Оглавление
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3 ГЛАВА ПЕРВАЯ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ СРЕДСТВА ГАРМОНИИ Общие положения 13 Раздел I. Первая группа формообразующих средств Гармонический колорит 15 Органный пункт 17 Раздел II. Вторая группа формообразующих средств Гармоническая пульсация 33 Гармоническое варьирование (темброво-гармони- ческие изменения) . 36 Раздел III. Третья группа формообразующих средств Каденция ........ 55 Модуляция ........ 65 Отклонения 86 Тональные планы ....... 91 Раздел IV. Четвертая группа формообразующих средств Лад 116 Функциональность 130 ГЛАВА ВТОРАЯ АККОРД ФОРМООБРАЗУЮЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ АККОРДА В ГАРМОНИЧЕСКОМ ОБОРОТЕ Общие положения 135 Раздел I. Литература вопроса. Теория 140 Раздел II. Неаполитанская гармония в музыке XVI—XVИ веков 148 Раздел III. Неаполитанская гармония в музыке Баха . 172 Раздел IV. Неаполитанская гармония в музыке венских клас- сиков 179 Гайдн 180 Моцарт 192 Бетховен 227 Раздел V. Неаполитанская гармония в классической музыке после Бетховена ....... 248 Раздел VI. Неаполитанская гармония в советской музыке . 272 ГЛАВА ТРЕТЬЯ ЛЕЙТГАРМОНИЯ Общие положения 285 Раздел I. Лейтгармония в «Вольном стрелке» Вебера и не- которые вопросы тонального плана . . . 289 Раздел II. Лейтгармония в «Лоэнгрине» Вагнера . 296 Раздел III. Об одном созвучии лейтгармонического значения 315 Раздел IV. Лейтгармония в 3-й симфонии Скрябина . . 349 ГЛАВА Ч ЕТВЕРТАЯ СЕКВЕНЦИИ Общие положения . . . 409 Раздел I. Литература вопроса. Теория 412 Раздел П. Золотая секвенция 442 Раздел III. Экспозиционное секвенцирование . . . 509 Венские классики 509 Скрябин 513 Музыкальные характеристики в операх . . 535 Раздел IV. Анализ секвентного развития на протяжении всего произведения ....... 544 Заключение 559 Список использованной литературы 561 Берков Виктор Осипович Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.
Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического анализа, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие средства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие. |