URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития Обложка Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития
Id: 180650
930 р.

Государство и регионы:
Теория и практика государственного регулирования территориального развития. Изд. стереотип.

2014. 368 с. СОСТОЯНИЕ: Блок текста: 5. Обложка: 4+. Все последующие издания — стереотипные.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В своей книге сотрудники Института системного анализа РАН В.Н.Лексин и А.Н.Швецов дают комплексную правовую, экономическую и социальную оценку российской системы государственного регулирования территориального развития и обосновывают пути ее реформирования с учетом новых тенденций в развитии федеративных, социальных и экономических отношений.

Для депутатов федерального, региональных и местных органов представительной власти, работников... (Подробнее)


Введение
top

Назначение книги. Эта книга адресована тем, кто в силу своей профессиональной деятельности и общественного положения связан с общими и конкретными, научными и практическими вопросами территориального развития. Это – в первую очередь, депутаты федерального, региональных и местных органов представительной власти, главы и работники федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти, руководители и активисты партий и общественных движений, преподаватели высших учебных заведений и научные работники. Книга адресована и тем, кто получает образование, необходимое для практической работы и исследований указанных вопросов. Это – студенты и аспиранты, изучающие право, экономику, управление, финансы, политологию, экономическую и социальную географию, смежные дисциплины.

В предлагаемую книгу из всего тематического многообразия проблем территориального развития мы включили только одну, а именно, государственное регулирование территориального развития. И выбор этот – не случаен.

Россия – не первое и не последнее государство, ведущее поиск методов и форм соединения интересов государства и его территориальных частей. Эти поиски начались очень давно, одновременно с возникновением первых государств, и с тех пор еще нигде и никогда они не приводили к взаимному удовлетворению верховной государственной власти, региональных и местных управленческих структур и, главное, жителей конкретных населенных мест.

Проблема осложняется тем, что при ее решении почти не остается места для прямых заимствований стороннего опыта. В отличие от экономической политики, основанной на универсальных механизмах рыночной экономики, государственное устройство каждой страны, ее региональная политика и методы регулирования территориального развития гораздо более индивидуальны. В то же время человечество путем многовековых проб и ошибок выработало некоторые общие принципы и конкретные механизмы результативных действий в этой области. Задача состоит в том, чтобы адаптировать их к "месту и времени", чтобы практически использовать эти достижения в современных региональных ситуациях, многие из которых не имеют аналогов ни в мировой, ни в отечественной истории.

Немаловажным условием для успешного решения такой задачи мы считаем и формирование у лиц, принимающих решения, убежденности в том, что это – трудное, но вполне выполнимое дело. Настоящее, системно организованное регулирование территориального развития в современной России только еще начинается, и здесь имеются огромные неиспользованные возможности. Об этом и предлагаемая читателю книга.

Предмет книги. Обостренный интерес к роли и месту государства в рыночной (или – в смешанной) экономике долгое время заслонял не менее важную и актуальную для России проблему "государство – регионы", или более точно "федерация – субъекты федерации". И – совершенно напрасно, поскольку все государства мира более свободны от ответственности за дела и судьбу хозяйствующих субъектов, чем от обязательств перед территориальными сообществами. Да, все большее число государств может позволить себе (хотя никогда не позволяет) полностью отказаться от вмешательства в деятельность свободных субъектов рынка, ограничиваясь косвенным регулированием через систему налогов, экологических, антимонопольных и прочих правовых ограничений, через законы о труде и государственно разрешенную деятельность профсоюзов и других общественных организаций. Но ни одно государство в мире, как бы не декларировало и не обеспечивало оно самостоятельность своих территориальных единиц, не может и, главное, не имеет права уйти от ответственности за территориальную целостность страны, за недопущение экологических, экономических, этнических и иных региональных кризисов, за развитие всех территорий государства как среды жизнеобеспечения всего народа.

Все это – обычная норма политики каждого государства в относительно спокойной фазе его существования. Но эта норма превращается в приоритетную функцию государства в периоды коренной ломки прежних и формирования новых общественных устоев. История учит, что именно в эти периоды государства подвергаются самым сильным территориальным перенапряжениям, и именно неуправляемые дезинтеграционные процессы обращаются неисчислимыми бедствиями для народа.

Приходится констатировать, что в настоящее, переходное время ни в одном вопросе нашей внутренней политики нет таких принципиальных расхождений между существом проблемы и методами ее решения, между разумной теорией и конъюнктурной практикой, как в вопросе о государственном регулировании территориального развития. Это вполне естественно, поскольку дореформенная модель отношений государства и регионов себя изжила не менее, а по ряду позиций и более радикально, чем модель отношений экономических.

Нет нужды доказывать, что нестабильность обстановки не оставляет места для реализации долгосрочной региональной стратегии и понуждает государственную власть к чрезвычайным действиям. Это, повторим, во многом вынужденная политика, но именно она, временно приглушая внутри- и межрегиональные проблемы, постоянно их воспроизводит. Создается своеобразный "заколдованный круг", и выход из него возможен только при сильной политической воле к упорядочению государственного регулирования территориального развития. Результатом этого упорядочения, основанного на непротиворечивых представлениях о предмете, смысле и содержании государственного регулирования, должна стать система организационно-правовых механизмов, способных реально воздействовать на процессы территориального развития в интересах России, ее регионов и ее народа.

Изученность проблемы. Интерес к теории и практике государственного регулирования территориального развития несомненен. Этому, прежде всего, способствует массовое осознание объективной необходимости упорядочения государственного регулирования территориального развития. Все более широким и многоаспектным становится обсуждение соответствующих федеральных законов, все активнее в решение спорных вопросов федерализма и других правовых коллизий российской региональной политики включается Конституционный Суд, все кардинальней и обоснованней становятся предложения и инициативы региональных властей.

Никогда еще одновременно в различных регионах России не появлялось столько научно-практических работ, не только освещающих частные аспекты, но и предлагающих концептуальное видение государственного регулирования территориального развития. Содержательный анализ этих исследований не входит в задачу авторов, но нельзя не назвать хотя бы работы сотрудников Института экономики Уральского отделения РАН (Г. А. Ковалевой, О. А. Романовой и др.), Института экономических и социальных проблем Севера того же отделения РАН (прежде всего – В. Н. Лаженцева, опубликовавшего в 1996 г. обстоятельную монографию по рассматриваемому вопросу), Казанского государственного университета (С. В. Семенова и его коллег), Кемеровского государственного университета (А. М. Лаврова, В. А. Шабашева и др.), Магаданского Северо-Восточного комплексного НИИ Дальневосточного отделения РАН (в первую очередь, А. Н. Пилясова), а также работы сотрудников Института экономики и организации производства Сибирского отделения РАН (среди них – ныне покойного Р. И. Шнипера и плодотворно работающих М. К. Бандмана, В. В. Кулешова, А. С. Новоселова, В. Е. Селиверстова и др.).

Из работ, ведущихся в Москве и Санкт-Петербурге, можно отметить исследования специалистов Экспертного института (А. А. Нещадина, В. К. Кашина, Г. В. Былова и др.), сотрудников Института экономики РАН (Б. Т. Лагутенко, Л. Н. Лыковой и др.) и созданного в этом институте Центра социально-экономических проблем федерализма, возглавляемого С. Д. Валентеем, Института мировой экономики и международных отношений РАН (О. В. Богачевой), Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (О. С. Пчелинцева и его коллег), Совета по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству (А. Г. Гранберга и др.), Научно-методического Центра "Города России" Института макроэкономических исследований при Минэкономики РФ (В. Я. Любовного и его коллег), публикации авторитетных специалистов в области налоговой политики, межбюджетных отношений и местных финансов Д. Г. Черника, А. Г. Игудина, Г. Б. Поляка, ученых-географов С. С. Артоболевского, А. М. Лаврова, А. И. Трейвиша и др. Назовем также работы ученых санкт-петербургского Института социально-экономических проблем РАН (Н. Т. Агафонова, Б. Н. Гринчеля, Б. С. Жихаревича, А. Е. Когута, О. П. Литовки) и, конечно же, уникальное по предмету и концептуально близкое авторам исследование О. Г. Дмитриевой по проблемам регионально-экономической диагностики. Добротный анализ зарубежного опыта региональной политики выполнил В. С. Фатеев из Института экономики АН Белоруссии. Интерес представляют появившиеся в последние три-четыре года монографии и статьи по правовым и политическим аспектам рассматриваемой проблемы, написанные хорошо информированными и находящимися в самой гуще общественной жизни России Р. Г. Абдулатиповым, Л. Ф. Болтенковой, В. Н. Лысенко, В. А. Михайловым, Л. В. Смирнягиным, С. М. Шахраем, В. Ф. Шумейко и др.

Исключительно плодотворной мы считаем деятельность в сфере правового обеспечения федеративных отношений и местного самоуправления сотрудников Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (Л. А. Окунькова, Н. В. Постового, Б. С. Крылова, Ю. А. Тихомирова, А. Е. Постникова, О. М. Теплова и др.), а также ученых юристов Б. А. Страшуна, В. А. Кряжкова, И. А. Умновой и др.

И все это – лишь небольшая часть уже существующего научного фундамента государственного регулирования территориального развития.

Не остались в стороне от рассматриваемой проблемы и авторы этой книги. Только в 1992–1996 годах нами были подготовлены десятки предложений и экспертных заключений для федеральных и региональных органов власти по различным аспектам государственного регулирования территориального развития, опубликовано более тридцати книг и статей в отечественных издательствах (в том числе цикл из десяти публикаций в "Российском экономическом журнале", объединенных темой "Региональная политика России. Концепции, проблемы, решения"), а также статьи в зарубежных научных журналах, в газетах и т.д.

Логика изложения. В трех взаимодополняющих разделах книги рассмотрены концепция упорядочения государственного регулирования территориального развития и два важных (хотя и не единственных) направления этого регулирования; одно из них непосредственно затрагивает финансовую сторону отношений государства и регионов, а второе – организационную сторону таких отношений по поводу разработки и реализации различных программ федеральной поддержки территориального развития.

Каждый из разделов содержит 10 глав, а главы дополнительно разбиты на отдельные фрагменты, характеризующие ключевые положения каждой главы. Таких фрагментов свыше двухсот и каждый из них может рассматриваться как достаточно самостоятельный материал, объединенный с другими общей концепцией и логикой изложения. Эта логика достаточно четко просматривается в оглавлении книги, и здесь мы дадим только минимальные дополнительные разъяснения, касающиеся выводов и рекомендаций. Авторские оценки и предложения не сведены в какую-то специальную часть книги, а содержатся в каждой из 30 глав этой книги. При этом из большого числа возможных предложений мы старались выбрать только те, которые нацелены на создание исходных условий упорядочения региональной политики и которые к тому же реально выполнимы.

Авторская позиция. Предлагая свою концепцию содержания, смысла и механизмов государственного регулирования территориального развития, а также вытекающие из этой концепции рекомендации, авторы хорошо представляют, что логике общенаучных правовых, социальных, экономических и других подходов к практическому решению проблем этого регулирования противостоят общая алогичность современной региональной ситуации, мощные и до конца неосознанные деструктивные последствия искусственного сужения геополитического пространства России (и, одновременно, увеличения его северной составляющей), сжатая во времени реконструкция всей системы общественных отношений и их институтов, наконец, затяжной кризис. Авторы учитывают также, что кризисная ситуация не склонна к саморазрешению, в том числе и по причине очевидной заинтересованности в этом определенной части общества.

Наша задача состоит в том, чтобы, с одной стороны, напомнить о действительном и не искаженном кризисом смысле территориального развития и, с другой, – анализируя не всегда соответствующие этому смыслу имеющиеся механизмы государственного регулирования, показать некоторые возможности их упорядочения в период общей депрессии и нестабильности.

Публикация книги в настоящее время – весьма непростая задача, требующая, помимо авторских усилий, участия многих лиц и организаций. Мы благодарим за поддержку нашей работы Председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Л. А. Иванченко, а также работников аппарата этого Комитета П. П. Елисеева и В. А. Матвеева. На разных этапах работы нам оказывали содействие Председатель Комитета Совета Федерации по вопросам экономической политики Е. С. Сапиро и советник этого комитета А. И. Федоренко, работники Минэкономики России И. С. Кожуховский, А. Ф. Самохвалов, А. В. Шаронов, С. Н. Хурсевич, президент Союза российских городов В. А. Кирпичников и другие. Хотелось бы поблагодарить наших многочисленных зарубежных коллег (в первую очередь, Михаила Бернштама, Кристин Валлих, Чарльза Маклура), а также наших соавторов по ряду публикаций Е. Н. Андрееву, Т. М. Дридзе, В. О. Исправникова, Б. З. Мильнера, В. Д. Рудашевского, В. С. Рапопорта, А. И. Ситникова, А. А. Широбокову и других за их консультативную и просто дружескую поддержку нашей работы. Мы выражаем искреннюю признательность президенту Российского Фонда правовых реформ В. Д. Мазаеву, президенту Фонда проблем федерализма и местного самоуправления Р. Г. Орехову и директору Международного института развития правовой экономики С. А. Шишкину, без энергичного и многопланового участия которых эта книга не смогла бы увидеть свет. Особая благодарность – сотруднику Института системного анализа РАН Т. К. Сумароковой, взявшей на себя обременительные заботы по технической подготовке рукописи к изданию.


Abstract
top
This book deals with the contents and mechanisms of the state control of socioeconomic processes under way in subjects of federation and municipalities, of revenue assignment and territorial distribution of federal budget expenditures, of scale and types of selective assistance to individual regions. In their new book, V.N.Leksin and A.N.Shvetsov, Doctors of Economics, researchers with the Institute of Systems Analysis of Russian Academy of Sciences, provide a comprehensive legal, economic and social assessment of the current model of public regulation of territorial development, and substantiate ways of its radical revision with regard to the new trends in federative, political and economic relations. The book was published with a financial support of the Russian Legal Reforms Foundation and the Russian Foundation of Legal Problems of Federalism and Local Government; the authors are advisers to these Foundations. For deputies of federal, regional and local legislatures, administrators of federal, regional and local executive agencies, Higher Educational Establishment instructors, students and post-graduate students majoring in law, economics, management, finance, political science and adjacent disciplines. The book will also be valuable to foreign politicians, researchers, businessmen and journalists whose professional interests are associated with Russia. In this book they will find exhaustive information on the situation in Russia's regions, on the mechanisms of regional policy making, on the latest Russian legislation, on regional development programs. An idea of the scope of coverage of Russia's regional policy problems is provided by the extensive contents in English to be found in the end of the book.
Об авторах
top
dop Владимир Николаевич ЛЕКСИН, доктор экономических наук, профессор


dop Александр Николаевич ШВЕЦОВ, доктор экономических наук, профессор


Лидеры созданной в Институте системного анализа Российской академии наук (ИСА РАН) научной школы системных исследований процессов и явлений территориального (пространственного) развития.

Более 20 лет В. Н. Лексин и А. Н. Швецов плодотворно проводят совместные фундаментальные научные исследования и прикладные разработки по широкому кругу вопросов регионального развития, становления федерализма и местного самоуправления, оценки региональных предпосылок и последствий социально-экономических реформ и кризисов. Результатами их многолетнего творческого сотрудничества стали десятки статей и несколько монографий, среди которых особое место занимают написанные в соавторстве "Новые проблемы российских городов" (2-е изд. М: URSS, 2000), "Муниципальная Россия: Социально-экономическая ситуация, право, статистика" (в 5 т.; М.: URSS, 2000-2001), "Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития" (6-е изд. М.: URSS, 2012), ставшие настоящими научно-учебными бестселлерами. В 2008 г. вышла книга В. Н. Лексина "Федеративная Россия и ее региональная политика", а в 2010 г. – монография А. Н. Швецова "Совершенствование региональной политики: Концепции и практика" (2-е изд. М.: URSS, 2011).

За плечами авторов богатый опыт экспертно-консультативной работы для нужд федеральных и региональных органов государственной власти, муниципальных образований, крупных корпоративных структур, международных проектов.