URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания Обложка Попова З.Д., Стернин И.А. Лексическая система языка: Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания
Id: 182733
459 р.

Лексическая система языка:
Внутренняя организация, категориальный аппарат и приемы описания. Изд. 4

URSS. 2014. 176 с. ISBN 978-5-9710-1007-4.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Настоящее издание представляет собой учебное пособие по спецкурсу "Лексическая система языка", а также по соответствующим разделам теоретических лингвистических курсов "Общее языкознание" и "Введение в языкознание". В книге рассматривается современное состояние исследования лексической системы языка. Пособие вводит в проблематику современной лексикологии, знакомит с основными методами и приемами изучения фактического материала.

Книга... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие ко второму изданию
Предисловие к первому изданию
Глава I.ПРОБЛЕМА СИСТЕМНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ
 §1.Из истории системного устройства языка
 §2.Термины "СИСТЕМА" и "СТРУКТУРА" в современной лингвистической литературе
 §3.Проблема элемента системы языка
 §4.Структура как сеть отношений элементов
 §5.Диалектическая взаимосвязь языковой системы и ее элементов
 §6.Модели системы языка в современной лингвистике
  6.1.Моделирование как метод познания
  6.2.Модели искусственных языков и естественного языка
  6.3.Уровневая модель языка
  6.4.Полевая модель системы языка
  6.5.Многослойная модель системы языка
  6.6.Модель ассоциативно-вербальной сети Ю.Н. Караулова
  6.7.Динамическая модель системы языка
 Рекомендуемая литература
Глава II.ПРОБЛЕМА СЛОВА КАК ЕДИНИЦЫ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
 §1.Слово как единица системы языка
 §2.Критерии определения слова
 §3.Проблема отдельности слова
 §4.Проблема тождества слова
 §5.Проблема значения слова
 §6.Типы значения слова
 §7.Типология семем Д1, Д2, K1, K2, КЗ
 §8.Иерархия семем как семантическая структура слова
 §9.Средства внутрилексемного разграничения семем
 §10.Значение и концепт
 Рекомендуемая литература
Глава III.СЕМЕМА КАК СТРУКТУРА КОМПОНЕНТОВ
 §1.Из истории разработки теории семантических признаков (сем)
 §2.Типология сем
  2.1.Денотативные семы
  2.2.Коннотативные семы
  2.3. Функциональные семы
 §3.Отношения семантических компонентов в структуре семемы
  3.1.Детерминантные отношения сем
  3.2.Синтагматические отношения сем
  3.3.Доминантные отношения сем
  3.4.Иерархические отношения сем
 §4.Парадигматические отношения семем по семам
 §5.Синтагматические отношения семем по семам
 §6.Семема как полевая структура
 Рекомендуемая литература
Глава IV.НАЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА СЕМАНТИКИ СЛОВА
 §1.Вопрос об эквивалентности семем, выраженных лексемами разных языков
 §2.Своеобразия в лексических соотношениях родственных языков
 §3.Межъязыковые расхождения в парадигматике эквивалентных семем
 §4.Межъязыковые различия в синтагматике семем, эквивалентных по Д1
 Рекомендуемая литература
Глава V.СТРУКТУРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СЛОВАМИ В ЛЕКСИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКА
 §1.Из истории изучения структурных отношений в лексике
 §2.Оппозиции слов по семемам и лексемам как основные звенья структурных отношений
 §3.Структурные группировки слов в современной лексикологии
 §4.Структура словаря по данным нейрофизиологии и психолингвистики
 §5.Лексико-фразеологическая система языка
 Рекомендуемая литература
Глава VI.МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЛЕКСИЧЕСКО-ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА
 §1.Направления в исследовании лексической системы языка
 §2.Понятия "метод", "методика", "прием"
 §3.Методы выделения лексических группировок
  3.1.Идеографическая классификация лексики
  3.2.Метод цепочки словарных дефиниций
  3.3.Определение состава ЛСГ методом ступенчатой идентификации
  3.4.Направленный ассоциативный эксперимент
  3.5.Ареальные сопоставления
  3.6.Дистрибутивный метод выявления лексических полей
 §4.Методы выделения семем многозначного слова
  4.1.Дистрибутивный анализ семантемы
  4.2.Решетка Вейтча
  4.3.Свободный ассоциативный эксперимент
  4.4.Изучение лексической сочетаемости как метод разграничения семем
 §5.Методы исследования структуры семемы
  5.1.Анализ словарных дефиниций лексем
  5.2.Анализ сравнений
  5.3.Анализ метафор
  5.4.Компонентный анализ семемы по оппозициям
  5.4.1.Минимальный компонентный анализ
  5.4.2.Полный компонентный анализ
  5.4.3.Комбинаторная методика Т.П. Ломтева
  5.5.Внутрилексемное сопоставление семем
  5.6.Лингвистическое интервьюирование
  5.7.Экспериментальные приемы выделения семантических компонентов
  5.7.1.Свободный ассоциативный эксперимент
  5.7.2.Направленный ассоциативный эксперимент
  5.7.3.Метод субъективных дефиниций
  5.7.4.Методика Э. Бендикса
  5.7.5.Экспликативный эксперимент
  5.7.6.Завершение экспериментальной фразы (неполной конструкции)
  5.8.Межъязыковое сопоставление как метод выявления сем
  5.8.1.Сопоставительный метод анализа значений
  5.8.2.Контрастивный метод анализа значения
 §6.Комплексные методики
  6.1.Методика изучения психологически реального значения слова
  6.2.Методика когнитивной интерпретации результатов экспериментальных исследований семантики
  6.2.1.Когнитивная интерпретация сем
  6.2.2.Когнитивная интерпретация паремий
  6.2.3.Когнитивная интерпретация результатов ассоциативных экспериментов
  6.2.4.Когнитивная интерпретация метафор
  6.2.5.Когнитивный анализ внутренней формы значения лексемы-номинанта
  6.2.6.Выявление когнитивных классификационных признаков
 §7.О метаязыке семантического описания
 Рекомендуемая литература

Предисловие ко второму изданию
top

Первое издание нашего пособия оказалось в достаточной мере востребованным молодыми учёными, приступающими к исследованию разных аспектов лексической системы языка. Несмотря на то, что с момента первого издания прошло более 20 лет, основные положения, изложенные в пособии, не устарели и в целом остаются полезными для начальных этапов изучения различных фрагментов лексической системы разных языков. Вместе с тем за 20 лет, что вполне естественно, появились новые разработки, новые трактовки ряда затронутых в пособии вопросов, частично обновилась терминология.

Сохранив в основном текст пособия, изданного в 1984 году, мы дополняем его наиболее важными теоретическими сведениями, разработанными лингвистами за последнее время. Основные изменения таковы.

1. Дополнен раздел "Модели системы языка".

2. На основе концепций когнитивной лингвистики внесены изменения в раздел "Значение слова".

3. Расширены и конкретизированы разделы "Типология сем" и "Структурные парадигматические группировки в современной лексикологии".

4. Модель лексической системы языка расширена за счёт её фразеологической части.

5. Глава 6 дополнена описанием новых методов изучения лексической системы языка.

6. Обновлены списки рекомендованной литературы.

7. Исправлены замеченные опечатки и недосмотры.

Авторы благодарят технического сотрудника О.В. Попову за огромную помощь в подготовке книги к переизданию.

Переиздание подготавливалось при финансовой поддержке фондов Воронежского университета: НИЧ – 5007 и НИЧ – 3018.


Предисловие к первому изданию
top

Предлагаемое пособие выросло из практики руководства курсовыми и дипломными работами, научными докладами студентов, из практики консультаций молодых ученых, приступающих к исследованию разных аспектов лексической системы языка. Мы убедились в необходимости доступного и сжатого изложения основных достижений современной лингвистики в изучении лексической системы языка и имеющихся в этой области дискуссионных положений, чтобы ввести начинающего исследователя в круг проблем лексикологии, вооружить его терминологией и познакомить с методами анализа системных отношений в лексике. Так сложился спецкурс, содержание которого представлено в настоящем пособии.

Особенность пособия состоит в том, что оно ориентировано в равной степени как на учебный процесс, так и на подготовку молодых специалистов к научно-исследовательской работе, нацелено на то, чтобы выполнение научно-исследовательской работы стало составной частью учебного процесса, как этого требуют современные задачи подготовки специалистов в высшей школе.

Концепция лексической системы языка, предлагаемая в пособии, в значительной степени отражает собственные исследования авторов, а также результаты, полученные аспирантами и соискателями кафедры Е.И. Беляевой, Л.И. Ивановой, М.С. Ковалевой, Э.Я. Рудник, А.А. Кретовым, А.М. Шишлянниковой, Н.Ф. Щукиной. В пособии использованы иллюстрации и другие материалы из работ студентов – участников проблемной группы кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского госуниверситета – С. Анисимова, Л. Азаровой, О. Авдевниной, Е. Глушковой, Т. Коровкиной, В. Першаевой, Е. Правды, Б. Розы, Г. Толубаевой, В. Хахановой, Е. Янчук.

Пособие состоит из шести глав, расположенных таким образом, чтобы подвести читателя от общего представления о строении лексической системы языка к пониманию сущности отдельных элементов этой системы и структурных отношений между ними, а затем перейти к освоению методов изучения и описания лексической системы языка.

Учитывая учебный характер издания, авторы в тексте не приводят ссылки на отдельные лингвистические работы, ограничиваясь упоминанием имени автора той или иной концепции.

Список рекомендуемой литературы дается в конце каждой главы. Он включает классические лингвистические работы, отдельные статьи и монографии последних лет.

Проблематика пособия, затронутые в нем темы, списки рекомендованной литературы рассчитаны на их использование в самостоятельной исследовательской работе молодых ученых при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ, докладов и выступлений. Пособие может быть использовано при изучении курсов "Введение в языкознание" и "Общее языкознание", особенно в разделах "Лексическая система языка" и "Методы изучения языка".


Об авторах
top
Иосиф Абрамович СТЕРНИН (род. в 1948 г.)

Окончил Воронежский государственный университет в 1970 г. Доктор филологических наук (1987), профессор (1989), заведующий кафедрой общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета, директор Центра коммуникативных исследований ВГУ, руководитель воронежской "Службы русского языка", заместитель председателя Российской риторической ассоциации, президент Воронежской психолингвистической ассоциации. Специалист в области теоретической и контрастивной лингвистики, культуры общения, психолингвистики, речевого воздействия, коммуникативного поведения, когнитивной лингвистики. Автор более 850 научных работ, в том числе более 20 монографий, более 40 учебных пособий для школ и вузов; научный редактор более 150 научных изданий. Научный руководитель 50 защитившихся аспирантов и 8 докторантов.

Зинаида Даниловна ПОПОВА (род. в 1929 г.)

Окончила Воронежский государственный университет в 1951 г. Доктор филологических наук (1970), профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета. Заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области теоретической лингвистики, исторического и современного синтаксиса русского языка, общей лексикологии и фразеологии, контрастивной и когнитивной лингвистики. Научный руководитель теоретико-лингвистической научной школы Воронежского университета, утвержденной МО РФ в качестве ведущей. Автор около 400 научных трудов, в том числе 12 монографий, 24 учебных пособий; научный редактор 29 учебных пособий, монографий и научных сборников. Научный руководитель 68 защитившихся аспирантов и соискателей, 15 докторантов.