URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Булавка-Бузгалина Л.А. Культура: поиски будущего. Навигация --- Маяковский Обложка Булавка-Бузгалина Л.А. Культура: поиски будущего. Навигация --- Маяковский
Id: 183115
698 р.

Культура:
поиски будущего. Навигация — Маяковский

2014. 392 с.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

О будущем можно мечтать. Иногда - просто ждать. В него можно верить. Или не верить. Будущее может порождать страх ожиданий. И тогда (как сегодня в России?) мы относимся к нему отчужденно.

Всегда ли в мире социального времени переход из настоящего обязательно ведет к будущему? И в какой мере будущее нужно ждать, а в какой его можно и должно творить? Можно ли создавать будущее лишь для себя, оставаясь отчужденным... (Подробнее)


Содержание
top

Вспять или в будущее? Предисловие

7

11

I. Философия поиска будущего

"Будущее не придет само, если не примем мер"

Л. Науменко. Проблема будущего в философии

12

Л. Булавка-Бузгалина. Какое время у будущего?

35

Г. Гловели. "Горизонта огненный венок" и

светотени "страны-подростка"

71

А. Колганов. НЭП: взгляд в будущее?

89

А. Бузгалин. В поисках альтернатив

мультикультурализму:

Маркс, Бахтин и хиджабы

на Елисейских полях

97

Г. Аитова. Мечта о справедливости

как должном образе будущего

112

125

II. Будущее: метод поиска

"Выволакивайте будущее!"

Е. Волженина. Образ будущего в русском

символизме

126

Б. Славин, В. Славина. Идеал будущего

в советской литературе и публицистике

первой трети XX века

136

Л. Булавка-Бузгалина. Соцреализм Маяковского:

литературный метод советского прошлого или

онтология прорыва в будущее?

192

Ю. Черняховская. А. и Б. Стругацкие –

путь в будущее.

Противоречия и перспективы

220

252

III Современное искусство: где будущее?

«Настоящая поэзия всегда, хоть на час,

а должна опережать жизнь»

Д. Черный. Литература сегодня: куда и зачем?

253

А. Вислова. Инновации и театр:

прорыв в будущее или провал в тупик?

273

Е. Лекус. Постмонументальность: что дальше?

297

Я. Лельчук. Живопись, рынок, государство:

новые перспективы или старые ловушки?

316

В. Лекус. Лад или распад?

332

341

IV Маяковский как вызов:

"А такому как я, тянуться куда?"

А. Эбаноидзе. Заметки о великом земляке

342

В. Медведко. На сцене и по жизни с Маяковским

349

Л. Булавка. Маяковский: вызов и трагедия

советского проекта

354

375

V. Футуристический контрапункт из Германии

«Искуснейшие формы останутся черными

нитками в черной ночи…»

Т. Фарни. Пощечина "Пощечине общественному вкусу"

376

П. Линке. Сюрреалистическая политика. Интимность и познание в постгуманистическом процессе

381

385

P.S Маяковский. Послушайте!

Приложение

386

Авторы

Аитова Гульнара Шайдулловна – кандидат философских наук, преподаватель кафедры новой истории и международных отношений, Тюменский государственный университет.

Бузгалин Александр Владимирович – доктор экономических наук, заслуженный профессор МГУ им М.В. Ломоносова, главный редактор журнала "Альтернативы".

Булавка-Бузгалина Людмила Алексеевна – доктор философских наук, главный научный сотрудник Российского Института культурологии, член редколлегии журнала "Альтернативы".

Вислова Анна Владимировна – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания.

Волженина Екатерина Викторовна – аспирантка кафедры истории России XIX – начала XX века исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Гловели Георгий Джемалович – доктор экономических наук, профессор НИУ ВШЭ, руководитель Центра методологических и историко-экономических исследований Института экономики РАН, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Колганов Андрей Иванович – доктор экономических наук, профессор, зав. Лабораторией по изучению рыночной экономики экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, член редколлегии журнала "Альтернативы".

Лекус Елена Юрьевна – искусствовед-культуролог; художник "Студии Креативной Вещи", лауреат ежегодной Всероссийской специализированной выставки "DESIGN LAND’ 2009".

Лекус (Корней) Владимир Владимирович – актер театра и кино, один из основателей группы "Килиманджаро".

Лельчук Ян Яковлевич – художник-реставратор, живописец и график, член ВТОО "Союз художников России", заведующий лабораторией реставрации живописи кафедры реставрации живописи СПГХПА (Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии) им. А.Л. Штиглица (бывшее  ВХПУ им. В.И. Мухиной).

Линке Петер – историк, журналист, руководитель филиала Фонда Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации (2005-2012 гг.)

Медведко Леонид Иванович – доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, историк, журналист, лауреат Конкурса чтецов Маяковского в Москве в 1950 г.

Науменко Лев Константинович – доктор философских наук, профессор Современной гуманитарной академии.

Славин Борис Федорович – доктор философских наук, профессор, Московский Педагогический государственный университет, член редколлегии журнала "Альтернативы".

Славина Валентина Александровна – доктор филологических наук, профессор кафедры Русской литературы и журналистики ХХ-ХХI вв., Московский Педагогический государственный университет.

Фарни Тина – руководитель Филиала Розы Люксембург (ФРГ) в Российской Федерации.

Черный Дмитрий Владимирович – писатель (номинант на премию «Национальный бестселлер» - 2008), публицист, рок-музыкант.

Черняховская Юлия Сергеевна – преподаватель кафедры общей политологии, экополитологии и глобалистики Института политологии Академии МНЭПУ.

Эбаноидзе Александр Луарсабович – писатель, переводчик, публицист, главный редактор журнала "Дружба народов", вице-президент Международной конфедерации журналистских союзов, лауреат литературных премий, Кавалер "Ордена Чести" (Грузия).

Вспять или в будущее?

Предисловие

О будущем можно мечтать. Иногда - просто ждать. В него можно верить. Или не верить.

Будущее может порождать страх ожиданий. И тогда (как сегодня в России?) мы относимся к нему отчужденно.

И задаем себе и другим бесконечные вопросы.

Всегда ли в мире социального времени переход из настоящего обязательно ведет к будущему?

И в какой мере будущее нужно ждать, а в какой его можно и должно творить?

Можно ли создавать будущее лишь для себя, оставаясь отчужденным от созидания его для всех?

А если будущее можно творить, то почему большинство предпочитает его ждать?

Почему человек в эпоху глобальной гегемонии капитала, за часы пересекая континенты и океаны, так и не осуществляет прорыва в будущее, а Циолковский в провинциальной Калуге, не зная, что такое аналоговые компьютеры и iPhone, тем не менее прорвался именно в будущее?

Почему в тяжелых условиях 1920-х гг. революционные массы в нашей стране, несмотря на голод и холод, жили будущим, жили в будущем и творили его в меру собственных сил, понимания и противоречий, а успешный, комфортный человек XXI века, вооруженный высокими технологиями, творить будущее не может? Или не хочет? Или, подобно героям "Сталкера", боится?

И еще.

Мера будущности той или иной общественной системы определяется тем, насколько она обладает потенциалом разрешения тех ее противоречий, которые характерны для ее настоящего состояния.

Но ведь и противоречия можно решать по-разному: ценой будущего или во имя будущего…

И вновь вопросы.

Можно ли будущее творить из прошлого?

А купить будущее можно? А продать = предать?

Какое будущее создали абрамовичи, березовские, чубайсы и другие олигархи и правительственные чиновники хотя бы для самих себя, не говоря уже об остальных? Ну, еще одна новая яхта, еще одна собственная футбольная команда, еще один остров. И что дальше? Деньги, казалось бы, могут высвобождать время для созидания, в том числе и новой жизни, но почему так высвобожденное время как правило так ничего и не рождает для мира культуры, заставляя его собственника, наоборот, еще более интенсивно обсуживать капитал? Почему среди российских олигархов нет Менделевых, Королевых, Туполевых? Куда делось высвобожденное их капиталом время?

Наконец, почему современный капитал рождает такое настоящее, в котором будущее оказывается во власти распада или мутации?

Может быть потому, что уходящий в частное пространство атомизированный индивид, выпадает из социального времени, и здесь его не спасают ни деньги, ни патриархальные традиции?

И потому еще один вопрос: а можно ли развивать будущее в обход логики развития? Ведь закрытое для развития время, его консервация есть самый верный путь к процессу распада, втягивающего в себя все окружающее. Законсервированное время быстро протухает.

* * *

Все эти вопросы неслучайны: они продиктованы все более и более нарастающими сегодня противоречиями капиталистической глобализации, которая задает реверсивный par excellence ход истории, в завихрениях которого оказалась и наша страна, и весь мир в целом. Социальное время повернулось вспять. Но в истории обратной дороги нет, поэтому выбор жесток: либо развитие, либо мутация как постмодернистская форма смерти.

А ведь завершение XX-го века показало, что в мировом сообществе (и прежде всего, в СССР) имелись культурно-образовательные основания для продолжения движения, вектор которого – «царство свободы». Но отказавшись от этого социально-идейного вектора, мировая система оказалась в ловушках "культурной" мутации, и первыми, кто в них попал, оказались наиболее экономически сильные страны.

Сбой социального времени, слом законов его развития ударил и по истории, и по культуре, но прежде всего - по самим людям. Капиталистическая глобализация толкает мир и людей в сторону такой деградации, что еще немного - и лица современников уже не отличишь от лиц с картин Иеронима Босха.

Можно ли вырваться из этих ловушек? Вопрос принципиально не прост.

Знает ли мировая история практики прорыва в будущее? И если да, то каковы противоречия этих практик? что способствовало этому прорыву? И если такой потенциал сегодня?

* * *

На эти (и не только) вопросы ищут ответы авторы этой книги, родившейся по итогам научно-практической конференции «Маяковский – XXI» (конференция была организованна Государственным Музеем Маяковского, фондом "Альтернативы" и Фондом Розы Люксембург и проходила в Москве, в Музее Маяковского 1 марта 2013 года).

Книга многопланова, но главный ее стержень – анализ того, как проблема будущего ставилась и решалась в (1) истории, (2) культуре и (3) искусстве.

Первая глава – "Философия поиска будущего" – показывает, как проблема поиска будущего ставилась и решалась не только в философии, но и в разных исторических практиках СССР, какими были и могут быть альтернативы современному миру отчуждения.

Другой вопрос – какими методами решалась проблема будущего в отечественной культуре? – стал главным предметом второй главы книги – «Будущее: метод поиска».

Продолжают этот поиск размышления о том, как проблема будущего заявлена в современном искусстве (этот вопрос поставлен в третьей главе – "Современное искусство: где будущее?"). Примечательно, что на него отвечают сами молодые художники: писатель Дмитрий Черный, художник-реставратор, живописец и график Ян Лельчук, музыкант и актер Владимир Лекус, художник Елена Лекус.
Наконец, любой поиск, в том числе будущего, предполагает навигацию. В этой книге она задана именем - Маяковский. Почему? Ответ на этот вопрос заключен уже в самом названии четвертой главы – "Маяковский как вызов".
Напомним ещё раз, что книга возникла на основе конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Маяковского и 100-летию Манифеста футуризма – "Пощечина общественному вкусу". Есть ли сегодня футуризм? И если есть, то что он отрицает и что утверждает? И может ли он быть услышан в мире симулятивной реальности? Эти вопросы ставятся в пятой главе книги – "Футуристический контрапункт из Германии".
Книгу завершают стихи Владимира Маяковского.
Но не завершается поиск будущего, дорогу к которому поэт высвечивает уже целый век и будет светить дальше, выполняя перед нами свое коммунистическое обещание: 
Светить всегда, светить везде, до дней последних донца, светить – и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!

* * *

P.S.

В книгу вошли новые материалы ученых и общественных активистов, представленные на названной конференции, а также интервью с молодыми художниками и новые редакции некоторых ранее опубликованных материалов, что позволило дать достаточно целостное освещение заявленной проблемы.

Материалы публикуются в авторской редакции.

Эта книга появилась благодаря не только вдохновению и труду всех ее авторов, но и тех, кто помог своим участием в ее создании. Поэтому от имени авторского коллектива главный редактор книги благодарит коллег, внесших значимый личный вклад в ее подготовку: Ж. Авраимову, С. Александрову, Г. Бискэ, А. Добровольского, О. Качинскую, А. Мазюк, П. Ильину, И. Пинчук, Л. Розенберг, Д. Хромова и редактора О. Корневу.

Особая благодарность - заведующей читальным залом Морской библиотеки им М.П. Лазарева (г. Севастополь) О.П. Фудиной и другим сотрудникам этой библиотеки, оказавшим ценную информационную поддержку при подготовке этой книги.

 

Людмила Булавка-Бузгалина


О редакторе
top
photoБулавка-Бузгалина Людмила Алексеевна
Доктор философских наук, профессор Центра современных марксистских исследований философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, член редколлегии журнала «Альтернативы».