От издательства |
Предисловие |
ГЛАВА 1
Развитие вопросов философии в творчестве
К.Маркса и Ф.Энгельса |
| 1.1. О порядке и методе исследования |
| 1.2. Начальный период. Был ли материализм? |
| 1.3. Второй период. Диалектика "Капитала" |
| 1.4. Третий период. Между диалектикой и материализмом |
| | А. О диалектике [т.20, с.5-676] |
| | Б. О материализме.
Из работы "Анти-Дюринг" [т.20, с.5-338] |
ГЛАВА 2
Георгий Валентинович Плеханов и марксизм |
| 2.1. К.Маркса и Ф.Энгельса каждый понимал по-своему |
| 2.2. Философия Г.В.Плеханова |
| 2.3. Философия Г.В.Плеханова в учебниках |
ГЛАВА 3
Петр Алексеевич Кропоткин – основатель философии
анархического коммунизма |
| 3.1. Философия взаимной помощи.
История вольных городов Европы в средние века |
| 3.2. Этика – наука о нравственности |
| 3.3. Разработка общественной (синтетической) философии
с учетом философии анархизма |
| 3.4. Принципы организации анархического коммунизма |
| 3.5. О книге "Великая французская революция" |
| 3.6. О книгах "Дневники разных лет"
и "Записки революционера" |
ГЛАВА 4
Александр Александрович Богданов –
основатель философии самоорганизации |
| 4.1. Биография |
| 4.2. Работы по политической экономии |
| 4.3. "Основные элементы
исторического взгляда на природу" (1899) |
| 4.4. "Познание с исторической точки зрения" (1902) |
| 4.5. "Из психологии общества. Статьи" (1901-1904) |
| 4.6. "Наука об общественном сознании" |
ГЛАВА 5
"Эмпириомонизм" – философия живого опыта |
| 5.1. От материализма и диалектического материализма: |
| 5.2. Но на основе эмпириокритицизма |
| 5.3. Плюс психо-физиология |
| 5.4. Единство и целостность – признак монизма |
| 5.5. Учение о психическом и общественном отборе |
| 5.6. Трудовая причинность |
| 5.7. Теория всеобщей подстановки |
| 5.8. Наука будущего |
ГЛАВА 6
"Тектология. Всеобщая организационная наука"
Александра Александровича Богданова |
| 6.1. О необходимости перевода терминов и понятий,
применяемых в тектологии, и проблемах их перевода |
| 6.2. О назначении и задачах тектологии |
| 6.3. Основные организационные механизмы |
| 6.4. Устойчивость и организованность форм |
| 6.5. Расхождение и схождение форм |
| 6.6. Формы централистические и скелетные |
| 6.7. Пути и результаты отбора |
| 6.8. Кризисы форм |
| 6.9. Организационная диалектика |
| 6.10. А.Л.Тахтаджян и дальнейшее развитие тектологии |
| 6.11. А.А.Малиновский и его вклад
в тектологию и теорию систем |
ГЛАВА 7
Владимир Иванович Вернадский
и наука о самоорганизации |
| 7.1. Учение о биосфере |
| 7.2. Эволюция видов и биосферы |
| 7.3. Учение о ноосфере |
| 7.4. О разнородности живого и косного вещества |
ГЛАВА 8
Владимир Иванович Вернадский
и философия самоорганизации |
ГЛАВА 9
Вклад Александра Александровича Любищева
в науку о самоорганизации |
ГЛАВА 10
Линии Демокрита и Платона в истории культуры |
ГЛАВА 11
Физики были и будут первыми |
| 11.1. А.И.Вейник. "Термодинамика реальных процессов" |
| 11.2. И.Л.Герловин. "Основы единой теории
всех взаимосвязей в веществе" |
| 11.3. Г.И.Шипов. "Теория физического вакуума.
Эксперименты, технологии" |
| 11.4. В.Г.Горшков. "Физические и биологические основы устойчивости жизни" |
| 11.5. Общие выводы к главе |
Послесловие |
Литература |
О самоорганизации пишут много и не один десяток лет. Тем не
менее, работы, объединяющей творчество наиболее значительных
мыслителей, заложившей основы этой, ставшей наиболее
современной, философии до сих пор нет. У автора настоящих строк
возникла идея – восполнить этот недостаток в виде настоящей
книги. Насколько удачно получилась последняя – судить
читателям.
Начнем со слова "самоорганизация". В научный язык термин этот
ввел английский биолог-кибернетик У.Р.Эшби своей работой
"Принципы самоорганизации (self-organizing) динамических
систем" в 1947 г. На русский язык он пришел в 60-х гг. в
переводах двух научных конференций, состоявшихся в США в 1959 и
1961 гг., и стал "самым русским словом". И наши ученые тут же
обнаружили необходимость назвать философское творчество великого
революционера-мыслителя А.А.Богданова философией
самоорганизации. Великими творцами ее стали также считать
естествоиспытателя академика В.И.Вернадского, биолога
А.А.Любищева, а также физиков, значительно раздвинувших
границы своей науки по сравнению с классической термодинамикой
XIX в., как-то: А.И.Вейника, И.Л.Герловина, Г.И.Шипова,
В.Г.Горшкова, Г.Н.Дульнева и А.Е.Акимова. Открытия
последних позволили обосновать закон нашей главной науки: все
наблюдаемые процессы окружающего нас мира есть процессы
самоорганизации, а все видимые нами предметы, в том числе мы с
вами, читатель, – это продукты этих процессов.
Существенный вклад в самое начальное развитие философии
самоорганизации был сделан в творчестве К.Маркса, Ф.Энгельса и
П.А.Кропоткина, о чем рассматривается в главах 1 и 3 книги.
Что касается философии исторического и диалектического
материализма, называемой еще и марксистско-ленинской, то здесь
мы можем утверждать, что она родилась благодаря "творчеству"
Г.В.Плеханова и ничего общего с именами Маркса и Ленина не
имеет, о чем доказывается в главе 2. Данный факт может проверить
любой читатель. В последующих главах книги дается краткий анализ
философского творчества указанных выше мыслителей и
исследователей.
О синергетике, как философии самоорганизации. Отдельные ее
положения совпадают в какой-то мере с положениями нашей.
Настоящую теоретическую работу автор планирует продолжить
примерами применения философии в ряде частных наук: истории,
политэкономии, генетики, медицины, педагогики, организации
общественных систем.
Макаров В.И.
г. Владимир