Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятною почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида и ведет к единению нации, сохранению ее национальною духа и национальной гордости. К сожалению, в России ситуация все еще остается иной, традиционная коммунистическая модель общественного развития всегда базировалась на необходимости подавления предпринимательского духа в обществе и предпринимателя как носителя такого духа. На сегодняшний день в мире не существует общепринятого определения предпринимательства. Американский ученый, профессор Роберт Хизрич определяет "предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предпринимателя – как человека, который затрачивает на все это необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым". В учебной и научной литературе дается множество других определений, характеризующих предпринимательство и предпринимателя с экономической, политэкономической, психологической, управленческой и других точек зрения. Английский профессор Алан Хоскинг утверждает: "Индивидуальным предпринимателем является лицо, которое ведет дело за свой счет, лично занимается управлением бизнесом и несет личную ответственность за обеспечение необходимыми средствами, самостоятельно принимает решения. Его вознаграждением является полученная в результате предпринимательской деятельности прибыль и чувство удовлетворения, которое он испытывает от занятия свободным предпринимательством. Но наряду с этим он должен принять на себя весь риск потерь в случае банкротства его предприятия". Предпринимательство – это особый вид экономической активности, под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли, основанной на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента, – будь то производство новою товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства, или новых методов производства, или новых технологий – это тоже инновационные моменты. Основным субъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель – не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности. Предприниматель при планировании и организации своей деятельности никоим образом не может игнорировать настроения, личные интересы, ожидания, оценки потребителя. У предпринимателя в условиях рыночной системы отношений нет иного пути воздействия на потребителя, кроме как действовать в унисон с его интересами. Но такая ситуация вовсе не означает, что предприниматель обязан действовать только в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности. В условиях рынка предпринимателю требуется умение действовать в союзе с другими предпринимателями и вести постоянный поиск наиболее эффективных партнерских связей, в ходе которого предприниматель осуществляет переориентацию своей деятельности. Предпринимательство как особая форма экономической активности, как конкретная форма обеспечения самозанятости части населения, создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Наличие в любом обществе условий для предпринимательства, существование в таком обществе предпринимательского корпуса – это не только дань моде. Это и показатель уровня экономической свободы граждан, и отражение понимания прогрессивного характера предпринимательства со стороны представителей властных структур, определяющих, разрабатывающих и реализующих экономическую политику, в том числе и в отношении предпринимательства. Неверно соглашаться с распространенным тезисом о том, что будущее России – за предпринимательством. Будущее России – за всеми нами и оно во многом будет определяться нашей способностью выработать эффективную концепцию бытоуложения. Но будущее России – и за предпринимателями. Поэтому требуется профессиональный подход каждого, кто решил заняться этой формой экономической деятельности к исполнению своих предпринимательских функций. Любое начало предпринимательской деятельности требует начального капитала. И порой недостаточным является создание уставного капитала фирмы. А для расширения деятельности требуются средства для основного и оборотного капитала. Основным и самым надежным источником денежных средств является прибыль. Однако ее не хватит на восполнение всех потребностей. Предприниматель изыскивает другие источники. Один из важных источников денежных средств, основных и оборотных фондов – это инвестиции. Это такие средств, которые вкладываются в перспективные предпринимательские проекты с целью получения прибыли, выгод. Как их получить, под какие инвестиционные проекты их вкладывают, как рассчитать и оформить документы – эти и другие вопросы инновационной деятельности решаются в данной работе. Лизинговые операции позволяют бизнесменам получить современное оборудование, кредиты и ссуды. Можно получать средства из временно свободных средств, страхование обезопасит предпринимателя от рисков. О том как правильно спланировать бюджет фирмы на будущее, выбрать цель, стратегию и тип управления фирмой, уладить взаимоотношения с государством, какие платить налоги, прочтет читатель в этой книге.
Маренков Николай Леонидович, профессор МГУ им. М.В.Ломоносова, профессор Московского экономико-финансового института, автор более 50 научных работ. Им написаны лекции и учебные пособия по экономическим дисциплинам: "Цены и ценообразование", "Российский рынок ценных бумаг и биржевое дело", "Международные стандарты бухгалтерского учета, аудита и учетная политика российских фирм", "Страхование", "Менеджмент технологий и эккаунтинг малого предпринимательства" и др. Маренков Николай Николаевич, выпускник Московского коммерческого университета. Работает главным бухгалтером строительных фирм "Реал Билдинг", "Мариком" и изучает вопросы инвестиций и финансирования строительных работ, занимается международными экономическими отношениями, рынками ценных бумаг и страхованием рисков. |