ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие (ко второму изданию) 3 Указания к практическим работам I. Гармонический анализ 7 II. Задачи. Сочинения 12 III. Упражнения на фортепиано 18 Глава I (Введение) Общие понятия § 1. Гармония 24 § 2. Лад и функция 26 § 3. Голосоведение 27 § 4. Художественное значение гармонии. Ее роль в создании музыкаль- ного образа 28 § 5. Гармония как художественное средство, как объект изучения, как предмет преподавания 29 § 6. Физические (акустические) предпосылки гармонии 29 § 7. Гармония как компонент музыкального языка. Отношения гармонии и мелодии 30 § 8. Гармония и музыкальная форма. Формообразующие средства . . 31 § 9. Выразительные возможности гармонии 31 § 10. Национальная характерность гармонии 32 § 11. Историческая эволюция гармонии 32 Глава II Ладофункциональная теория § 12. Общая оценка функциональной теории 34 § 13. Важнейшие черты и показательные признаки современной функцио- нальной теории 34 § 14. Некоторые недостатки в применении функциональной теории . . 35 § 15. Функции в многоголосии и одноголосии 35 § 16. Функциональная организация мажора и минора 36 § 17. Принцип функционального окружения 37 § 18. Коренная последовательность функций 37 § 19. Основные и переменные функции 39 § 20. Функции высшего порядка 40 § 21. Функциональность как формообразующий фактор 41 § 22. Гармонические обороты 41 § 23. Историческое развитие устойчивости и неустойчивости в музыке . 43 Из истории развития функциональных взглядов в области гармонии 43 § 24. Вступительные замечания 43 § 25. Чайковский . 44 § 26. Римский-Корсаков л , 45 § 27. Танеев 47 § 28. Заключительные замечания 47 Глава III Натуральный мажор § 29. Общие положения 49 § 30. Классические средства гармонии в натуральном мажоре. Дальней- шее развитие этого лада (новая диатоника) 50 § 31. Классификация гармонических средств. Пояснение некоторых осо- бенностей изложения данного вопроса 51 § 32. Главные трезвучия и их обращения 52 § 33. Побочные трезвучия и их обращения. VI ступень 63 § 34. Побочные трезвучия и их обращения. III ступень (Продолжение) 70 § 35. Побочные трезвучия и их обращения. II и VII ступени, (Окончание) 82 Глава IV Натуральный мажор (Окончание) § 36. Главные септаккорды и их обращения 84 § 37. Побочные септаккорды и их обращения ... .... 91 § 38. Нонаккорды V и II ступеней. Ундецимаккорды V ступени ... 97 § 39. Голосоведение в оборотах с аккордами натурального мажора . 106 § 40. Соединение трезвучий с трезвучиями 107 § 41. Соединение трезвучий с секстаккордами и секстаккордов с трезву- чиями 168 § 42. Соединение двух секстаккордов ПО § 43. Гармонизация задачи с вариантами 111 Задания по гармоническому анализу к главам III и IV—Натураль- ный мажор 118 Глава V Натуральный минор § 44. Общие положения 120 § 45. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус- ская народная песня . 122 § 46. Обороты натурального минора в художественном творчестве — рус¬ская классическая и советская музыка (Продолжение) .... 126 § 47. Обороты натурального минора в художественном творчестве — за- рубежная музыка (Окончание) 132 Задания по гармоническому анализу к главе V — Натуральный минор 134 Глава VI Система особых диатонических ладов. Лады — ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский § 48. Общие положения § 49. Односоставные и одноименные особые диатонические лады § 50. Автентические и плагальные особые диатонические лады. Ги- полады Глава VII Специфические особые диатонические лады минорной группы — фригийский и дорийский § 51. Общие положения § 52. Фригийский тетрахорд и некоторые ладотоналыіые процессы § 53. Характерные обороты фригийского лада § 54. Обороты фригийского лада в художественном творчестве § 55. Характерные обороты дорийского лада § 56. Обороты дорийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VII — Фригийский лад. До- рийский лад . . . . Глава VIII Специфические особые диатонические лады мажорной группы — миксолидийский и лидийский § 57. Общие положения , , . § 58. Характерные обороты миксолидийского лада § 59. Обороты миксолидийского лада в художественном творчестве § 60. Характерные обороты лидийского лада § 61. Обороты лидийского лада в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе VIII — Миксолидийский лад. Лидийский лад . Г л а в а IX Гармонические и мелодические лады § 62. Общие положения . § 63. Обороты гармонического мажора § 64. Обороты гармонического мажора в художественном творчестве Дополнение § 65. Обороты мелодического минора § 66. Обороты мелодического минора в художественном творчестве § 67. Обороты мелодического мажора § 68. Обороты мелодического мажора в художественном творчестве Задания по гармоническому анализу к главе IX — Гармонический мажор. Мелодический минор. Мелодический мажор Глава X Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты § 69. Общие положения § 70. Побочные доминанты и субдоминанты § 71. Двойная доминанта Задания по гармоническому анализу к главе X — Хроматизм. Побочные доминанты и субдоминанты Глава XI Отклонения § 72. Общие положения 234 § 73. Отклонения в периоде 237 § 74. Отклонения в периоде. Терцовые цепи (Окончание) . . . .241 § 75. Отклонения в кодах и заключениях 245 § 76. Отклонения в кадансах . . . 249 § 77. Предвосхищающие отклонения . 253 § 78. Отклонения в современной музыке 257 Задания по гармоническому анализу к главе XI — Отклонения . , . 263 Глава XII Альтерация § 79. Общие положения 264 § 80. Аккорды с увеличенной секстой — уменьшенной терцией. Общий обзор 271 § 81. Аккорды с увеличенной сексгой. Альтерированная двойная доми- нанта, (Продолжение) 277 § 82. Остальные аккорды с увеличенной секстой (Окончание) . . . 290 § 83. Аккорды с повышенной квинтой 295 § 84. Аккорды с пониженным основным тоном 297 § 85. Вдвойне альтерированные аккорды 297 § 86. Дважды альтерированные аккорды 300 § 87. Альтерированные аккорды с побочными тонами 301 § 88. Неаполитанская гармония 306 § 89. Переход альтерированных аккордов друг в друга. Дезальтерация 313 Задания по гармоническому анализу к главе XII — Альтерация. Неаполи- танская гармония . .314 Глава XIII Взаимопроникновение ладов — мажоро-минор и миноро-мажор § 90. Общие положения 316 § 91. Специфические аккорды мажоро-минора. VI низкая ступень . . 324 § 92. Специфические аккорды мажоро-минора. III низкая ступень (Про- должение) 330 § 93. Специфические аккорды мажоро-минора. I (одноименная) ступень. Гармонии мажоро-минора в целом (Окончание) 335 Дополнение. Обороты миноро-мажора 341 Задания по гармоническому анализу к главе XIII — Взаимопроникновение ладов —< мажоро-минор и миноро-мажор. Специфические аккорды мажоро-минора 342 Глава XIV Особые хроматические медианты § 94. Общие положения 344 § 95. III высокая мажорная ступень (в мажоре) 349 § 96. VI низкая минорная ступень (в миноре) 362 § 97. VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 370 Задания по гармоническому анализу к главе XIV — Особые хроматиче- ские медианты. III высокая мажорная ступень (в мажоре). VI низ- кая минорная ступень (в миноре). VI высокая мажорная ступень (в мажоре) 372 Глава XV Энгармонизм. Энгармоническая модуляция Вступление 374 § 98. Общие положения 376 § 99. Некоторые приемы, свойственные энгармонической модуляции . . 384 § 100. Энгармоническая модуляция через уменьшенный септаккорд . . 387 § 101. Энгармоническая модуляция через доминантсептаккорд . . . 399 § 102. Энгармоническая модуляция через увеличенное трезвучие . . .412 § 103. Менее обычные энгармонические модуляции 420 Задания по гармоническому анализу к главе XV — Энгармонизм. Энгармо- ническая модуляция 423 Дополнение. Гармонический анализ. Упражнения на фортепиано . . 424 Глава XVI Эллипсис. Эллиптическая модуляция § 104. Общие положения 427 § 105. Прерванные кадансы и обороты 431 § 106. Учебная классификация эллиптических соединений 439 § 107. Эллипсис доминант 441 Задания по гармоническому анализу & главе XVI — Эллипсис. Эллипти- ческая модуляция 446 Глава XVII Секвенция. Секвентная модуляция § 108. Общие положения 447 § 109. Классификация секвенций . 449 § ПО. Строение мотива (звена) секвенции 450 § 111. Интервальное строение секвенции. Количество звеньев .... 457 § 112. Варьирование в секвенциях 458 § 113. Секвенцирование в мелодии и в гармонии, 459 § 114. Золотая секвенция 461 § 115. Цепочка доминант 468 § 116. Скользящие аккорды 475 § 117. Секвентное строение периода 481 § 118. Секвенция как средство модуляции 486 § 119. Секвенции в современной музыке 487 Задания по гармоническому анализу к главе XVII — Секвенция. Секвент- ная модуляция Л 491 Глава XVIII Тональные планы § 120. Общие положения 492 § 121. Тональные планы крупных форм инструментальной музыки —сим- фоний Бетховена . 496 § 122. Тональные планы крупных форм вокально-инструментальной музыки 511 § 123. Тональный план в аккорде, и в гармоническом обороте . . .513 § 124. Многосменные тональные планы 516 § 125. Повторяющиеся («закрепленные») тональные соотношения . .519 § 126. Тональные планы в современной музыке 521 Задания по гармоническому анализу к главе XVIII — Тональные планы 522 Глава XIX Органный пункт § 127. Общие положения 523 § 128. Включение и выключение органного пункта. Голосоведение . . 529 § 129. Некоторые последовательности на органном пункте доминанты и тоники 531 § 130. Органный пункт на тонической терции 531 § 131. Органные пункты на других звуках лада 534 § 132. Указания к гармоническому анализу органных пунктов . . . 536 § 133. Начальные органные пункты 537 § 134. Начальные органные пункты (Окончание) 544 § 135. Заключительные органные пункты 552 § 136. Вступительные органные пункты "558 § 137. Предрепризные органные пункты 561 § 138. Предрепризные органные пункты (Окончание) 562 § 139. Органные пункты в динамических репризах 564 § 140. Кульминации на органных пункгах 568 § 141. Органные пункты в развитии произведения, рассмотренного в целом 569 § 142. Органные пункты в современной музыке 574 Задания по гармоническому анализу к главе XIX — Органный пункт . . 579 Глава XX Гармоническое варьирование § 143. Общие положения 581 § 144. Практические работы учащихся 583 § 145. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений . 595 § 146. Гармоническое варьирование коротких мелодических построений (Окончание) 599 § 147. Гармоническое варьирование лейтмотивов 602 § 148. Глинкинский тип варьирования гармонии 619 § 149. Гармоническое варьирование в современной музыке .... 624 Задания по гармоническому анализу к главе XX — Гармоническое варьи- рование 625 Указания к гармоническому анализу произведений современной музыки. Примеры анализа 626 § 150. Общие положения 626 § 151. С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта», соч. 75 (Десять пьес для фор- тепиано) . «Танец антильских девушек» («Танец девушек с лилия- ми»), ля минор 630 § 152. Д. Шостакович. «Двадцать четыре прелюдии и фуги» для фортепиа- но, соч. 87. Прелюдия № 24, ре минор 635 § 153. Н?. Мясковский. Шестая симфония ми-бемоль минор, соч. 23, ч. I 641 § 154. С. Прокофьев. Восьмая соната для фортепиано Си-бемоль мажор, соч. 84, ч. II 663 Список рекомендуемой литературы 666 Берков Виктор Осипович Музыковед и педагог. Кандидат искусствоведения. Окончил в 1929 г. экономическое отделение педагогического факультета Московского университета, в 1937 г. — историко-теоретический факультет Московской консерватории по классу теории И. В. Способина. Преподавал музыкально-теоретические предметы в Музыкальном училище при Московской консерватории, в Центральном заочном музыкально-педагогическом институте, в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных. С 1938 г. — ассистент, в 1945–1949 гг. — доцент кафедры теории Московской консерватории. С 1946 г. — доцент кафедры теории Музыкально-педагогического института имени Гнесиных, с 1968 г. — профессор.
Основные работы В. О. Беркова были посвящены проблемам гармонии, гармонического анализа, современного гармонического языка, музыкальной формы. Им также были написаны путеводители по классическим операм (некоторые совместно с В. В. Протопоповым). В числе его трудов: «Гармония Глинки», «Гармония Бетховена: Очерки», «Гармония и музыкальная форма», «Гармония» (учебник), «Пособие по гармоническому анализу: Образцы советской музыки в некоторых разделах курса гармонии», «Задачи по гармонии» (совместно с А. А. Степановым), «Сонатная форма и строение сонатно-симфонического цикла», «Формообразующие средства гармонии», «Хроматическая фантазия Я. Свелинка: Из истории гармонии» и другие. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |