Современное человечество переживает фундаментальные перемены, глубоко затрагивающие интересы национальной безопасности России. Поражение Советского государства в "холодной войне" и последующий за ним распад СССР привел к тектоническим сдвигам во всей системе международных отношений и поставил нашу страну в очень сложное положение, когда одной из ключевых проблем становится обеспечение реального суверенитета России. Несмотря на взятый Российской Федерацией курс на построение демократического правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой современный мир не стал для нашей страны более безопасным. На международной арене продолжается соперничество традиционных и новых геополитических центров силы. Происходит формирование качественного иного мироустройства, сопровождающееся появлением новых вызовов и угроз в отношении Российской Федерации. Тенденция к созданию однополярной структуры мира при силовом доминировании единственной сверхдержавы и ослаблении роли Совета Безопасности ООН не способствует решению принципиальных вопросов международной безопасности. Применение силовых методов в обход действующих международно-правовых механизмов и ставка на стратегию односторонних действий не устраняют глубинных социально-экономических, межэтнических и других противоречий, лежащих в основе международных и внутренних конфликтов, а лишь провоцируют гонку вооружений, усугубляют межгосударственные разногласия, национальную и религиозную рознь. Ослабляются сами основы современного миропорядка. "Попытки принизить роль суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений создают угрозу произвольного вмешательства во внутренние дела, – констатируется в Концепции внешней политики Российской Федерации. – Серьезные масштабы приобретает проблема распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки. Угрозу международному миру и безопасности представляют неурегулированные или потенциальные региональные и локальные вооруженные конфликты. Существенное влияние на глобальную и региональную стабильность начинает оказывать рост международного терроризма, транснациональной организованной преступности, а также незаконного оборота наркотиков и оружия" [1]. Большую тревогу вызывают и появившиеся в последние годы концепции "приватизации войны" [2]. В 2001 г. впервые в новейшей истории возникла ситуация, когда государство (США) объявило войну не государству, а сетевой террористической организации ("Аль Каиде"). Проблема тем более опасна, что в начале XXI в. обозначилась ярко выраженная тенденция к слиянию исламского радикализма, наркоторговли и международных криминальных сетей. Это, как отмечает А.А.Кокошин, может нанести чувствительный удар по принципу государственного суверенитета [3]. В условиях исключительной важности вопросов войны и мира знание актуальных политико-военных проблем национальной безопасности России является безусловным требованием для выработки оптимальной модели государственной политики, стратегического руководства обороной страны. Соответствующие проблемы обуславливают необходимость системного подхода к обеспечению национальной безопасности Российской Федерации, к учету всего спектра факторов (как международных, так и внутренних), влияющих на состояние обороноспособности нашего государства. Данное учебное пособие подготовлено по курсу профессора А.А.Кокошина на факультете мировой политики МГУ им.М.В.Ломоносова. В основу этого учебного пособия легли его научные труды по проблемам войны и мира, военной политики, государственного управления в области национальной безопасности и обороны, выступления в печати, а также материалы лекций в ряде учебных заведений России. В них А.А.Кокошин опирается на значительный практический опыт в сфере обеспечения национальной безопасности нашей страны, в том числе – работы в должностях первого заместителя министра обороны РФ (1992–1997), Государственного военного инспектора России (1997–1998), секретаря Совета обороны, затем секретаря Совета безопасности Российской Федерации (1998) и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ (с декабря 1999 г.). Этот опыт включает в том числе работу в "горячих точках" постсоветского пространства. При разработке пособия широко использовались также основополагающие концептуальные документы, определяющие государственную политику России в сфере национальной безопасности (Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации и др.). Николай Николаевич ЕФИМОВ Профессиональный военный. Родился в 1954 году в семье военнослужащего. В Вооруженных Силах – с 1971 года. После окончания Военного института иностранных языков проходил службу в Германии. В дальнейшем работал на различных должностях в Министерстве обороны РФ. С 1998 года – главный редактор центральной военной газеты "Красная звезда". Доктор философских наук. |