Первое издание нашего пособия оказалось в достаточной мере востребованным молодыми учёными, приступающими к исследованию разных аспектов лексической системы языка. Несмотря на то, что с момента первого издания прошло более 20 лет, основные положения, изложенные в пособии, не устарели и в целом остаются полезными для начальных этапов изучения различных фрагментов лексической системы разных языков. Вместе с тем за 20 лет, что вполне естественно, появились новые разработки, новые трактовки ряда затронутых в пособии вопросов, частично обновилась терминология. Сохранив в основном текст пособия, изданного в 1984 году, мы дополняем его наиболее важными теоретическими сведениями, разработанными лингвистами за последнее время. Основные изменения таковы. 1. Дополнен раздел "Модели системы языка". 2. На основе концепций когнитивной лингвистики внесены изменения в раздел "Значение слова". 3. Расширены и конкретизированы разделы "Типология сем" и "Структурные парадигматические группировки в современной лексикологии". 4. Модель лексической системы языка расширена за счёт её фразеологической части. 5. Глава 6 дополнена описанием новых методов изучения лексической системы языка. 6. Обновлены списки рекомендованной литературы. 7. Исправлены замеченные опечатки и недосмотры. Авторы благодарят технического сотрудника О.В. Попову за огромную помощь в подготовке книги к переизданию. Переиздание подготавливалось при финансовой поддержке фондов Воронежского университета: НИЧ – 5007 и НИЧ – 3018. Предлагаемое пособие выросло из практики руководства курсовыми и дипломными работами, научными докладами студентов, из практики консультаций молодых ученых, приступающих к исследованию разных аспектов лексической системы языка. Мы убедились в необходимости доступного и сжатого изложения основных достижений современной лингвистики в изучении лексической системы языка и имеющихся в этой области дискуссионных положений, чтобы ввести начинающего исследователя в круг проблем лексикологии, вооружить его терминологией и познакомить с методами анализа системных отношений в лексике. Так сложился спецкурс, содержание которого представлено в настоящем пособии. Особенность пособия состоит в том, что оно ориентировано в равной степени как на учебный процесс, так и на подготовку молодых специалистов к научно-исследовательской работе, нацелено на то, чтобы выполнение научно-исследовательской работы стало составной частью учебного процесса, как этого требуют современные задачи подготовки специалистов в высшей школе. Концепция лексической системы языка, предлагаемая в пособии, в значительной степени отражает собственные исследования авторов, а также результаты, полученные аспирантами и соискателями кафедры Е.И. Беляевой, Л.И. Ивановой, М.С. Ковалевой, Э.Я. Рудник, А.А. Кретовым, А.М. Шишлянниковой, Н.Ф. Щукиной. В пособии использованы иллюстрации и другие материалы из работ студентов – участников проблемной группы кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского госуниверситета – С. Анисимова, Л. Азаровой, О. Авдевниной, Е. Глушковой, Т. Коровкиной, В. Першаевой, Е. Правды, Б. Розы, Г. Толубаевой, В. Хахановой, Е. Янчук. Пособие состоит из шести глав, расположенных таким образом, чтобы подвести читателя от общего представления о строении лексической системы языка к пониманию сущности отдельных элементов этой системы и структурных отношений между ними, а затем перейти к освоению методов изучения и описания лексической системы языка. Учитывая учебный характер издания, авторы в тексте не приводят ссылки на отдельные лингвистические работы, ограничиваясь упоминанием имени автора той или иной концепции. Список рекомендуемой литературы дается в конце каждой главы. Он включает классические лингвистические работы, отдельные статьи и монографии последних лет. Проблематика пособия, затронутые в нем темы, списки рекомендованной литературы рассчитаны на их использование в самостоятельной исследовательской работе молодых ученых при подготовке рефератов, курсовых и дипломных работ, докладов и выступлений. Пособие может быть использовано при изучении курсов "Введение в языкознание" и "Общее языкознание", особенно в разделах "Лексическая система языка" и "Методы изучения языка". Иосиф Абрамович СТЕРНИН (род. в 1948 г.) Окончил Воронежский государственный университет в 1970 г. Доктор филологических наук (1987), профессор (1989), заведующий кафедрой общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета, директор Центра коммуникативных исследований ВГУ, руководитель воронежской "Службы русского языка", заместитель председателя Российской риторической ассоциации, президент Воронежской психолингвистической ассоциации. Специалист в области теоретической и контрастивной лингвистики, культуры общения, психолингвистики, речевого воздействия, коммуникативного поведения, когнитивной лингвистики. Автор более 850 научных работ, в том числе более 20 монографий, более 40 учебных пособий для школ и вузов; научный редактор более 150 научных изданий. Научный руководитель 50 защитившихся аспирантов и 8 докторантов. Зинаида Даниловна ПОПОВА (род. в 1929 г.) Окончила Воронежский государственный университет в 1951 г. Доктор филологических наук (1970), профессор кафедры общего языкознания и стилистики Воронежского государственного университета. Заслуженный деятель науки РФ. Специалист в области теоретической лингвистики, исторического и современного синтаксиса русского языка, общей лексикологии и фразеологии, контрастивной и когнитивной лингвистики. Научный руководитель теоретико-лингвистической научной школы Воронежского университета, утвержденной МО РФ в качестве ведущей. Автор около 400 научных трудов, в том числе 12 монографий, 24 учебных пособий; научный редактор 29 учебных пособий, монографий и научных сборников. Научный руководитель 68 защитившихся аспирантов и соискателей, 15 докторантов. |