культурной жизни своего времени, нередко обусловливающей своеобразие памятников. Задача внешнего исторического описания развития жанра риторик и руководств по красноречию сопровождалась задачей внутреннего изучения каждого из памятников. В связи с этим казалось целесообразным близко познакомить читателей с текстом всех тех риторик, которые давно уже стали библиографической редкостью. Поэтому в монографии сознательно приводится большой цитатный материал, конечно, в тех пределах, которые допускались сравнительно небольшим объемом книги. Кстати, несколько замечаний об особенностях цитирования. Цитаты воспроизводились в извлечениях по первопечатным источникам и печатались по современной нам орфографии и современной пунктуации, но с сохранением всех характерных языковых особенностей подлинников. В книге использованы автобиографические сведения и данные архивных фондов по персоналиям в тех случаях, разумеется, когда такие фонды имеются. Так, сообщаются сведения, почерпнутые из материалов рукописных отделов библиотеки СССР им.В.И.Ленина, Публичной библиотеки им.М.Е.Салтыкова-Щедрина, Пушкинского Дома. Поскольку на протяжении нескольких столетий в России менялось и содержание риторики, и сами представления о лучших формах красноречия, казалось необходимым придерживаться конкретно-исторической, "событийной " линии повествования. Следует оговорить еще одну особенность освещения материала. История изучения речевой культуры в соотношении и взаимосвязи с историей отечественного красноречия, как уже сказано, не исследовалась достаточно полно и всесторонне. Поэтому некоторые аспекты этой проблемы, которые затрагиваются в монографии, требуют специальных разъяснений. Проблемы культуры речи, считал В.В.Виноградов, должны рассматриваться в тесной связи с задачами исследования стилистики языка и стилистики речи. Понятием "культура речи" охватываются и специфические стороны исследования, связанные с изучением особых функций языка, когда язык используется не только для целей нейтрального общения и сообщения, но и как орудие активно-преднамеренного воздействия. В этих случаях на первый план выдвигаются такие качества речи, которые в нашем представлении связаны с искусством речи. Наряду с антитезой "правильно-неправильно", отражающей важную, но не единственную сторону культурно-речевых оценок, должны существовать и существуют оценки иного качественного порядка: хорошо-плохо, удачно-неудачно, искусно-неискусно. Именно такого рода оценки относятся к области красноречия, и эта область составляет одну из важных компетенций культуры речи как научной и учебной дисциплины. Конечно же, при таком подходе красноречие – это не только "дар излагать мысли красиво и убедительно". В истории словесности красноречие трактовалось и более широко; его проблемы оказывались на пересечении науки и искусства, когда становилась очевидной не только необходимость знания литературной нормы, но и необходимость активного, творческого формирования, конструирования речи. Говоря о понятии "культуры речи" во взаимоотношении с понятием "красноречия", мы можем связывать их с тремя группами явлений. Прежде всего речь может идти о предметном значении терминов, при котором, как упоминалось выше, культура речи характеризуется как определенная научная дисциплина. Проблематика науки о правильной и точной речи органично согласуется с проблематикой той области, к которой относится красноречие. В данной монографии именно эти вопросы и поставлены во главу угла. Им уделено наибольшее внимание: это вопросы, связанные с теорией красноречия, общими правилами, предлагаемыми риториками и стилистиками. Такой подход не исключает попутного анализа и других аспектов проблематики. Особый круг явлений связан не с исследовательской сферой, а с проблемами преподавания. Необходимость обучения речевой культуре и красноречию находится в тесной и непосредственной взаимозависимости и всегда признавалась одной из важных задач общей гуманитарной подготовки образованных специалистов-преподавателей, лекторов, журналистов, научных работников и т.д. В процессе обучения важными оказываются логические, психологические и педагогические основы речевого мастерства, когда затрагиваются вопросы социальной психологии восприятия речи, эстетики публичных форм речи, предлагается совокупность методических приемов обучения искусству не только правильной, но и выразительной речи и т.д. В монографии "Теория и практика русского красноречия" не ставились задачи изложения основ речевого мастерства как учебной дисциплины, хотя попутно, при описании отдельных руководств, которые касались этой темы, в той или иной мере такой материал излагался и определенные сведения приводились, но все же они специально не систематизировались. Еще один круг явлений связывается с непосредственной характеристикой речи носителей языка. Он сразу очерчивается одним известным выражением: "Нет, кажется, более легкого способа познать людей, как судить о них по их речам и поступкам". Когда мы оцениваем чью-либо речь как высококультурную и выразительную или, напротив, приводим антонимические характеристики, – такие оценки могут относиться и к речи письменной (журналиста, писателя, научного работника), и к речи устной (лектора, учителя, ученика, экскурсовода и т.д.). Важно одно: в этих случаях мы оцениваем речь с точки зрения индивидуальных качеств, характеризующих конкретные прочитанные тексты или услышанные фрагменты речи. Речь говорящего (и пишущего), таким образом, может быть охарактеризована с точки зрения удачного или неудачного выбора темы, умелого или неумелого расположения и организации речевого материала и содержания высказывания, с точки зрения техники речи и т.д. При таком подходе понятия "культура речи" и "красноречие" наполняются иным содержанием. В связи с этим уместно упомянуть еще об одном важном ограничении. В настоящей монографии специально не ставились задачи характеристики речи носителей языка, их индивидуальных навыков владения речью. Вместе с тем, эта тема до известной степени все же освещалась в книге в тех случаях, когда в анализируемых работах поднимались вопросы "индивидуальной" культуры речи. Касаясь содержательной стороны монографии, необходимо отметить еще одно обстоятельство. Обращает на себя внимание возросший интерес к неориторике, который проявляется и в зарубежной, и в отечественной литературе. Иржи Краус, выпустивший в 1981 г. книгу "Риторика в языковой коммуникации", связывает этот интерес с современным состоянием лингвистики, в частности, с такими ее разделами, как теория текста, стилистика, лингвистическая семантика. В его работе риторика представлена в качестве комплексной дисциплины, включающей в свой состав лингвистический, логический, психологический, художественный и другие аспекты языковой коммуникации. Позитивную социально-культурную функцию риторики отмечают многие современные исследователи. В частности, К.К.Жоль в работе, посвященной проблемам семантики в философском освещении, отмечает: "Сейчас уже несомненно, что в судьбе европейской духовной культуры риторика сыграла важную роль. В период застоя философской и научной мысли риторы без особых претензий на глубокомыслие культивировали далеко не худшие образцы теоретизирования, вели кропотливую текстологическую работу, занимались грамматическими изысканиями, осуществляли просветительскую и педагогическую деятельность...". Современные социологические исследования, посвященные искусству красноречия, в американской и европейской научной литературе занимают немалое место. Так, в диссертации О.П.Брынской, в которой дан обзор американской научной литературы по риторикам, начиная с конца XIX в. и включая последние работы, выделены 17 тематических рубрик, в пределах которых размещен по жанровым разновидностям весь корпус работ в области теории и практики современных американских риторических сочинений. Как бы ни было высоко поставлено обучение искусству речи за пределами родины, нашего соотечественника всегда будет интересовать вопрос и о русской словесности. Нужно хорошо знать прошлое русской риторики, стилистики, теории ораторской речи, чтобы лучше понять настоящее. Авторам хотелось бы подчеркнуть, что именно поэтому работа, представляющая собой очерк истории, в своих центральных идеях обращена не только к настоящему, но и к перспективам развития жанра в будущем. С этой точки зрения современным исследователям будет не бесполезен список всех рассмотренных в книге руководств и трудов, которые написаны по теме монографии. Библиография помещена в конце книги. Авторы надеются, что сведения, которые сообщаются в монографии, до известной степени восполнят пробелы содержания курса <<Основы культуры речи", которое отражено в его программе (М., 1976). Стараясь не усложнять изложение, авторы в расчете на широкий круг читателей стремились писать популярно и доходчиво. Поскольку в риториках и работах по красноречию широко применяется специальная терминология, не всегда знакомая нашим современникам, в примечаниях разъясняются те специальные термины красноречия, которые встречаются на страницах руководств и упоминаются в данной книге. Изложение материала доводится до наших дней. Современное публичное выступление представляет собой одну из важнейших форм речевой деятельности, и эстетическим критериям искусства слова всегда придавалось и придается огромное значение. В комплексной программе научных исследований, раскрывающих тему духовной культуры нашей эпохи, проблемы речевой культуры должны занять достойное место. И с этой точки зрения вопросы мастерства речи, мастерства лекционной пропаганды не случайно привлекают к себе самое пристальное внимание. Качество идеологической работы в немалой степени зависит от профессиональной квалификации лекторов – их общей культуры, широты "научного кругозора, искусного владения речевыми средствами и приемами, которые можно использовать в лекционной работе. Поэтому современным пропагандистам и лекторам, преподавателям нужны теоретические знания об искусстве речи, важен и анализ отечественного опыта в этой области. Авторы надеются, что подготовленная монография может быть использована не только при чтении курса "Основы культуры речи" на филологических факультетах вузов, но может служить пособием в области истории ораторского искусства, так же как и в области истории отечественной стилистики. Работа над монографией велась под руководством Л.К.Граудиной. Авторская работа распределялась следующим образом: введение и главы 2, 3, 4, 5, 8, 9, 10 написаны Л.К.Граудиной. Глава 1 написана Г.И.Миськевич при участии Н.В.Новиковой; главы 6, 7 написаны Г.И.Миськевич. Работа над библиографией выполнялась Н.В.Новиковой при участии Л.К.Граудиной и Г.И.Миськевич. Авторы благодарят действительного члена АПН СССР доктора филологических наук В.Г.Костомарова и доктора филологических наук Е.С.Копорскую за ценные замечания, которые были учтены при переработке рукописи. К этому следует добавить, что первоначальный объем рукописи был 20 а. л. Из предполагаемых и написанных девятнадцати глав пришлось оставить только десять. Поэтому некоторые проблемы в книге оказались неосвещенными: в частности, пришлось полностью снять главы "Нормы и традиции красноречия в оценке русских писателей и журналистов (в последней трети XVIII в."), "Культура речи и ораторское искусство в России в конце XIX – начале XX вв." и др. Авторы не теряют надежды, что поднятая в книге проблематика будет и в дальнейшем разрабатываться, а вынужденные лакуны со временем будут устранены. Людмила Карловна ГРАУДИНА Доктор филологических наук, профессор Института русского языка РАН им. В. В.
Виноградова. С 1999 года работает в Академии повышения квалификации и
переподготовки работников образования. Автор монографий, учебных пособий,
статей, в том числе: "Вопросы нормализации русского языка. Грамматика и
варианты" (М., 1980); "Беседы о русской грамматике" (М., 1983);
"Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов"
(в соавторстве; 1-е изд. - М., 1976; 3-е изд. - М., 1994); "Культура
парламентской речи" (в соавторстве; М., 1994); "Русская риторика.
Хрестоматия" (М., 1996); "Культура русской речи. Учебник для вузов" (в
соавторстве; М., 1998); "Русская риторика. Учебное пособие" (в соавторстве;
М., 2001) и многие другие. Кандидат филологических наук. Работала в секторе культуры русской речи
Института русского языка АН СССР. Автор около ста статей по вопросам культуры
речи, словообразования, грамматики, стилистики, проблемам заимствования,
словообразования и вхождения в язык новых слов периода 70-80-х годов XX
века. Работы опубликованы в тематических сборниках Института издательством
"Наука" АН СССР, в журнале "Русская речь", а также в некоторых
научно-популярных изданиях.
|
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |