URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование Обложка Оболевич Т. От имяславия к эстетике. Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование
Id: 180658
653 р.

От имяславия к эстетике.
Концепция символа Алексея Лосева. Историко-философское исследование

2014. 443 с.
  • Твердый переплет

Аннотация

Книга посвящена творчеству выдающегося представителя русского религиозно-философского ренессанса Алексея Лосева. Автор находит сквозную тему, которая сплачивает всё созданное великим философом в единое целое, начиная с юношеских эссе и кончая монументальными, зрелыми сочинениями. Этот общий знаменатель – Символ, трактуемый Лосевым с перспективы разнообразных сфер человеческой деятельности: религиозной, художественной, языковой, историко-философской... (Подробнее)


Содержание
top

Предисловие к русскому изданию

Введение

Глава I. Имяславский спор и его участники

1. История спора

1.1. Афонские полемики

1.2. Первые опыты философской интерпретации имяславия

2. Алексей Лосев: личность и деятельность

2.1. Орбиты творчества

2.2. Вдохновение и метод

2.3. Уровни имяславия в понимании Лосева

Глава II. Святоотеческие основы имяславия

1. Апофатизм и его философские предпосылки

1.1. (Не)возможность познания Бога

1.2. «Сущность» и «действия»: терминологические уточнения

2. Божественные имена и энергии

2.1. Полемика капподокийских отцов с Евномием

2.2. Концепция имен Божьих у Дионисия Ареопагита

3. Восточно-христианский символизм

3. 1. Спор о природе символа в православной традиции

3.1.1. Реализм иконы

3.1.2. Палама в защиту исихазма

3.2. Онтологическая и эпистологическая антиномии и попытка их преодоления

3.3. Участие и аналогия

4. Святоотеческая интерпретация учения о имени Божьем в русской философии

Глава III. Платоновские предпосылки имяславия в интерпретации Лосева

1. Идея имманенции Бога и платонизм

2. Лосевская характеристика платоновской «идеи»

3. Единое-Благо как принцип действительности

4. Платоновский символизм

Глава IV. Структура имени

1. Антиномия свободы и необходимости

2. Античные концепции внутреннего и внешнего аспектов слова и их интерпретация в кругах имяславцев

2.1. «Правильность имени» – платоновская перспектива

2.2. С перспективы стоиков

2.2.1. Лосевский анализ понятия «лектон»

2.2.2. Интерпретация «внешнего» и «внутреннего» слова у П. Флоренского и С. Булгакова

3. Диалектика имени у Лосева

3.1. От фонемы к идее

3.2. Имя как идея и энергия

4. Синергизм божественных и человеческих энергий

Глава V. Генезис имени

1. Онтологический фундамент имени

1.1. Диалектика бытия и инобытия

1.1.1. Категории Платона и Лосева

1.1.2. Имя как принцип индивидуации

1.2. Диалектика Бога и тварной действительности

1.2.1. Тетрактида A и тетрактида B

1.2.2. Первозданная сущность

2. Мир как имя

2.1. Умная область

2.2. Характеристика Первоимени

2.3. Космос как «лестница словесности»

2.4. Структура смысла: Лосев versus Булгаков

3. Символичность космоса

Глава VI. Мифичность имени

1. Анализ мифологии у Лосева

1.1. Миф и логос

1.2. Истина мифа в платонизме

1.3. Неоплатоновская интерпретация мифа

2. Миф и символ

3. Абсолютная мифология – христианство

3.1. Миф – развернутое магическое имя

3.2. Молитва и таинства – воплощение мифа в жизни

4. Неустранимость мифа

Глава VII. Открытая структура символа

1. «Логика» символа

1.1. Двучленность символа

1.2. Символ и другие семантические категории

1.3. Типология символа

2. Символ как категория выражения

2.1. Символ как тождество идеи и явления (символ первой степени)

2.2. Символ как порождающая модель (символ второй степени)

3. Символ как интерпретация действительности

3.1. Явление полисемии

3.1.1. Многозначность понимания вещи (онтологический уровень)

3.1.2. Полисемия в естественном языке (семантический уровень)

3.2. Познавательные возможности символа

Глава VIII. Символ в эстетике

1. Лосевское определение эстетики

2. Символ в искусстве

2.1. Онтологизм античного искусства

2.2. Психологизм искусства Нового времени

3. Философия музыки

4. Символ в математике

5. Философия выражения как философия par excellence

Послесловие

От переводчика

Философия формы как философия истины:

Лосев в прочтении Терезы Оболевич