Предисловие к русскому изданию Введение Глава I. Имяславский спор и его участники 1. История спора 1.1. Афонские полемики 1.2. Первые опыты философской интерпретации имяславия 2. Алексей Лосев: личность и деятельность 2.1. Орбиты творчества 2.2. Вдохновение и метод 2.3. Уровни имяславия в понимании Лосева Глава II. Святоотеческие основы имяславия 1. Апофатизм и его философские предпосылки 1.1. (Не)возможность познания Бога 1.2. «Сущность» и «действия»: терминологические уточнения 2. Божественные имена и энергии 2.1. Полемика капподокийских отцов с Евномием 2.2. Концепция имен Божьих у Дионисия Ареопагита 3. Восточно-христианский символизм 3. 1. Спор о природе символа в православной традиции 3.1.1. Реализм иконы 3.1.2. Палама в защиту исихазма 3.2. Онтологическая и эпистологическая антиномии и попытка их преодоления 3.3. Участие и аналогия 4. Святоотеческая интерпретация учения о имени Божьем в русской философии Глава III. Платоновские предпосылки имяславия в интерпретации Лосева 1. Идея имманенции Бога и платонизм 2. Лосевская характеристика платоновской «идеи» 3. Единое-Благо как принцип действительности 4. Платоновский символизм Глава IV. Структура имени 1. Антиномия свободы и необходимости 2. Античные концепции внутреннего и внешнего аспектов слова и их интерпретация в кругах имяславцев 2.1. «Правильность имени» – платоновская перспектива 2.2. С перспективы стоиков 2.2.1. Лосевский анализ понятия «лектон» 2.2.2. Интерпретация «внешнего» и «внутреннего» слова у П. Флоренского и С. Булгакова 3. Диалектика имени у Лосева 3.1. От фонемы к идее 3.2. Имя как идея и энергия 4. Синергизм божественных и человеческих энергий Глава V. Генезис имени 1. Онтологический фундамент имени 1.1. Диалектика бытия и инобытия 1.1.1. Категории Платона и Лосева 1.1.2. Имя как принцип индивидуации 1.2. Диалектика Бога и тварной действительности 1.2.1. Тетрактида A и тетрактида B 1.2.2. Первозданная сущность 2. Мир как имя 2.1. Умная область 2.2. Характеристика Первоимени 2.3. Космос как «лестница словесности» 2.4. Структура смысла: Лосев versus Булгаков 3. Символичность космоса Глава VI. Мифичность имени 1. Анализ мифологии у Лосева 1.1. Миф и логос 1.2. Истина мифа в платонизме 1.3. Неоплатоновская интерпретация мифа 2. Миф и символ 3. Абсолютная мифология – христианство 3.1. Миф – развернутое магическое имя 3.2. Молитва и таинства – воплощение мифа в жизни 4. Неустранимость мифа Глава VII. Открытая структура символа 1. «Логика» символа 1.1. Двучленность символа 1.2. Символ и другие семантические категории 1.3. Типология символа 2. Символ как категория выражения 2.1. Символ как тождество идеи и явления (символ первой степени) 2.2. Символ как порождающая модель (символ второй степени) 3. Символ как интерпретация действительности 3.1. Явление полисемии 3.1.1. Многозначность понимания вещи (онтологический уровень) 3.1.2. Полисемия в естественном языке (семантический уровень) 3.2. Познавательные возможности символа Глава VIII. Символ в эстетике 1. Лосевское определение эстетики 2. Символ в искусстве 2.1. Онтологизм античного искусства 2.2. Психологизм искусства Нового времени 3. Философия музыки 4. Символ в математике 5. Философия выражения как философия par excellence Послесловие От переводчика Философия формы как философия истины: Лосев в прочтении Терезы Оболевич |