Показать ещё...
Посвящаю эту книгу Е. П. С. въ знакъ сыновней признательности и любви
Предлагаемое русской публике сочиненiе Вильяма Джемса: "Многообразiе религiознаго опыта" представляетъ собою одно изъ крупнейшихъ явленiй въ философской литературе последнихъ десятилетiй. Обширная эрудицiя автора, глубина его мысли и мастерство стиля были бы уже достаточны для того, чтобы обезпечить успехъ книги; но не этими только качествами объясняется тотъ глубокiй интересъ, который ею вызванъ въ широкихъ кругахъ образованной публики всехъ культурныхъ странъ. Последователь англiйскихъ позитивистовъ, решительный сторонникъ эмпирическаго метода, поборникъ здраваго смысла – выступилъ въ защиту религiи, и – что всего неожиданнее – выступилъ именно въ качестве последовательнаго эмпирика. Богъ философовъ былъ завуалированъ тонкимъ и хитросплетеннымъ кружевомъ умозренiя, и доступъ къ нему былъ затрудненъ неизощренному сознанiю и жаждущему спасенiя и веры сердцу. Богъ или боги Джемса, напротивъ, не всегда удовлетворяютъ философа рацiоналиста, но зато непосредственно затрагиваютъ сокровеннейшiя чаянiя человеческой души; не обещаютъ, правда, спасенiя, но вселяютъ бодрящую веру въ его возможность. Религiя Джемса борется съ суеверiями и предразсудками не невежественной толпы, а сектантовъ науки, рацiоналистовъ и философствующихъ теологовъ. Нельзя не признать, что для подобнаго выступленiя ученому съ положенiемъ и именемъ Джемса нужна была необыкновенно чуткая и мужественная интеллектуальная совесть. Жизненность и значительность идей Джемса определяется темъ, что въ изследовании вопросовъ религiи онъ совершенно отказался отъ обычныхъ методовъ рацiонализма, и основанiе своего мiровоззренiя утвердилъ не на законахъ мышленiя, а на непосредственно познаваемомъ факте личнаго переживанiя. Расширяя сферу душевной жизни человека включенiемъ въ нее области подсознательнаго, Джемсъ естественно долженъ былъ отвергнуть все те гносеологическiя и философскiя построенiя, которыя исходятъ изъ элементовъ яснаго и отчетливаго логическаго сознанiя. Если "я" есть принципъ, орiентирующiй человека въ области действительности, то это "я" должно быть взято не въ отдельной его, сравнительно мало активной части рацiональнаго сознанiя, а во всей полноте его сознательной и подсознательной жизни. Но въ этомъ случае "сознанiе вобще" (Das Bewusstsein \"uberhaupt), трансцендентальное "я" превращается въ безсодержательную абстракцiю, и единственною мерою бытiя остается индивидуумъ съ его мыслями, грёзами, страданiями и надеждами, таинственными обращенiями и чудесными экстазами, словомъ индивидуумъ во всей полноте и во всемъ многообразiи его личныхъ переживанiй. Въ психологизме Джемса есть однако черта спасающая его отъ субъективизма и релятивизма. Это принципъ такъ называемаго наивнаго реализма, преобразованный существенными поправками, которыя вносятся въ него ученiемъ о доминирующей роли подсознательной (сублиминальной) сферы. Действительность соответствуетъ не только содержанiю рацiональнаго сознанiя, но и всей совокупности сложныхъ психическихъ комплексовъ, живущихъ въ подземельи человеческой души, лишь изредка, преимущественно въ минуты острыхъ душевныхъ кризисовъ, вторгающихся въ сферу сознанiя. Какъ многообразно, таинственно и богато залежами творческихъ элементовъ сумеречное сознанiе, также многообразна и полна безконечныхъ возможностей живая действительность. Всякое проникновенiе сознанiя переживанiями, выплывающими изъ безсознательныхъ недръ души, оплодотворяетъ жизнь и творитъ въ ней новыя для сознанiя ценности Религiя, не какъ церковь, учрежденiе, или соцiальный фактъ, а какъ явленiе интимныхъ, личныхъ переживанiй, какъ общенiе съ высшими силами, для Джемса одно изъ такихъ спасительныхъ вторженiй подсознательнаго "я". Джемсъ тщательно разсматриваетъ многообразiе религiознаго опыта съ этой точки зренiя и въ окончательномъ выводе приходитъ къ признанiю соответственнаго многообразiя техъ высшихъ силъ, отъ которыхъ религiозныя души ждутъ, и въ которыхъ действительно находятъ спасенiе. Джемсъ такимъ образомъ вместе съ рацiонализмомъ решительно отвергаетъ его любимое детище, непреложную общеобязательную истину и ценность объединяющаго синтеза. Многимъ, конечно, идеи Джемса на первый взглядъ покажутся парадоксальными, для многихъ оне останутся при всехъ условiяхъ непрiемлемыми, но на одномъ, вероятно, сойдутся друзья и враги: на признанiи огромнаго философскаго и религiознаго значенiя, попытки глубокоправдиваго безстрашнаго мыслителя. Религiозныя идеи Джемса обыкновенно связываются съ его философскимъ ученiемъ, и самъ Джемсъ охотно указываетъ на внутреннюю зависимость идей "Многообразiя религiознаго опыта" отъ прагматизма. Можно было бы, судя по неоднократнымъ заявленiямъ Джемса, думать, что его религiозно-философскiя идеи представляютъ примененiе прагматическаго метода, и что въ самомъ прагматизме ключъ къ его религiозной философiи. Мне думается, что въ данном случае даже свидетельство самого Джемса должно быть нами отвергнуто. Связь между прагматизмомъ и религiозной философiей Джемса несомненно есть, но противоположная той, какую указываетъ онъ самъ и ближайшiя его последователи. Не религiозная философiя Джемса порождена его философскимъ ученiемъ, а самый прагматизмъ ожилъ лишь тогда, когда въ его пустыхъ и холодныхъ сосудахъ заструилась горячая и трепетная кровь религiознаго мiросозерцанiя. Если прагматизмъ привлекаетъ къ себе теперь всеобщее вниманiе, то главнымъ образомъ потому, что онъ связалъ себя съ религiозными идеями, мимо которыхъ современному сознанiю пройти нельзя: даже отвергнуть ихъ оно можетъ не иначе, какъ пройдя черезъ нихъ. С. Лурье
Своимъ возникновенiемъ эта книга обязана той высокой чести, которая была мне оказана въ 1901–1902 гг. приглашенiемъ прочесть рядъ лекцiй на учрежденной посмертной волей лорда Джиффорда кафедре по Естественной Религiи въ Эдинбургскомъ Университете. – Обдумывая предметъ двухъ курсовъ, по десяти лекцiй каждый, которые мне предстояло прочесть, я хотелъ сначала посвятить первый изъ нихъ психологическому описанiю "Религiозныхъ стремленiй человека", а второй, – более теоретическаго характера, – "Удовлетворенiю этихъ стремленiй философскимъ мышленiемъ". Но совершенно неожиданно разросшiйся психологическiй матерiалъ принудилъ меня, когда я приступилъ къ выполненiю своего первоначальнаго плана, отвести второй теме самое незначительное место – и, такимъ образомъ, описанiе религiознаго душевнаго склада заняло все двадцать лекцiй. Въ последней изъ нихъ я только намекнулъ на свои собственныя философскiя заключенiя, и если читатель пожелаетъ немедленно узнать ихъ, пусть обратится къ стр.404–412 и къ "Послесловiю" настоящей книги. Я надеюсь, что мне еще удастся когда-нибудь изложить ихъ въ более полной и совершенной форме. Придерживаясь того мненiя, что широкое ознакомленiе съ конкретными и индивидуальными частностями даетъ более ценное и глубже захватывающее знанiе, чемъ отвлеченныя формулы, какъ бы глубоки оне ни были, я решился ввести въ свои лекцiи большое число конкретныхъ жизненныхъ примеровъ, при чемъ умышленно выбралъ для этой цели самыя резкiя и крайнiя проявленiя религiознаго душевнаго склада. Поэтому, быть можетъ, некоторымъ изъ читателей прежде, чемъ они ознакомятся со второю половиною этой книги, покажется, будто я представилъ религiю въ каррикатурномъ виде; они решатъ, что религiозныя переживанiя и благочестiе, съ которыми имъ придется встретиться въ моихъ лекцiяхъ, слишкомъ экзальтированы, чтобы можно было считать ихъ нормальными. Но я все же надеюсь, что, если у читателя достанетъ терпенiя прочесть эту книгу до конца, такое неблагопрiятное впечатленiе у него разсеется, – потому что въ конце книги я пытаюсь сочетать религiозныя побужденiя съ другими побужденiями и принципами здраваго смысла, которые служатъ коррективомъ къ возможнымъ преувеличенiямъ и крайностямъ одностороннихъ выводовъ и позволяютъ каждому читателю еще более умерить резкость моихъ заключенiй, сообразно личному его мненiю. За помощь, оказанную мне при составленiи этихъ лекцiй, я чувствую себя очень обязаннымъ и выражаю свою искреннюю благодарность Эдвину Д. Старбэку изъ Стенфордскаго Университета, любезно предоставившему мне пользоваться своимъ обширнымъ собранiемъ рукописнаго матерiала; Генри У. Ранкину изъ Восточнаго Нортфильда, съ которымъ мне не пришлось увидеться, но который выказалъ мне дружеское расположенiе и сообщилъ драгоценныя для меня сведенiя; затемъ Теодору Флурнуа изъ Женевы, Каннингу Шиллеру изъ Оксфорда и товарищу моему Веньямину Рэнду за доставЛенные мне матерiалы; наконецъ товарищу моему Диккинсону С. Миллеру и друзьямъ Томасу В. Уорду изъ Нью-Iорка и Винценту Мотославскому изъ Кракова за ценные советы и указанiя. Прибавлю, что чувствую себя не въ состоянiи выразить здесь всей благодарности, которою я обязанъ покойному Томасу Дэвидсону за личныя беседы со мною и за разрешенiе пользоваться его библiотекой въ Гленморе. Гарвардскiй Университетъ.
Мартъ, 1902
Джемс Уильям Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Родился в Нью-Йорке, в семье литератора и религиозного мыслителя. Учился в Гарвардском медицинском колледже. В 1869 г. получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 г. — ассистент (преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете), с 1885 г. — профессор философии, а в 1889–1907 гг. — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 г. организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Г. Мюнстербергом).
В 1878–1890 гг. У. Джемс написал свои знаменитые «Принципы психологии», в которых отверг атомизм немецкой психологии и выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джемса. В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта» (рус. пер. 1910; неоднократно переизд. в URSS), вызвавшая самый глубокий интерес в кругах образованной публики всего мира. В последнее десятилетие своей жизни Джемс полностью переключился на философскую проблематику, опубликовав получившие широкую известность книги «Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления» (1907), «Плюралистическая Вселенная» (1909), «Очерки радикального эмпиризма» (1912, посмертно). |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |