Цель этого произведенiя – применить принципъ наименьшей меры силъ къ развитiю философiи. Конечно, этотъ принципъ есть прежде всего принципъ косности; въ примененiи къ душе его можно формулировать примерно такъ: при наплыве новыхъ впечатленiй душа допускаетъ возможно-меньшее измененiе въ наличныхъ представленiяхъ; другими словами: содержанiе нашихъ представленiй после новой апперцепцiи остается по возможности подобнымъ тому, какимъ было до нея. Но поскольку душа подчинена условiямъ органической жизни и требованiямъ целесообразности, постольку нашъ принципъ становится принципомъ развитiя: на апперцепцiю душа тратитъ не более силы, чемъ необходимо, и при множественности возможныхъ апперцепцiи, отдаетъ предпочтенiе той изъ нихъ, которая съ меньшей тратой силъ даетъ тотъ же результатъ, или съ той же тратой силъ достигаетъ большаго; при благопрiятныхъ условiяхъ, душа предпочтетъ меньшей трате силъ, связанной съ меньшимъ или не столь прочнымъ результатомъ, даже лишнее усилiе, если оно обещаетъ соответственно большiя или более продолжительныя выгоды. Понятый и примененный такимъ образомъ, принципъ наименьшей меры или траты силъ представляетъ точку зренiя, съ которой можно разсматривать, оглядываясь назадъ, развитiе философiи отъ ея зарожденiя и, заглядывая впередъ, предусмотреть конечное развитiе мышленiя о мiре. Дальнейшiй анализъ содержанiя этого мышленiя приведетъ насъ къ требованiю чистаго опыта. Вместе съ темъ попытка представитъ понятiе и содержанiе чистаго опыта приметъ форму критики чистаго опыта, поскольку естествознанiе всегда не прочь – хотя подчасъ и въ сбивчивыхъ выраженiяхъ – признать свой опытъ за чистый. Наряду съ такимъ отношенiемъ къ естественно-научному опыту въ "критике чистаго опыта" заподозрятъ соотношенiе и съ "критикой чистаго разума", т.е. ихъ полный контрастъ. Авторъ не отрицаетъ, что онъ руководился и последнимъ соображенiемъ. Въ самомъ деле, точки зренiя двухъ "критикъ" противоположны; указанiе на это въ заголовке тотчасъ же оттенитъ нашу точку зренiя и послужитъ предварительной гарантiей противъ недоразуменiй съ оппонентами. Отметить въ несколькихъ словахъ, въ чемъ состоитъ указанныя противоположность, было бы рисковано; для более подробныхъ разъясненiй здесь не место. Было-бы интересно и поучительно – обстоятельно выяснить отношенiе нашей работы къ Канту, къ проблеме познанiя вообще, – какъ она поставлена въ философской традицiи, – а также къ онтологическимъ и эволюцiоннымъ теорiямъ послекантовой философiи и естествознанiя. Однако все такiя сопоставленiя придется отложить до будущей объемистой работы, которая будетъ посвящена преимущественно проблемамъ о самосознанiи, пространстве и времени. Какое же направленiе получатъ все ответы на эти вопросые Опытный глазъ откроетъ и въ только-что сказанномъ характерныя указанiя. Вводя свои воззренiя въ нескончаемый всеобщiй споръ, называемый "наукой", авторъ счелъ за лучшее выбрать для своего вступительнаго труда лишь самое существенное изъ всеохватывающаго матерiала и по форме изложенiя остаться вернымъ темъ требованiямъ, которыя сами собою вытекаютъ изъ разсмотреннаго здесь принципа. Такъ, онъ избегалъ всякой полемики, даже близко касающейся дела, ибо эта тягучая примесь, въ соединенiи съ излюбленной ученой орнаментикой, легко могла бы раздуть нашъ скромный опытъ въ довольно внушительный томъ; кроме того, здесь, по добросовестномъ обсужденiи, или вовсе опущены, или обсуждены въ краткихъ замечанiяхъ, все те пункты, которые, обосновывая и подкрепляя главную мысль, не требовались прямо и неотложно для нашихъ целей. Такъ какъ мы желали предложить это произведенiе широкому и разнородному кругу читателей съ весьма различными основными взглядами, то мы кое-где воздержались отъ изложенiя мыслей, которыя показались бы тому или другому читателю слишкомъ растянутыми или черезчуръ далекими отъ главной темы. Наконецъ, на томъ же основанiи, мы пользуемся здесь наиболее распространенными, т.е. наиболее знакомыми способами выраженiя, что, по нашему мненiю, способствуетъ более быстрому усвоенiю посредствующихъ понятiй. Какъ сказано, мы желали бы нашимъ "пролегоменамъ" широкаго и разнороднаго круга читателей: мы горячо чувствуемъ потребность въ самой разносторонней критике. У насъ нетъ основанiй бояться оценки, руководимой чисто-теоретическими соображенiями: всякiй индивидуальный складъ мыслей – въ томъ числе и свой собственный – мы считаемъ скорее заимствованiемъ, чемъ собственностью, ибо самая существенная часть его определяется общимъ умственнымъ развитiемъ, а остальное – кажущiйся продуктъ свободнаго развитiя личности – обусловлено множествомъ задерживающихъ и искажающихъ влiянiй субъективнаго пристрастiя. Напротивъ, мы готовы поучиться у критики и прежде всего – у критики оппонентовъ. Мы – того мненiя, что въ области мышленiя, где примеръ и опытъ безсильны, более чемъ где-либо необходимо влiянiе противоположныхъ взглядовъ, чтобы возвысить насъ до важнейшаго условiя всякой самокритики и самосовершенствованiя: до полнаго сознанiя того, что мы знали и чего мы хотимь. Авенариус Рихард Известный швейцарский философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма. Профессор Цюрихского университета. Родился в Париже. Получив высшее образование, по желанию отца посвятил себя издательскому делу. Но позже склонность к занятиям философией взяла верх, и Р. Авенариус работал в качестве преподавателя философии сначала в Лейпцигском, а затем в Цюрихском университетах. В 1877 г. при участии некоторых немецких философов, в том числе В. Вундта, основал философский журнал, который вел до самой смерти.
Одновременно с австрийским философом Э. Махом, но независимо от него Р. Авенариус разработал основные положения нового философского течения — «эмпириокритицизма» (термин, означающий «критика опыта»). Центральное понятие философии Авенариуса — внешний и внутренний человеческий опыт. По его мнению, нет реальности вне нашего сознания — «без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта». Эта оригинальная система взглядов на мир была изложена в работах «Философия как мышление о мире сообразно принципу наименьшей меры сил» (1876; рус. пер. 1899; переизд. в URSS), «Человеческое понятие о мире» (1891; рус. пер. 1901; переизд. в URSS), «О предмете психологии» (1894–1895; рус. пер. 1911; переизд. в URSS), а также в наиболее известной его книге «Критика чистого опыта» (1888–1890). Для российского читателя книга вышла в 1905 г. (переизд. в URSS) в популярном изложении А. В. Луначарского (1875–1933) — видного государственного деятеля, наркома просвещения первого советского правительства, в молодости слушавшего лекции Авенариуса. |
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!
Особенности 20-го выпуска: - исправили предыдущие ошибки - Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР - В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек 10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот) - Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее) 2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) 2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR
Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее) 2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее) URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати
В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее) 2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) |