Обложка Абрамов М.А. (отв.ред.); Чичерин Б.H., Кавелин К.Д., Сементковский P.И., Ковалевский Μ.Μ., Струве П.Б., Новгородцев П.И., Бердяев H.А., и др. Опыт русского либерализма. Антология
Id: 183327
199 руб.

Опыт русского либерализма.
Антология

1997. 484 с.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Большинство из представленных в антологии материалов не издавались в СССР и постсоветской России. В числе авторов философы, правоведы, историки, ученые с мировым именем - Б.Чичерин, К.Кавелин, М.Ковалевский, П.Новгородцев... В основном публикуются целостные тексты, посвященные теории и истории либерального движения в России. Судьба этого движения оказалась трагичной, но в ней и немало поучительного для России сегодняшней,...(Подробнее) вновь оказавшейся на переломе.

ПРЕДИСЛОВИЕ

ВСЯ БУДУЩНОСТЬ РОССИИ...

ПИСЬМО K ИЗДАТЕЛЮ

Б. H. Чичерин РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ЛИБЕРАЛИЗМА

Б. H. Чичерин КОНСТИТУЦИОННЫЙ ВОПРОС B РОССИИ

К. Д. Кавелин ЧЕМ HAM БЫТЬ?

Письмо первое

Письмо второе

ЗАПИСКА МОСКОВСКИХ ЛИБЕРАЛОВ гр. ЛОРИС-МЕЛИКОВУ, НАЧАЛЬНИКУ ВЕРХОВНОЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

Первая и наиболее важная из неудовлетворенных потребностей общества есть потребность деятельности.

P. И. Сементковский K ИСТОРИИ ЛИБЕРАЛИЗМА

Bce сильнее проявляющееся в нашем обществе нерасположение к традиционному либерализму и консерватизму имеет широкое общеевропейское или даже мировое основание.

Либерализм и консерватизм

Μ. Μ. Ковалевский УЧЕНИЕ O ЛИЧНЫХ ПРАВАХ

МЕЖДУ ВОЙНОЙ И РЕВОЛЮЦИЕЙ

С. А. Котляревский ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕМОКРАТИИ

Декларация прав важна для каждого индивидуума; но особенно она важна для «меньшинства»

Способна ли демократия жить одним будничным интересом, одним развитием действующих друг'на друга сил?

С. Л. Франк ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЕСПОТИЗМА[63]

Идеалу организации и объёдинения человечества противостоит факт разрозненности и противоречивости человеческих воззрений и стремлений

Связь между деспотизмом и идеей непогрешимости может быть уяснена некоторыми более общими морально-философскими соображениями.

ОТРЫВКИ O ГОСУДАРСТВЕ[70]

Национальное начало тесно связано с государственным и разделяет с ним его сверхразумный или мистический характер.

П. И. Новгородцев ИДЕАЛЫ ПАРТИИ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ И СОЦИАЛИЗМ

Философские и научные стремления нашего времени выдвигают идеи совершенно иного рода

H. А. Бердяев ФИЛОСОФИЯ НЕРАВЕНСТВА

Либеральная идеология зародилась в умственной атмосфере XVIII века, которая склонна была утверждать естественную гармонию.

C ТОГО БЕРЕГА...

E. В. Спекторский ЛИБЕРАЛИЗМ

Французская революция, как и всякая вообще революция, была насилием, исключавшим какой бы то ни было либерализм.

Так наступилисумерки либерализма

Ф. А. Степун O СВОБОДЕ

II. Триединая реальность истины, свободы и личности как основная идея новоградской общественности

«И познаете истину,и истина сделает вас свободными».

IV. Внешняя правда и внутренняя ложь фашизма

V. «Новый Град» и эмиграция

Μ. Μ. Карпович ДВА ТИПА РУССКОГО ЛИБЕРАЛИЗМА Маклаков и Милюков[115]

ИСТОРИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА B РОССИИ (1762-1914)

Вступление Исторические источники либерализма.— Сущность либерализма.— Гражданский строй.— Административный строй.— Конституционный строй.— Политический радикализм.— Антиреволюционная сущность либерализма.

Гражданский строй должен рассматриваться как источник цивилизации

Политическая и экономическая власть в рамках государственного строя могут быть отделены друг OT друга; в действительности обычно так и бывает

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛИБЕРАЛИЗМ B CCCP

ЛИБЕРАЛИЗМ (статья из БСЭ, 1938 г.)

Антидемократические политические тенденции, свойственные раннему французскому либерализму

ПРИМЕЧАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ


Об авторах
Кавелин Константин Дмитриевич
Константин Дмитриевич КАВЕЛИН (1818–1885)

Историк, философ, правовед, виднейший представитель русской общественной мысли XIX века. Окончив в 1842 г. юридический факультет Московского университета, переехал в Петербург, где работал в Министерстве юстиции. В Петербурге сблизился с кружком В. Г. Белинского, а по возвращении в Москву (1844) вошел в круг московских западников, друзей Белинского. Защитив в 1844 г. магистерскую диссертацию «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства», получил место при кафедре истории русского законодательства Московского университета. В 1848 г. снова переехал в Петербург, определившись на службу сначала в Министерство внутренних дел, а позднее — в канцелярию Комитета министров. В 1857 г. приступил к чтению лекций в Петербургском университете. В 1861 г., возмущенные поведением администрации во время студенческих волнений, Кавелин и еще несколько прогрессивных профессоров подали в отставку. С 1877 г. преподавал гражданское право студентам Военно-юридической академии.

«Западнические» убеждения Кавелина отчетливее всего выразились в его историософских построениях. Его репутация как создателя антиславянофильской концепции русской истории утвердилась в 1847 г. с появлением в «Современнике» статьи «Взгляд на юридический быт древней России», сразу сделавшей Кавелину имя и вызвавшей массу восторженных отзывов. Кавелин по-новому взглянул на прошлое России, вступая то в скрытую, то в явную полемику с наиболее влиятельными концепциями конца 1830-х – начала 1840-х гг. Он внес большой вклад в развитие русской общественной мысли: преодолевая чаадаевскую концепцию о том, что Россия не имела личностей, способных определить ее самобытное прогрессивное движение, он вписал личность в отечественную историю, обосновав закономерность ее появления.

Струве Петр Бернгардович
Экономист, историк, философ, общественный деятель. Родился в Перми; сын пермского губернатора, внук выдающегося астронома В. Я. Струве. В 1894 г. окончил юридический факультет Петербургского университета. В 1896 г. — участник Лондонского конгресса II Интернационала; написал аграрную часть доклада российской делегации, с которым выступил Г. В. Плеханов. Для I съезда РСДРП в 1898 г. написал "Манифест Российской социал-демократической рабочей партии" — первый документ этой партии. В 1907 г. — депутат II Государственной думы от Петербурга. В 1906–1917 гг. преподавал политэкономию в Петербургском университете. После Октябрьской революции активно участвовал в Белом движении, затем эмигрировал. Один из организаторов и с самого основания товарищ председателя Русского национального комитета (1921–1940). С 1928 г. проживал в Белграде, где редактировал еженедельник "Россия и славянство" (1928–1934), после чего отошел от политической деятельности.

Еще во время учебы в университете П. Б. Струве основал марксистский кружок, в который в числе других входили А. Н. Потресов и М. И. Туган-Барановский. Но позже он разошелся во взглядах с социал-демократами и в 1905 г. стал членом ЦК партии кадетов. Он отвергал революцию и диктатуру пролетариата, выступал за постепенные реформы, проводимые по инициативе государства, приветствовал мирный переход от капитализма к социализму, утверждал, что Россия должна развиваться по тому же пути, что и Европа. Свои взгляды он изложил в ряде работ, среди которых выделяются "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894) и "Крепостное хозяйство: Исследования по экономической истории в XVIII и XIX веке" (1913). Он стал вдохновителем и участником знаменитого сборника "Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции" (1909), содержавшего также статьи его единомышленников Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Л. Франка и других.

Новгородцев Павел Иванович
Выдающийся русский правовед, философ, общественный деятель, один из представителей либерализма в России. Родился в городе Бахмуте Екатеринославской губернии (ныне Артёмовск, Украина). Окончил юридический факультет Московского университета. В 1897 г. защитил магистерскую, а в 1903 г. — докторскую диссертацию на тему «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве». С 1896 г. — приват-доцент, а затем профессор юридического факультета Московского университета по кафедре энциклопедии права. С 1904 г. — член совета Союза освобождения, с 1905 г. — член кадетской партии. Депутат I-й Государственной Думы от Екатеринославской губернии. В 1906–1918 гг. — ректор Московского коммерческого института. В 1920 г. эмигрировал. Основатель и декан Русского юридического института (факультета) в Пражском университете.

Основные труды П. И. Новгородцева были посвящены определению роли метафизических принципов в истории правовых отношений, фундаментальной связи права и нравственности. Он последовательно развивал понимание метафизической природы личности, настаивая на том, что «проблема личности коренится не в культуре или общественных проявлениях личности, а в глубине ее собственного сознания, в ее морали и религиозных потребностях»; подвергал радикальной философской критике различные типы утопического сознания. Вокруг Новгородцева как ученого и его идей сложилась школа философии права и социальной философии; его учениками были известные философы И. А. Ильин и Б. П. Вышеславцев; идеи Новгородцева разрабатывались С. Л. Франком и другими мыслителями.