Введение 5 Часть 1. Текстовая компетенция и текстовая деятельность: лингви- стический, психолингвистический и онтолингвистический анализ 9 Глава 1. «Понимание текста»: современные подходы и история вопроса 9 Что такое текст? 9 Понятие «связная речь» и его корреляция с понятием «текст» 20 Смысловая структура текста 22 Современные теории понимания текста 26 Модели понимания текста 33 Механизмы понимания текста 40 Глава 2. Формирование текстовой компетенции в онтогенезе и дизон- тогенезе речевого развития 47 Текстовая компетенция и ее место в триаде «языковая способность - языковая деятельность - языковая компетенция» 47 Текстовая компетенция и ее место в триаде «язык - речь - комму- никация» 58 Динамика формирования текстовой компетенции в онтогенезе 61 Проблема формирования текстовой компетенции при обучении вто- рому языку 85 Специфика формирования текстовой компетенции у детей с общим недоразвитием речи 91 Заключение 118 Часть 2. Результаты исследования процесса формирования тексто- вой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи 121 Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования 121 Принципы исследования текстовой компетенции и текстовой деятельности 121 Методы исследования 133 Цели, задачи, организация эксперимента 157 Критерии анализа первичных текстов 160 Глава 2. Особенности становления текстовой компетенции у подрост- ков с общим недоразвитием речи 166 Количественные измерители качества передачи содержательно-факту- альной информации во вторичных текстах (изложениях) 166 Коэффициент достоверности 171 Результаты кластерного анализа динамики воспроизведения содержа- тельно-фактуальной информации учащихся 5 и 10 классов 177 Качественный анализ вторичных текстов (изложений) 184 Уровни понимания содержательно-фактуальной информации понима- ния текстов 264 Динамика становления текстовой компетенции у подростков с общим недоразвитием речи 269 Идеальная (теоретическая) модель формирования текстовой компе- тенции у подростков с ОНР 277 Заключение 281 Библиография 282 Приложение 301 Грибова Ольга Евгеньевна Кандидат педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО «Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования». Автор более 100 научных и научно-популярных работ в области логопедии, среди которых: «Что делать, если Ваш ребенок не говорит», «Технология организации логопедического обследования», «Методика развития речи учащихся вторых классов школы V вида (I отделение) на уроках “Окружающий мир (развитие речи)”».
|