URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Басов В.М. Задачи по ЭКОЛОГИИ и методика их решения Обложка Басов В.М. Задачи по ЭКОЛОГИИ и методика их решения
Id: 178643
485 р.

Задачи по ЭКОЛОГИИ и методика их решения Изд. 6

2014. 160 с.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В настоящем сборнике представлены задачи по различным разделам экологии. Их решение предусматривает глубокое знание основных законов экологии, основ природопользования, особенностей биологии и экологии отдельных видов растений и животных. В виде задач изложены реальные экологические явления, события, ситуации, которые когда-либо пришлось наблюдать и решать автору и его коллегам, специалистам смежных областей и т.д. В книге также приведена... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие
Методика решения задач по экологии
Задачи по общей экологии
Задачи по теме "Условие"
Задачи по экологии отдельных видов растений и животных
Задачи и вопросы по теме "Сообщества"
Задачи на сохранение биоразнообразия и сообществ
Задачи по социальной экологии и экологии человека
Задачи прикладные
Ответы
 Задачи по общей экологии
 Задачи по теме "Условие"
 Задачи по экологии отдельных видов растений и животных
 Задачи и вопросы по теме "Сообщества"
 Задачи на сохранение биоразнообразия и сообществ
 Задачи по социальной экологии и экологии человека
 Задачи прикладные
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2

Предисловие
top

Актуальность экологических проблем определяется всем ходом развития цивилизации. В современном мире, когда каждый из нас живет в полуискусственной среде, ежедневно возникают самые различные ситуации, которые могут иметь большое влияние на организм, а также изменять параметры среды обитания. Развитие техники, усложнение технологий обусловливают повышение вероятности различных техногенных катастроф, приводят к появлению новых факторов экологического риска и отрицательного воздействия на наш организм.

Решение многих экологических проблем современности во многом зависит от умения специалистов находить оптимальные решения при организации природопользования, от их умения отдавать приоритет сохранению среды обитания в целом. Для этого специалисты самых разных профессий должны иметь определенный уровень развития экологического мышления, который бы позволил им принимать оптимальные решения стоящих перед ними задач по сохранению необходимых параметров среды обитания человека, владеть навыками системного анализа особенностей функционирования экосистем и на основе полученных результатов прогнозировать развитие экологических ситуаций на несколько лет вперед.

Для решения экологических практических задач, которые жизнь постоянно предъявляет экологам, необходимо владеть навыками логического мышления, умениями устанавливать взаимосвязи между самыми разнообразными явлениями живой и неживой природы, моделировать изучаемые процессы. Целью данного пособия является методическое обеспечение технологии обучения специалистов основам экологического мышления.

В пособие включены различные задачи и вопросы, которые отражают многие реально существующие экологические явления и проблемы на территории России. Задачи составлены на основании изучения конкретных экологических ситуаций, которые анализировали, решали или решают специалисты разных отраслей, и прежде всего, биологи, экологи. Все задачи оригинальные. Многие из них сформулированы на основании изучения конкретных экологических событий, которые наблюдали мы в ходе своей практической деятельности, часть задач составлена на основании изучения материалов научных статей по биологии и экологии отдельных видов живых организмов.

Все предлагаемые учебные задания широко апробированы в ходе семинарских и практических занятий со студентами различных факультетов высших учебных учреждений страны, многие задания использовались для подготовки школьников к олимпиадам, некоторые из них включались в тестовые задания на городских и областных экологических олимпиадах.

Настоящее пособие отражает не все проблемы современной экологии. Мы не ставили перед собой такую задачу. Цель пособия – показать сложность и многообразие экологических проблем, стоящих перед специалистами-экологами; представить педагогам необходимый дидактический материал для развития экологического мышления у специалистов разных профессий и показать наиболее общие способы решения конкретных экологических и эколого-социальных ситуаций.

Анализ широкой практической деятельности экологов-практиков, ландшафтных архитекторов, функционирования заповедников, национальных парков, общественных экологических движений показывает, что очень часто специалисты принимают экологически необоснованные решения, не могут правильно определить системообразующий фактор, прогнозировать ход экологического явления. В конечном итоге низкий уровень развития экологического мышления приводит к принятию неправильных, экологически необоснованных решений по формированию среды, оптимизации способов природопользования. Все это в конечном итоге сказывается на состоянии окружающей среды.

Решение представленных заданий позволит более полно и глубоко изучить многие вопросы экологии, будет способствовать развитию логического мышления, умений устанавливать и анализировать сложные взаимосвязи между различными компонентами явлений и процессов, происходящих в эколого-социальных и природных системах.

При поиске правильных ответов необходимо пользоваться справочной и учебной литературой по экологии. Часть заданий предусматривает их активное обсуждение с преподавателем.

В случае затруднения при решении той или иной задачи необходимо проконсультироваться у высококвалифицированных специалистов в данной области экологии и природопользования.


Об авторе
top
photoБасов Владимир Михайлович
Специалист в области экологии двукрылых насекомых. Доктор биологических наук. В. М. Басов — автор более 160 научных публикаций, в том числе монографий «Пестрокрылки (Diptera, Tephritidae) — как компоненты полевых агроэкосистем» (1999), «Экология мух рода Urophora (Diptera, Tephritidae) в условиях Среднего Поволжья и Предуралья» (2006). Им подготовлено свыше 10 учебно-методических пособий, которые используются в различных учебных заведениях: «Теория и практика экологического образования в сельской школе» (1994), «Дидактические основы развития экологического мышления» (2001), «Летний полевой практикум по экологии» (2004; в соавт.) и др.