ВВЕДЕНИЕ |
ЧАСТЬ I. КОСМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ |
Глава 1. | Энергетический каркас сознания |
Глава 2. | Биоритмы |
Глава 3. | Чувства, волеизъявления и духовные ценности личности |
ЧАСТЬ II. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ |
Глава 4. | Биологическая адаптация и бессознательное |
Глава 5. | Социально-культурная адаптация и уровни сознания |
Глава 6. | Смысл жизни |
ЧАСТЬ III. ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗНАНИЯ |
Глава 7. | Типы знаковых единиц сознания |
Глава 8. | Смысл и значение знаков (Нейро-психо-лингвистический эксперимент) |
Глава 9. | Душа и сознание |
ЧАСТЬ IV. СОЗНАНИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНО- СИСТЕМНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
Глава 10. | Законы сохранения отношений (з.с.о.) в свете теории функциональной системы |
Глава 11. | Роль сознания в саморегуляции функциональной системы |
Глава 12. | Дополнительность сознания и бессознательных з. с. о. |
ЧАСТЬ V. ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ ПРИНЦИПА "ОНТОГЕНЕЗ ПОВТОРЯЕТ ФИЛОГЕНЕЗ" |
Глава 13. | Какое образование нужно для человека XXI века? |
Глава 14. | Сознание и знания |
Глава 15. | Анатомическая симметрия и функциональная асимметрия полушарий мозга человека |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Зонные настройки и знаковые перестройки сознания |
Терминологический словарь |
Использованная литература |
Посвящается российским интеллигентам XXI века
Как ни сомнительны гипотезы, но если они дают
возможность объединить известные явления и предсказывать новые, то они полезны.
К. Циолковский
Феномен сознания был предметом размышлений с тех пор, как
человек стал мыслить; сознание неразрывно связано с мышлением,
речевой способностью и познавательной деятельностью. Этому
феномену посвятили свои труды выдающиеся умы всех времен и всех
культур, но сложность его столь велика, что люди каждого
поколения вновь и вновь стараются понять его в свете своих
исторически актуальных ценностных ориентиров.
К. Циолковскому принадлежит глубокая мысль о том, что научно
все, что мы держим в руках, и ненаучно все, чего не понимаем.
Это положение можно отнести и к феномену сознания. Позитивные
сведения в этой области накапливаются по крупинкам, тогда как
многие повторно наблюдаемые факты до сих пор относятся в
обществе к числу ненаучных измышлений и просто фантазий. Во
всяком случае предметов для размышлений остается более, чем
достаточно.
Наступающий, по сухой западной терминологии XXI век, а по
красочной образной восточной терминологии -- век Водолея, должен
многое обновить и изменить в сложившихся традициях жизни. Если
человечество хочет сохранить себя, свою культуру, да и свою
Планету, то наступивший век должен стать началом преодоления
накопившихся противоречий: экологических, демографических,
национальных, экономических, политических, религиозных,
культурных и пр., и пр.
Известный геолог, физик и эколог А.Н. Дмитриев (2001) убежден,
что ХХ век трагичен не столько войнами, сколько оторванностью
интеллектуального багажа техногенно ориентированного
человечества от фундаментальных знаний об естественных природных
процессах. И этот трагизм нарастает с увеличением техногенного
давления на геологогеофизическую среду и с резким падением
нравственного потенциала человечества. При этом совокупное
планетарное сознание человечества, будучи несгармонизированным
с естественными природными процессами, является основной
причиной большинства природных катастроф на планете.
Противоречивые тенденции в развитии человечества достигли такой
остроты, что в общественном сознании то и дело возникают образы
грядущего Апокалипсиса. Однако, весь опыт существования
цивилизации доказывает, по мнению физика-теоретика и
конструктора новейшей техники А.Е. Акимова (1999), что теперь с
роковой неотвратимостью следует ожидать скачка в понимании
законов Природы, расширения знаний о ней и на этой основе
неизбежного возникновения новых технологий, способных решать те
проблемы, которые ныне считаются неразрешимыми.
Мы не знаем, когда этот скачок произойдет, но, понятно, что без
перестройки сознания людей и его ценностной структуры такой
скачок вряд ли возможен. Перестройка ценностного сознания
-- процесс болезненный. Для россиян это очевидно, судя по тому,
что с ними происходит с начала официально объявленной
перестройки государственного строя и распада СССР. Люди
перестали понимать, что хорошо и что плохо; каким нравственным
ценностям нужно следовать; на каком пути можно прогнозировать
социальный успех, а на каком -- личное и общественное фиаско;
где желательно жить и какую профессию выбрать; кого выбирать в
лидеры; на что тратить деньги; чему учить детей и следует ли их
иметь вообще.
К сожалению, ценностный хаос поразил не только Россию, но и
человечество, в целом. Поэтому не только россияне, но и все люди
планеты должны быть готовы к кардинальным перестройкам своего
поведения, для чего необходимо изменить, в первую очередь, свое
сознание. Ведь человек в отличие от животных управляет
своим поведением сознательно. Он подчиняет свои инстинкты
сознанию. Больше того, он руководствуется не личными
целями, а хорошо осознанными общественными целями. Только
в этом случае человек чувствует себя комфортно и достигает
наибольших успехов в жизни. Осознание себя членом общества, а
своих личных целей, как частного случая целей общественных,
предполагает у человека хорошо сформированное и гармоничное
мировоззрение.
В современном мире с его острейшими противоречиями иметь
гармоничное мировоззрение очень трудно, практически невозможно,
поскольку для этого нужно изолироваться от ценностных
противоречий общества. Люди вязнут в эгоистических личных
проблемах и растрачивают свои творческие силы впустую в
межличностной конкуренции и борьбе. Выход из этого тупика
опять-таки связан с ясным осознанием действительности. Сознание
должно подсказать человеку, каких нравственных ценностей ему
следует придерживаться и как себя вести, чтобы жить в гармонии
не только с самим собой и своим ближайшим окружением, но и с
обществом, и с Природой, в целом. Должен произойти переворот в
общественном сознании, что может осуществиться, и в этом правы
астрологи, в связи с глобальными изменениями в мировой природной
системе. Возможно ли это? Думается, что возможно, -- природная
перестройка уже началась: ожил ряд вулканов, во многих регионах
планеты произошли необычно резкие перепады температуры,
снегопады, ураганы, наводнения, засухи и подвижки ледников. Нужно хорошо понимать, что такое сознание и как оно связано с
Природой, чтобы разобраться с причинами этих природных
перестроек.
Однако, до сих пор нет общепринятого определения сознания, что
констатируется, например, в международном руководстве по
клинической неврологии (J.A.M. Frederiks, 1969), а философ М.К.
Мамардашвили обращает внимание на принципиальную
парадоксальность сознания. Приходится признать, что человек еще
очень мало знает, что такое сознание, и как оно
функционирует. Знания в этой области содержатся в составе
различных наук: философии и психологии, физиологии и биологии,
неврологии и психиатрии, лингвистики и семиотики, культурологии
и даже физики. Следовательно, чтобы познать проблему сознания
человека, необходим синтез фактов и концепций этих научных
дисциплин. Для такого широкого синтеза необходима перестройка
характерного для XX века аналитического способа мышления и
субординация его адекватному для XXI века синтетическому
способу. В.И. Вернадский (1977) утверждал, что настало время,
когда ученые специализируются "... не по наукам, а по проблемам.
Междисциплинарные комплексные направления в современной науке
начинают преобладать, все в большей степени выявляются тенденции
взаимопроникновения научных исследований гуманитарных и
естественных наук о природных и социальных явлениях". А для
этого обществу необходимо творчески овладеть функционально
системной методологией.
С современной точки зрения отечественных психологии и философии,
сознание -- это высшая, свойственная лишь человеку, форма
отражения объективной действительности. Оно возникает в процессе
общественно-производственной деятельности людей и неразрывно
связано с языком. Отражение сознанием действительности всегда
активный процесс. Единство сознания и деятельности -- важнейший
принцип психологии, позволяющий решить проблему личности.
Сознание представляет собой конкретно-историческую форму
психики. В ходе исторического развития сознания перестраиваются
отдельные психические процессы: восприятие, память, мышление,
речь и пр. Общественно-полезная деятельность человека несет ему
знания, в силу чего свойственная человеку форма отражения
объективной действительности и называется со-знанием.
Любые значения (образы, представления, языковые значения,
теоретические концепции), обладая определенными смыслами,
являются содержанием сознания. Значение -- это то, что
открывается в предмете или явлении объективно и отражается,
фиксируется в языке. Оно не зависит от индивидуального отношения
человека к действительности и выделяет ее объективные устойчивые
свойства. Смыслы выступают прежде всего как отношение, которое
создается в жизни, в деятельности субъекта, как личностный
смысл, зависящий от мотива деятельности. Значения и смыслы могут
совпадать или не совпадать друг с другом в историческом развитии
человеческого сознания.
Человек с самого рождения попадает в мир предметов, созданных
руками предшествующих поколений, и формируется как таковой лишь
в процессе обучения целенаправленному их использованию. От
наследственной природы зависят возможности развития самых
различных видов деятельности, но как именно эти возможности
будут реализованы в культуре, как сформируются сознание и
различные психические процессы -- это определяется уже не
наследственностью, а всеми условиями жизни субъекта, внешними
воздействиями на него среды, в том числе культурной, воспитанием
и его собственной деятельностью и отношением к тому, что его
окружает.
Внешние причины действуют через внутренние условия и ими
опосредствуются. Личность не прививается ребенку извне, а
вырабатывается в процессе его деятельности при посредстве
центральной нервной системы. Значение мозга в психической
деятельности демонстрируется особенностями поведения больных с
его очаговыми поражениями, т.е. в своего рода
нейропсихологическом эксперименте природы.
Языковое мышление -- есть только одна из форм действительного
мышления. Знания, накопленные в истории, представляют собой
общественное сознание. Впитав в себя исторический опыт, сознание
осваивает действительность идеально, направляя при этом всю
практическую деятельность человека. Тем самым сознание не только
отражает объективный мир, но и творит его. На всем протяжении
мировоззренческой борьбы в науке наиболее острой и основной
проблемой была и остается проблема сознания и отношения сознания
к материи.
Это краткое представление проблемы сознания тем не менее
показывает, насколько сложен этот феномен и как много
конкретно-научных уточнений и пояснений он требует с неизбежными
при этом междисциплинарными согласованиями и обобщениями, что
требует, в свою очередь, критического и одновременно творческого
рассмотрения современных научных положений с положениями ученых
прошлого времени, иногда давно прошедшего. "... без истории
предмета нет теории предмета" (Н. Чернышевский. Избр. Соч.,
с.303).
Существующий в наши дни информационный кризис усугубляет
трудности изучения сознания. Наличие избытка слабо осознанных
знаний, разделенных к тому же трудно преодолимыми "китайскими
стенами", а также огромных междисциплинарных "белых пятен",
изучение которых бывает наиболее продуктивным, но организация
изучения которых оказывается исключительно сложной; острая
нехватка сравнительно молодых специалистов двойной и тройной
компетенции, -- все это создает характерный для наших дней
информационный кризис. Такой информационный кризис естественно
усугубляет трудности изучения сознания. В частности, осложняет
его та "китайская стена", которая в так называемой Западной
науке отделяет проблему сознания от забытых, полузабытых или
активно игнорируемых научных положений, проверенных
тысячелетиями учений древних мудрецов о духовном поведении
человека, о его душе. Назрела острая потребность в синтезе
современных положений о сознании Западной науки с положениями
древних мудрецов Востока о том же предмете, но в большинстве
случаев по-другому именуемых и рассматриваемых в иной культурной
традиции.
Конечно, язык восточных трактатов, а также многих произведений
ныне живущих последователей восточных мудрецов, многословен и
многозначен, отличается смысловыми противоречиями и нечеткой
терминологией, даваемые определения могут несколько раз на
протяжении одного абзаца изменяться, язык тяготеет к мифу и к
трудно проверяемой легенде. Такой язык может раздражать
современного логически мыслящего западного ученого и потому
изложенные на нем идеи нередко начинают игнорироваться. Но
восточные трактаты "эзотерической" литературы и не
предназначались для широкого читателя. Эзотерический (esotericos
греч. -- внутренний) значит тайный, сокровенный, понятный лишь
избранным и предназначенный только для посвященных. Если
спуститься с высот логического мышления и обратиться к
эмоционально выразительному мышлению посредством
индивидуализированных расплывчатых образов, то содержание таких
трактатов становится понятнее.
Схематизируя можно сказать, что так называемый Западный
мир, т.е. США и частично Европа, -- это мир богатый и денежный,
с умеренным, регламентируемым ростом населения, мир материальных
ценностей, рационального мышления, технократии и науки. Восточный мир, представленный странами Азиатского материка, --
это мир, отрешенный до недавнего времени от материальных
ценностей и с нищим, растущим по геометрической прогрессии
населением, мир идеальных ценностей, богатый духовной мудростью,
мир уходящих в глубокую древность религий и таинственных
эзотерических учений.
Актуальность синтеза западной и восточной культурных традиций
назрела давно. Так, можно сослаться на Шри Ауробиндо (1872 --
1950) лидера национально-освободительного движения Индии,
мыслителя-пророка, духовного искателя, основоположника
интегральной йоги, провозвестника супраментальной эволюции
человечества и прекрасного поэта, в том числе и на английском
языке. В издававшемся им журнале "Арья" Шри Ауробиндо
провозгласил необходимость систематического изучения высших
проблем существования и синтеза духовных традиций человечества
(западных и восточных), а также и различных видов знания
(научного и основанного на интуитивной опыте). Синтез западных и
восточных культурных традиций особенно необходим для изучения
проблемы сознания. Без изучения этого предмета в обеих
культурных традициях вряд ли может быть создана современная теория сознания.
Тяга к синтезу западной и восточной научных традиций существует
и внутри самой эзотерики. "Физический план, его самый плотный
аспект, почти не содержит тайн в наше время; человек его познал.
Но разреженные уровни физического плана остаются скрытыми и
являют собой ближайшее поле открытий" (А. Бейли, 1999, с.103).
"Современная экзотерическая (западная -- Е.В.) наука многое
знает о внешней форме, или материальном аспекте с его
электрической природой. Эзотерическая наука многое знает о
природе субъективных энергий и качествах, окрашивающих и
обуславливающих формы. Если разумно соединить оба знания, мы
получим более верную и точную психологию, новую науку
человеческой культуры" (там же, с.102).
Если взглянуть на карту мира, то видно, что в западном полушарии
Западный мир отделяется от Восточного бездонной ямой Тихого
океана. В восточном же полушарии Западный и Восточный миры
непосредственно соприкасаются: их разделяет лишь пограничный
памятный столб. Изучая мозг человека ак. И.П. Павлов создал
понятие об анализаторах мозга: отделах мозговой коры,
анализирующих модальностно специфические сенсорные (зрительные,
слуховые, тактильные и пр.), раздражения; между отдельными
модальностно специфическими анализаторами возникают
амодальностные зоны перекрытия отдельных анализаторов,
деятельность которых направлена на обобщение, синтез
специфических сенсорных раздражений, в результате чего возникают
абстрактные языковые обобщения. Как известно, языковые обобщения
в принципе не могут иметь какой-либо сенсорной модальности. Так,
слова не могут быть тактильными, а суффиксы -- слуховыми или
зрительными.
Между Европой и Азией тоже возникает своего рода зона
перекрытия, но уже не анализаторов, а человеческих
культур; здесь на территории современной России находится
наиболее благоприятный фокус для обобщения западной и восточной
культур. Россияне с их многонациональным населением, душевной
широтой, терпимой к другим религиям православной верой,
образованностью, развитой индустрией с высоким техническим
потенциалом, многонациональной культурой, склонностью к
теоретическим научным разработкам, вдохновляющим и одновременно
таким ужасным опытом построения коммунизма, представляются
подходящими исполнителями подобной культурной задачи. Россиянам
в наибольшей степени должно быть свойственно диалектическое
мышление с пониманием диалектики как науки о всеобщей связи; с
представлением о диалектических законах, присущих в равной мере
природе, истории общества и самому мышлению; с законами,
главными из которых являются: превращение количества в качество,
взаимное проникновение полярных противоположностей, когда они
доведены до крайности, и превращение их друг в друга, с
развитием этих законов путем противоречия или отрицанием
отрицания. Обобщение западной и восточной культур с выработкой
единого для людей XXI века мировоззрения, -- достойная
задача нашего времени.
Думается, что эта задача исподволь начала решаться в советский
период развития России. Все то уродливое, что вошло в сознание
россиян того периода, не может, конечно, заслонить
поразительного расширения сознания большинства советских людей.
Вместо привычных семейных, общинных, клановых общественных
ценностей люди стали ориентироваться на значительно более
широкие: классовые, государственные, партийные, межнациональные
и даже общечеловеческие. Возникла страстная вера в бескорыстную
дружбу народов, в скорое торжество идей коммунизма во всем мире.
Не покладая рук и не считаясь ни с какими личными тяготами и
жертвами, люди трудились для этих целей, трудились с творческим
энтузиазмом. Такой нравственный настрой советского народа помог
пережить сталинские репрессии, разгромить в тяжелейшей
Отечественной войне 41-45 годов немецкий фашизм и сохранить
живую душу народа в годы "застоя" конца ХХ столетия,
депрессирующий эффект которого был многократно усилен распадом
СССР и так называемой борьбой суверенитетов. Опыт резко
расширенного состояния сознания евроазиатских народов начинает
восстанавливаться и в центре такой духовной агглютинации все
чаще оказываются культурные ценности и гуманистические идеи
России.
Свидетельством того, что интеграция западной и восточной культур
на территории России идет, служит, как думает философ
А.С.Арсеньев (2001), накопленное в русской культуре духовное
богатство, в частности философское. Автор обращает внимание на
то, что различные концепции и проекты философская мысль строила,
начиная от Платона и кончая Марксом; однако эти проекты всегда
касались будущего общественного устройства, форм
социальности. Для современной же русской философии будущее --
это духовное личностное преображение самого Человека.
"Сегодня Россия -- это не Мессия, явившийся откуда-то для
спасения остального человечества. Она -- тот реальный "фокус"
истории, откуда могут начаться радикальные изменения,
разрушающие старое и создающие новое, наиболее страдающая,
болевая, рискующая точка, своего рода Голгофа, соединяющая для
мыслящих людей всего мира амбивалентные начала: страх и надежду,
отрицание и непреодолимое влечение". (А.С. Арсеньев, 2001,
с.582). И меньше всего, добавляет ученый, это -- торжество
великодержавности или национализма, напротив, для духовного
преображения нужен уход из сферы политического и социального
соревнования.
Можно согласиться с А.С. Арсеньевым, что коммунизм не может быть
построен волевым способом. Социальные преобразования общества
должны расти естественным образом, как и личность. "Корни этого
роста в нравственном личностном самосознании, а отнюдь не в
производстве материальных благ, рыночной экономике и
соответствующей "демократии", неизбежно ведущих к вещному
вырождению Человека, его деградации как личности". Идея
личностного роста, как высшая цель жизни, должна захватить ум и
чувства людей, преобразовать их сознание. Только такая
идея способна пробудить энергию россиян.
"Сознание -- это предельное философское понятие, и,
следовательно, сама философия есть некая попытка работать на
этом пределе. Это особая техника предельных переходов, где
последние служат для прояснения непонятной ситуации и
превращения ее в понятную" (М.К. Мамардашвили,1990). Автор
настоящей работы не является дипломированным философом, но
приступая к обсуждению предельного философского понятия
"сознание" и ведя это обсуждение "с научного перекрестка",
он волей-неволей должен пользоваться весьма абстрактными
философскими понятиями, приемлемыми для ряда пограничных научных
дисциплин, и затрагивать ряд философских проблем диалектики,
аксиологии, гносеологии, онтологии и эпистемологии, философии
культуры и методологии научного познания. По-видимому, нужно
прислушаться к М.С. Кагану (1996), когда он, развивая идеи
философии культуры, говорит о том, что главным уроком истории,
связанным с современным уровнем научно-технического прогресса,
является окончание всех форм монологического догматизма
(физического, духовного, социально-организационного и
психолого-идеологического), который привел бы к самоубийству
человечества. "Наступает эпоха многомерного диалога -- и он
должен быть универсальным, всеохватывающим способом
существования культуры и человека в культуре" (с.402-405).
Структура работы проста. Ее общая посылка -- законы диалектики
природы (по Ф.Энгельсу), постепенно дифференцируемые и
уточняемые закономерностями функциональных систем. В работе,
кроме Введения, пять содержательно перекликающихся частей: часть
I/ Космические предпосылки сознания; часть II/ Биологические
предпосылки сознания; часть III/ Общественно-исторические
предпосылки сознания; часть IV/ Сознание и функционально
системные представления; часть V/ Духовное развитие человека в
свете принципа "онтогенез повторяет филогенез"; Заключение /
Зонные настройки и знаковые перестройки сознания. К концу I, II,
и III частей нарастает авторская неудовлетворенность
использованием профессионально ограниченной информации и в силу
этого односторонностью обсуждаемой проблемы сознания. Поэтому IV
часть интегрирует всю информацию I -- III частей под
функционально системным углом зрения. Как человек является лишь
элементом человеческого общества, так и сознание единичного
человека -- всего лишь часть общечеловеческой культуры, --
отсюда часть V, завершаемая Заключением, в которых затрагиваются
некоторые уже самые масштабные аспекты проблемы сознания.
Гипотетичность ряда излагаемых во всех частях книги положений
может быть оправдана, с точки зрения автора, их системным
характером: материалы I части находятся в системных
корреляциях с материалами II, III, IV и V частей, а материалы
этих частей с материалами I части и материалами каждой из них по
отдельности.
Учитывая междисциплинарный характер книги, ей придан
терминологический словарик. В конце книги имеется список
использованной литературы.
Замысел книги вызревал не сразу. В нем нашел выражение опыт
многолетней работы, во-первых, по диагностике и неврологическому
анализу у больных с очаговыми поражениями мозга расстройств
сознания, эмоционально-волевой сферы, восприятия, движений, речи
и мышления; во-вторых, по нейропсихологическому и
психолингвистическому анализу этих же расстройств и, в-третьих,
по функционально-системному анализу рече-мыслительного поведения
здорового человека и его бионическому моделированию. Имея в виду
формирование этого разнообразного опыта, выражаю глубокую
благодарность своим учителям, к сожалению, уже ушедшим из жизни:
неврологам Е.К. Сеппу, М.Б. Цукер и Макдональду Критчли
(Macdonald Critchlly), неврологу, физиологу и кибернетику
Н.А. Бернштейну, нейропсихологу А.Р. Лурия, лингвисту и философу
В.А. Звегинцеву, лингвисту-фонетисту Л.Р. Зиндеру, музыковеду
Е.В. Назайкинскому. В идейном содержании работы большую роль
сыграли такие научные труды как: "История развития нервной
системы позвоночных" Е.К. Сеппа, "О построении движений" Н.А.
Бернштейна, "Очерки по физиологии функциональной системы"
П.К. Анохина, "Мышление и речь" Л.С. Выготского, "Земное эхо
солнечных бурь" А.Л. Чижевского, "Теория физического вакуума"
Г.И.Шипова и философские статьи М.К. Мамардашвили разных лет.
Приношу свою искреннюю признательность друзьям, способствовавшим
обсуждению и разработке отдельных пограничных вопросов:
фонетисту С.С. Высотскому, биологу Ю.И. Кузьмину, инженеру Г. И.
Фирсову, математику О..Я. Бендерскому, музыковедам А.И. Иванову,
Т.Я Радионовой и М.С.Старчеус, лингвистам Г.М. Богомазову и
А.М.Антиповой, историку Б.И.Ковалю и знатоку эзотерической
литературы Н.И. Гайдуку, а также тем, кто создавал на протяжении
ряда лет благоприятные условия для моей работы, прежде всего
кибернетикам и бионикам: С.А.Крутовских и Е.С.Кузину.
Помня о пограничном характере сложных и во многом дискуссионных
проблем, затронутых в книге, автор благодарит всех ее читателей
и ждет от них заинтересованных соображений и критических
замечаний. От сознания всех нас, ныне живущих людей,
зависят перспективы жизни человечества в III тысячелетии.
Елена Николаевна ВИНАРСКАЯ
Доктор медицинских наук, профессор. Работала в области диагностики
расстройств речи и мышления при очаговых поражениях мозга, а также
в таких смежных с клинической невропатологией сферах, как теоретическая
неврология, нейропсихология, нейролингвистика, психофизиология и бионика.
Столь разнообразный профессиональный опыт был интегрирован автором под
углом зрения злободневных проблем нашего времени в настоящей книге, названной
"Сознание человека: Взгляд с научного перекрестка". В этой работе отразилось
творческое мышление Е. Н. Винарской, ее умение выдвигать оригинальные научные
гипотезы, синтезировать полидисциплинарные факты в свете функционально-системных
идей, подтверждая их при этом примерами из своего богатого практического опыта.
Е. Н. Винарская является также автором книг "Раннее речевое развитие ребенка
и проблемы дефектологии" (М., 1987), "Задержки и дисгармонии развития при воспитании
детей методами силового принуждения" (М., 1994), учебных пособий "Выразительные
средства текста (на материале русской поэзии)" (М., 1989) и "Возрастная фонетика"
(в соавт. с Г. М. Богомазовым; М., 2005); несколько ее научных статей опубликованы
в научных журналах и сборниках.