Обложка Глазунова О.И. Философия языка и проблемы современной лингвистики
Id: 181547
469 руб.

Философия языка и проблемы современной лингвистики

URSS. 2014. 400 с. ISBN 978-5-9710-1043-2. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
  • Мягкая обложка

Аннотация

В качестве объекта лингвистических исследований язык традиционно относился к сфере познания внутреннего мира человека: его изучение проходило автономно, в изоляции от естественно-научных дисциплин, описывающих законы строения и развития мира внешнего. Однако в наше время появились предпосылки для того, чтобы взглянуть на сложившуюся ситуацию комплексно.

В настоящей книге философские проблемы языкознания, связанные с вопросами ...(Подробнее)смыслообразования, функционирования предложно-падежной системы и принципами совмещения формально-логических и содержательных структур в составе предложения, рассматриваются не только с позиций достижений современной физики, химии, биологии, синергетики, но и с точки зрения предшествующих им классических работ, которые во многом предвосхитили эти открытия.


Содержание
Предисловие
Глава 1.Лингвистика, философия и теория струн
Глава 2.Бытие и ничто у Гегеля
Глава 3.От представления к понятию и от понятия к представлению
Глава 4.От семантического треугольника к семантической пирамиде
Глава 5."Атомно-молекулярная" теория образования синтаксической связи
Глава 6.Актуализация значений слова и функции предложно-падежной системы с точки зрения философии
Глава 7.Падежная система языка как базовая модель познания и описания мира
Глава 8.Суждение в логике и в лингвистике
Глава 9.Семантическая и синтаксическая структуры предложения: точки пересечения
  I. Способы выражения субъекта
  II. Способы выражения предиката

1. Простое и составное глагольные сказуемые

2. Именное сказуемое

  III. Глаголы быть и иметь
  IV. Инфинитив в позиции подлежащего и сказуемого
Глава 10.От простого предложения к сложному: философия придаточных предложений
  I. Придаточные определительные
  II. Придаточные образа действия, меры и степени
  III. Придаточные со значением времени
  IV. Придаточные со значением места
  V. Придаточные с причинно-следственными, условными, уступительными отношениями
  VI. Придаточные со значением цели
  VII. Принципы взаимодействия простых предложений в составе сложной синтаксической структуры
Глава 11.Структурно-семантическая классификация сложноподчинённых предложений Н. С. Поспелова и В. А. Белошапковой
Глава 12.Указательные местоимения в сложноподчинённых конструкциях со значением передачи, восприятия или осмысления информации


Предисловие

Что такое язык, и какую роль он играет в жизни отдельного человека и общества в целом? Конечно, прежде всего это средство общения, но не только: умение изъясняться является неотъемлемой частью личности — тем, что отличает человека от животного.

С другой стороны, язык — наиболее точное средство описания внешнего мира. Выступая как действенный инструмент познания, язык позволяет фиксировать наблюдения, проводить анализ и делать выводы, выявляя через конкретные факты особенности развития человека и окружающей его действительности. К долгосрочным функциям языка относится его способность систематизировать и передавать информацию в пространстве и времени.

В гуманитарных науках — в лингвистике, литературоведении, философии — язык представляет собой объект непосредственного изучения. Состояние человека и общества, болевые точки социального развития, причины и следствия исторических событий — всё это находит отражение в научных работах, документах, произведениях художественной литературы, которые составляют сокровищницу национального культурного наследия.

Однако в процессе работы с языком неизменными остаются вопросы — как проводить исследования и что принимать за основу в условиях, когда принципы взаимодействия материального и духовного в целом и языка и мышления в частности до сих пор не имеют научного обоснования.

С другой стороны, то, что не поддаётся непосредственному восприятию, можно изучать опосредованно — через текст как единственно доступную человеку форму материального воплощения его мыслей, чувств и намерений. С помощью языка мы постигаем существующие в мире системные связи, даём эмоциональную оценку происходящему, проясняем сложившиеся отношения, расставляем приоритеты, подводим итоги и делаем выводы. Каждый уровень языка, начиная с лексики и заканчивая предложно-падежной системой и синтаксическими конструкциями простого и сложного предложений, отвечает за описание определённых результатов мыслительной деятельности человека.

Вопросами образования структурно-семантических языковых связей с учётом возможности отражения в них результатов работы сознания занимаются многие языковедческие дисциплины, в частности структурная лингвистика. Но когда нет ясного представления об истоках, о том, что лежит в основе существования языковой системы в целом, любые разработки в этой области будут оставаться за пределами общих законов развития.

Окружающий нас мир не ограничивается материальными объектами, он зависит от характера взаимодействия составляющих их элементарных частиц. В соответствии с этим и язык, который является отражением этого мира, состоит из слов, которые обладают внутренним строением, обусловливающим их смысловую и стилистическую предрасположенность к образованию тех или иных синтаксических связей.

Долгое время анализ языка ограничивался внешними наблюдениями: предполагалось что слова, как кубики в детском конструкторе, можно переставлять, добиваясь более или менее оптимального результата. Однако суть мироздания лежит намного глубже. Вполне вероятно, что нам никогда не удастся понять, что послужило причиной зарождения материи и сознания человека, но пытаться ответить на эти вопросы стоит. Возможно, в бесплодных попытках разобраться в глубинных проблемах бытия когда-нибудь забрезжит свет истины. И начинать поиски надо с самого начала — с философии и поисков аналогий между языком и законами окружающего нас мира.

Вопросам соотношения языка и мышления, материального и духовного и особенностям взаимодействия языковой формы и содержания на уровне смыслообразования, функционирования предложно-падежной системы и совмещения грамматической и логической структур в предложении посвящена данная книга.


Об авторе
Глазунова Ольга Игоревна
Кандидат филологических наук, лингвист, литературовед, специалист по русскому языку как иностранному. Окончила физико-математическую школу № 30 и филологический факультет Ленинградского государственного университета. Работает на филологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, доцент.

Автор монографий по лингвистике и литературоведению: «Логика метафорических преобразований», «Иосиф Бродский: американский дневник. О стихотворениях, написанных в эмиграции», «Иосиф Бродский: метафизика и реальность», «Синергетика творчества» (М.: URSS), «Философия языка и проблемы современной лингвистики» (М.: URSS), «Лингвистика в контексте естественно-научной парадигмы познания» (М.: URSS). Автор учебников: «Давайте говорить по-русски», «Русский язык для математиков», «Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях (Морфология. Синтаксис)», «Петербург в жизни и творчестве русских писателей», «Rush to Russian», «Русский язык и культура речи».