URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка Обложка Милославский И.Г. Краткая практическая грамматика русского языка
Id: 177455
339 р.

Краткая практическая грамматика русского языка Изд. 2

URSS. 2010. 288 с. ISBN 978-5-397-01061-0. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 5-.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателя краткая практическая грамматика сообщает сведения о средствах русского языка, с помощью которых могут быть выражены значения, объективно понятные носителям любого языка. Читатель найдет в этой книге ответы на наиболее типичные вопросы, возникающие при изучении русского языка, и инструкции о том, как действовать в зависимости от вида речевой деятельности.

Книга адресована всем изучающим русский... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
1.Что изучает грамматика?
2.Слово в словаре и в тексте
3.В чём отличие грамматики для читающего (слушающего) от грамматики для пишущего (говорящего)?
4.Какой объём фактов охватывает данная грамматика?
5.Как пользоваться данной грамматикой?
Часть I. РУССКИЕ СЛОВА ИХ РАЗРЯДЫ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1.Какие слова являются существительными?
 1.1.Деление существительных по родам
 1.2.Число как характеристика форм существительных
 1.3.Падеж как характеристика форм существительных
 1.4.В чём состоят грамматические особенности существительных?
2.Какие слова являются прилагательными?
 2.1.Краткость-полнота как характеристика форм прилагательных
 2.2.Род как характеристика форм прилагательных
 2.3.Число как характеристика форм прилагательных
 2.4.Падеж как характеристика форм прилагательных
 2.5.В чём состоят грамматические особенности прилагательных?
3.Какие слова являются числительными?
 3.1.Падеж как характеристика форм числительных
4.Какие слова являются местоимениями?
 4.1.Чем местоименные существительные отличаются от обычных существительных?
 4.2.Чем местоименные прилагательные отличаются от обычных прилагательных?
 4.3.Местоименные числительные и наречия
 4.4.В чём состоят грамматические особенности местоименных слов?
5.Какие слова являются глаголами?
 5.1.Личные и неличные формы глагола
 5.2.Различия между глаголами совершенного и несовершенного вида
 5.3.Что такое залог?
  5.3.1.Все ли глаголы имеют формы обоих залогов?
 5.4.Что такое наклонение глагола?
 5.5.Что такое время глагола?
 5.6.Лицо у глагольных форм
  5.6.1. Какие лица существуют у глаголов в изъявительном наклонении?
  5.6.2.Какие лица существуют у глаголов в повелительном наклонении?
  5.6.3.Какие глаголы не обладают всеми формами лица?
 5.7.Число у глагольных форм
 5.8.Род у глагольных форм
 5.9.Падеж и краткость-полнота у глагольных форм
 5.10.В чём состоят грамматические особенности глаголов?
6.Неизменяемые слова
 6.1.Наречие
 6.2.Предлоги
 6.3.Союзы
 6.4.Частицы
 6.5.Междометия
Часть II. ГРАММАТИКА "ОТ ФОРМЫ - К ЗНАЧЕНИЮ"
А.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ
А.1.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ ПО АБСОЛЮТНОМУ КОНЦУ СЛОВА
 1.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -а/-я
 2.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -и/-ы
 3.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -е
 4.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -у/-ю
 5.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -о/-ё
 6.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -й
 7.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -ь
 8.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -м
 9.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -т
 10.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -в
 11.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -л
 12.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -х
 13.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -с
 14.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -н
 15.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -к
 16.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -г
 17.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -ш
 18.Грамматическая характеристика слов, оканчивающихся на -б, -п, -з, -р, -д, -ж, -ч, -щ, -ф, -ц
А.2.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ ПО НАЛИЧИЮ ДРУГИХ СЛОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ
 1.1.Как различить существительные разных чисел и падежей, оканчивающиеся и а -а или -я?
 1.2.Как различить существительные разных чисел и падежей, оканчивающиеся на -и или -ы?
 1.3.Как различить существительные разных падежей, оканчивающиеся на -е после согласной?
 1.4.Как различить существительные разных падежей, оканчивающиеся на -у или -ю?
 1.5.Как различить существительные в именительном и винительном падеже, оканчивающиеся на -о или -ё?
 1.6.Как различить существительные разных чисел и падежей, оканчивающиеся на -й?
 1.7.Как различить существительные разных падежей и чисел, оканчивающиеся на -ь?
 1.8.Как различить существительные разных падежей и чисел, оканчивающиеся на -т, -в, -л, -с, -н, -к, -г, -б, -п, -з, -р, -д, -ж, -ч, -ш, -щ, -ф, -ц?
 1.9.Как различить существительные разных падежей и чисел, оканчивающиеся на -м?
 1.10.Как различить существительные разных падежей и чисел, оканчивающиеся на -х?
 2.1.Как различить существительные, оканчивающиеся на -и, и формы глагола, оканчивающиеся на -и в изъявительном наклонении в прошедшем времени во множественном числе, в сослагательном наклонении во множественном числе и в повелительном наклонениив единственном числе?
 2.2.Как различить существительные, оканчивающиеся на -у или -ю, и формы глаголов, оканчивающиеся на -у или -ю в 1-м лице единственного числа настоящего/будущего времени?
 2.3.Как различить существительные, оканчивающиеся на -и, и формы повелительного наклонения глагола, оканчивающиеся на -й?
 2.4.Как различить существительные, оканчивающиеся на -ь, и формы повелительного наклонения глагола, оканчивающиеся на -ь?
 2.5.Как различить существительные, оканчивающиеся на -л, и формы прошедшего времени и сослагательного наклонения глагола?
 3.1.Как различить прилагательные (и причастия) и существительные, склоняющиеся так же, как и прилагательные?
 3.2.Как различить существительные, оканчивающиеся на согласную, краткие формы прилагательных и причастий, а также глаголы в форме прошедшего времени мужского рода и сослагательного наклонения мужского рода?
 3.3.Как различить существительные, оканчивающиеся на -а или -я, и краткие формы прилагательных и причастий женского рода?
 3.4.Как различить существительные, оканчивающиеся на -о или -е,и краткие формы прилагательных и причастий среднего рода, а также наречия?
 3.5.Как различить существительные, оканчивающиеся на -и или -ы, и краткие формы прилагательных и причастий во множественном числе?
А.З.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ СЛОВ ПО КОНЦУ ОСНОВ
 1.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на гласную?
 2.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на -к?
 3.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на -н?
 4.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на -г?
 5.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на -в?
 6.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на -х, -ц, -ч, -ш, -щ?
 7.Что могут обозначать основы, оканчивающиеся на -б, -д, -л, -м, -р?
Б.ОБРАЗОВАНИЕ СЛОВАРНОЙ ФОРМЫ СЛОВА ПО
 1.Существительное
  1.1.Как образовать словарную форму от существительного в родительном падеже единственного числа? ПО
  1.2.Как образовать словарную форму от существительного в дательном падеже единственного числа?
  1.3.Как образовать словарную форму от существительного в винительном падеже единственного числа?
  1.4.Как образовать словарную форму от существительного в творительном падеже единственного числа?
  1.5.Как образовать словарную форму от существительного в предложном падеже единственного числа?
  1.6.Как образовать словарную форму от существительного в именительном падеже множественного числа?
  1.7.Как образовать словарную форму от существительного в родительном падеже множественного числа?
  1.8.Как образовать словарную форму от существительного в винительном падеже множественного числа?
  1.9.Как образовать словарную форму от существительного в дательном, творительном или предложном падежах множественного числа?
  2.Прилагательное
  2.1.Как образовать словарную форму от полного прилагательного в косвенном падеже единственного или множественного числа?
  2.2.Как образовать словарную форму от прилагательного в краткой форме?
  2.3.Как образовать словарную форму от сравнительной степени прилагательного?
 3.Глагол
  3.1.Как образовать словарную форму от глаголов в форме 1-го лица единственного числа настоящего времени (глаголов несовершенного вида)/будущего времени (глаголов совершенного вида)?
  3.2.Как образовать словарную форму от глаголов в форме 2-го и 3-го лица единственного числа и 1-го, 2-го, 3-го лица множественного числа настоящего времени (глаголов несовершенного вида)/будущего времени (глаголов совершенного вида)?
  3.3.Как образовать словарную форму от глагола в форме повелительного наклонения?
  3.4.Как образовать словарную форму от действительного и страдательного причастия настоящего времени и деепричастия несовершенного вида?
  3.5.Как образовать словарную форму от формы прошедшего времени изъявительного наклонения и от формы сослагательного наклонения?
  3.6.Как образовать словарную форму от действительного причастия прошедшего времени и от деепричастия совершенного вида?
  3.7.Как образовать словарную форму от страдательного причастия прошедшего времени?
В.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ ФОРМЫ
 1.Значение окончаний существительных
  1.1.Что обозначают окончания единственного числа?
  1.2.Что обозначают окончания множественного числа?
  1.3.Что обозначают окончания именительного падежа?
  1.4.Что обозначают окончания родительного падежа?
  1.5.Что обозначают окончания дательного падежа?
  1.6.Что обозначают окончания винительного падежа?
  1.7.Что обозначают окончания творительного падежа?
  1.8.Что обозначают окончания предложного падежа?
 2.Значение окончаний прилагательных
  2.1.Что обозначают окончания мужского, женского и среднего рода?
  2.2.Что обозначают окончания единственного и множественного числа?
  2.3.Что обозначают падежные окончания?
  2.4.Что обозначают окончания кратких прилагательных?
 3.Значение окончаний глагольных форм
  3.1.Что обозначают окончания личных форм глагола в изъявительном наклонении в настоящем/будущем времени?
  3.2.Что обозначают окончания личных форм глагола в изъявительном наклонении в прошедшем времени?
  3.3.Что обозначают окончания личных форм глагола несовершенного вида в изъявительном наклонении в будущем времени?
  3.4.Что обозначают окончания личных форм глагола в сослагательном наклонении?
  3.5.Что обозначают окончания личных форм глагола в повелительном наклонении?
  3.6.Что обозначают окончания причастий действительного залога?
  3.7.Что обозначают окончания причастий страдательного залога?
  3.8.Что означает -ся/-сь в исходе глагольных форм?
  3.9.Какое время действия или состояния обозначают предложения, в которых отсутствует личная форма глагола?
Часть III. ГРАММАТИКА "ОТ ЗНАЧЕНИЯ - К ФОРМЕ"
А.ОБРАЗОВАНИЕ ВСЕХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ ОТ СЛОВАРНОЙ ФОРМЫ СЛОВА
 1.Существительное
  1.1.1.Как образует формы подавляющее большинство существительных мужского рода, имеющих в словарной форме нулевое окончание (т е оканчивающихся на согласную, -й или -ь)?
  1.1.2.Какие отклонения в наборе окончаний имеют некоторые существительные мужского рода?
  1.1.3.Какие преобразования в основе существительных мужского рода происходят в формах обоих чисел?
  1.1.4.Какие преобразования в основе существительных мужского рода происходят в формах множественного числа?
  1.1.5.Какие существительные различают формы предложного и местного падежей?
  1.2.1.Как образует формы подавляющее большинство существительных, оканчивающихся в словарной форме на -а/-я?
  1.2.2.Какие отклонения в наборе окончаний имеют некоторые существительные, оканчивающиеся в словарной форме на -а/-я?
  1.2.3.Какие преобразования происходят в основе существительных, оканчивающихся в словарной форме на -а/-я?
  1.3.1.Как образуют формы существительные женского рода, оканчивающиеся в словарной форме на -ь?
  1.4.1.Как образуют формы существительные среднего рода, оканчивающиеся в словарной форме на -о/-е?
  1.4.2.Какие отклонения в наборе окончаний имеют некоторые существительные, оканчивающиеся в словарной форме на -о/-е?
  1.4.3.Какие преобразования происходят в основе существительных, оканчивающихся в словарной форме на -о/-е?
  1.5.Как образуют формы существительные, оканчивающиеся в словарной форме на -мя?
  1.6.Как образуют формы остальные существительные?
 2.Прилагательное
  2.1.1.Как образует формы большинство прилагательных?
  2.1.2.Как образуются краткие формы прилагательных?
  2.2.Как образуют формы притяжательные прилагательные, оканчивающиеся в словарной форме на -ин/-ын, -ов/-ев/-ёв, -ий?
  2.3.Какие существительные образуют формы таким же образом, как и некоторые прилагательные?
  2.4.Как образовать сравнительную степень прилагательного?
 3.Местоимение
  3.1.Как образуют формы местоимения я, ты, мы, вы, кто, что и себя?
  3.2.Как образуют формы местоимения он, она, оно, они с предлогом и без предлога?
  3.3.Как образуют формы местоимения никто, ничто, некого, нечего, друг друга, некто, нечто с предлогом и без предлога?
  3.4.Как образуют формы местоимения этот, тот, один, сам, весь, наш, ваш, мой, твой, свой, чей, ничей?
  3.5.Как образуют формы местоимения, оканчивающиеся в словарной форме на -ый/-ий/-ой, типа каждый, всякий, такой?
 4.Числительное
  4.1.Как образуют формы количественные числительные от / до 4?
  4.2.Как образуют формы количественные числительные от 5 до 20, а также 30, 50, 60, 70, 80?
  4.3.Как образуют формы количественные числительные 40, 90, 100, полтораста? ,
  4.4.Как образуют формы названия сотен?
  4.5.Как образуют формы собирательные, числительные, а также числительные сколько, несколько, столько; много, немногой
 5.Глагол
  5.1.Какие грамматические формы могут быть образованы от словарной формы глаголов совершенного и несовершенного вида, переходных и непереходных?
  5.2.Какие грамматические формы могут быть образованы непосредственно от инфинитива?
  5.2.1.Как образовать личные формы прошедшего времени?
  5.2.2.Как образовать формы сослагательного наклонения?
  5.2.3.Как образовать формы действительных причастий прошедшего времени?
  5.2.4.Как образовать формы страдательных причастий прошедшего времени?
  5.2.5.Как образовать формы деепричастий совершенного вида?
  5.3.Какие соотношения существуют между основой инфинитива и основой форм настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) / будущего времени (у глаголов совершенного вида)?
  5.3.1.Какие стандартные различия в конечных согласных существуют между основой инфинитива и основой форм настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) / будущего времени (у глаголов совершенного вида)?
  5.3.2.Какие чередования гласных с нулём звука представлены в основе инфинитива и в основе форм настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) / будущего времени (у глаголов совершенного вида)?
  5.4.Какие грамматические формы могут быть образованы от основы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) / будущего времени (у глаголов совершенного вида)?
  5.4.1.Как образовать личные формы настоящего времени (у глаголов несовершенного вида) / будущего времени (у глаголов совершенного вида)?
  5.4.2.Как образовать личные формы будущего времени у глаголов несовершенного вида?
  5.4.3.Как образовать формы повелительного наклонения?
  5.4.4.Как образовать формы действительных причастий настоящего времени?
  5.4.5.Как образовать формы деепричастий несовершенного вида?
  5.4.6.Как образовать формы страдательных причастий настоящего времени?
  5.4.7.В каких случаях формы страдательных причастий прошедшего времени образуются от основы настоящего / будущего времени?
  5.5.Как образуются личные формы глагола страдательного залога?
 6.Наречие Как образуется сравнительная степень?
Б.КАК ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ ПРЕДМЕТ ИЛИ ЛИЦО, ДЕЙСТВИЕ ИЛИ СОСТОЯНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СОДЕРЖАЩИХ МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО СЛОВ?
 1.Предложения, характеризующие предмет или лицо
  1.1.Как охарактеризовать предмет или лицо через его действие?
  1.2.Как охарактеризовать предмет или лицо через его признак?
  1.3.Как охарактеризовать предмет или лицо через его состояние?
  1.4.Как сообщить о существовании или несуществовании предмета?
  1.5.Как сообщить о существовании предмета в определённом количестве?
 2.Предложения, характеризующие действие или состояние
В.КАКИЕ ЗНАЧЕНИЯ И КАКИМ ОБРАЗОМ МОГУТ БЫТЬ ВЫРАЖЕНЫ ГРАММАТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ?
 1.Как обозначить отношение действия к реальной действительности с помощью форм глагольного наклонения и других средств?
  1.1.Как обозначить реально совершающееся действие?
  1.2.Как обозначить желаемое действие?
  1.3.Как обозначить возможность или невозможность совершения действия?
  1.4.Как обозначить необходимость совершения действия?
  1.5.Как обозначить предполагаемое действие?
 2.Как обозначить того участника коммуникации, который является субъектом реального действия, с помощью форм глагольного лица и других средств?
  2.1.Как обозначить то, что субъектом действия является говорящий?
  2.2.Как обозначить то, что субъектом действия является слушающий?
 3.Как выразить отрицание?
  3.1.Каков наиболее обычный способ выражения отрицания?
  3.2.Как усилить отрицание?
 4.Как обозначить субъектно-объектные отношения?
  4.1.Как обозначить субъект действия?
  4.2.Как обозначить объект действия?
  4.2.1.Как обозначить объект, на который непосредственно направлено действие?
  4.2.2.Как обозначить объект, которому адресовано действие?
  4.2.3.Как обозначить орудие, средство, способ, которым совершается действие?
 5.Как обозначить обстоятельственные характеристики с помощью падежных и предложно-падежных форм существительных?
  5.1.Как обозначить пространственные характеристики?
  5.1.1.1.Как обозначить положение предмета или лица внутри пространства?
  5.1.1.2.Как обозначить положение предмета или лица вне пространства?
  5.1.2.1.Как обозначить движение предмета или лица от ориентира?
  5.1.2.2.Как обозначить движение предмета или лица по направлению к ориентиру?
  5.1.2.3.Как обозначить движение предмета или лица по трассе?
  5.2.Как обозначить временные характеристики?
  5.2.1.Как обозначить время действия по отношению к моменту речи?
  5.2.2.Как конкретно обозначить время действия?
  5.2.2.1.Как обычно обозначается тот момент времени, когда совершается действие?
  5.2.2.2.Как обычно обозначается тот период времени, когда совершается действие?
  5.2.2.3.Как обозначается то время, в течение которого продолжается действие?
  5.2.2.4.Как обозначить периодически совершающееся действие?
  5.2.3.Как обозначить время действия по отношению к другому действию или событию?
  5.2.3.1.Как обозначить то время действия, которое следует за некоторым событием?
  5.2.3.2.Как обозначить время, на которое запланировано действие или событие?
  5.2.3.3.Как обозначить время действия, предшествующего некоторому действию или событию?
  5.3.Как обозначить причину действия или состояния с помощью предложно-падежных форм существительных и других средств?
  5.4.Как обозначить цель действия с помощью предложно-падежных форм существительных и других средств?
 6.Как можно модифицировать обозначенное глаголом действие или состояние с помощью приставок и других средств?
  6.1.Как обозначить кратность действия?
  6.2.Как обозначить результативность действия?
  6.3.Как обозначить направление действия в пространстве?
  6.4.Как обозначить фазовые характеристики действия?
  6.5.Как обозначить отношение одного действия к другому?
  6.6.Как обозначить степень интенсивности действия?
 7.Как можно модифицировать значение лица или предмета, обозначенного существительным, с помощью родовых форм прилагательного, числовых форм существительного и других средств?
  7.1.Как обозначить пол живых существ?
  7.1.1.Как выразить принадлежность живого существа к женскому полу?
  7.1.2.Как выразить принадлежность живого существа к мужскому полу?
  7.1.3.Как оставить характеристику живого существа по полу неопределённой?
  7.2.Как обозначить количество предметов или лиц?
  7.2.1.Как обозначить множество предметов или лиц?
  7.2.2.Как обозначить единичный предмет или лицо?
 8.Как обозначить признак предмета или лица с помощью падежных и предложно-падежных форм существительных?
  8.1.Как обозначить степень признака?
 9.Как в русском языке выражаются те значения, которые в других языках выражаются грамматическими средствами?
  9.1.Как обозначить определённость-неопределённость предмета или лица?
  9.2.Как обозначить противопоставление действия, совершаемого в определённый момент, действию, совершаемому обычно?
  9.3.Как обозначить последовательность действий, предшествующих моменту речи или следующих за ним?
Г.КАКИМИ ФОРМАЛЬНЫМИ ПРАВИЛАМИ СЛЕДУЕТ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ, СТРОЯ ПРЕДЛОЖЕНИЕ?
 1.В какой форме должен выступать глагол в зависимости от грамматических признаков слова, обозначающего характеризуемый им предмет?
  2.1.В какой форме должны выступать прилагательные и причастия, определяющие существительные?
  2.2.В какой форме должны выступать слова один, два, о6а, полтора в сочетании с существительным?
  2.3.Как определить род существительного поего словарной форме?
 3.В какой форме должны выступать существительные в сочетании с числительными?
 4.В какой форме должно выступать прилагательное или причастие, характеризующее предмет?
 5.Какие падежные формы существительных следует употреблять после предлогов?
Д.КАК ЗАДАТЬ ВОПРОС?
Часть IV. КАК ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНЕСТИ НАПИСАННОЕ?
 1.Как произносить согласные?
  1.1.Как произносить согласные в конце слов и перед другими согласными?
  1.2.Как произносить согласные перед ь?
  1.3.Как произносить согласные перед гласными?
 2.Как произносить гласные?
  2.1.Как произносить гласные, обозначаемые буквами а, у, ы, и, э?
  2.2.Как произносить гласный, обозначаемый буквой о?
  2.3.Как произносить гласный, обозначаемый буквой ё?
  2.4.Как произносить гласный, обозначаемый буквой е?
  2.5.Как произносить гласный, обозначаемый буквой я?
  2.6.Как произносить гласный, обозначаемый буквой ю?
 3.Как определить место ударения в слове?
  3.1.Как может изменяться место ударения у большинства существительных?
  3.2.Как может изменяться место ударения у прилагательных и у тех существительных, которые склоняются как прилагательные?
  3.3.Как изменяется место ударения у местоимений?
  3.4.Как изменяется место ударения при образовании личных глагольных форм?
  3.5.Как изменяется место ударения при образовании форм причастий и деепричастий?
  3.6.В каких случаях ударение может переноситься с имени на предлог?
Часть V. КАК ПРАВИЛЬНО ЗАПИСАТЬ УСЛЫШАННОЕ?
 1.Что пишется слитно, что - раздельно, а что - через дефис?
 2.Как переносить слово с одной строчки на другую?
 3.В каких случаях следует употреблять прописные буквы?
 4.Какими буквами обозначаются ударные гласные звуки в начале слова, после гласных и после согласных, кроме [ж], [ш], [ч], [щ]?
 5.Какими буквами обозначаются безударные гласные звуки после мягких согласных, кроме [ч], [щ]?
 6.Какими буквами обозначаются безударные гласные звуки после твёрдых согласных (кроме [ж], [ш], [ц]), в начале слова и после гласных?
 7.Какими буквами обозначаются гласные звуки после согласных [ж], [ш], [ч], [щ], [ц]?
 8.Как обозначать глухие и звонкие согласные?
 9.Как обозначать долгие звуки [цц], [чч], [шш], [жж], мягкое [ш'ш'] и стечение некоторых согласных?
 10.Как следует обозначать мягкость согласного?
 11.Как обозначить звук [й]?
 12.В каких случаях пишется ь после ж, ш, ч, щ?
 13.Как пишутся окончания прилагательных в родительном падеже единственного числа мужского и среднего рода?
Заключение. К каким пособиям следует обращаться, если вас не удовлетворили сведения, полученные в этой книге?

Введение
top

1. Что изучает грамматика?

Слова языка, составляющие его лексику, описываются в словарях. Правила, по которым из слов строятся словосочетания и предложения, составляют грамматику языка. Описание этих правил также называют грамматикой.

Совершенно очевидно, что при изучении любого языка как неродного необходимы не только словари, описывающие лексику, но и грамматика как свод правил этого языка, позволяющих понять и построить предложения и тексты на этом языке.

Представленная в данной книге грамматика адресована всем изучающим русский язык, независимо от того, каков их родной язык и какими другими языками они владеют.

В отличие от русско-национального словаря, данная грамматика не переводит выражаемых ею значений на какой-либо национальный язык, а раскрывает суть этих значений таким образом, чтобы они были понятны носителям любого языка. В отличие от национально-русского словаря, данная грамматика не идёт от значений, представленных в определённом национальном языке, но сообщает сведения о том, с помощью каких средств русского языка могут быть выражены определённые значения, объективно понятные носителям любого языка. Таким образом, данная грамматика адресована всем изучающим русский язык независимо от того, каков их родной язык и какими другими языками они владеют. Единственное условие использования этой грамматики изучающими русский язык – это способность понимать текст этой книги.

2. Слово в словаре и в тексте

Особенность русского языка, как и многих других флективных языков (т.е. тех, в которых слова имеют окончания), заключается в том, что не всякое встретившееся в тексте слово можно найти в словаре. Дело в том, что слова в словарях фиксируются в одной определённой форме: существительные – в форме именительного падежа (см. 1.3), единственного числа (см. 1.2), прилагательные – в форме именительного падежа (см. 2.4), единственного числа (см. 2.3), мужского рода (см. 2.2), глаголы – в форме инфинитива (см. 5.1). В реальных же текстах слова могут выступать и в словарной, а также во многих других формах. При этом последние отличаются от словарной как по форме, так и по значению.

Часть слова, которая является постоянной во всех формах, принято называть основой слова, а ту часть слова, которая меняется в зависимости от формы слова, принято называть флексией или окончанием. Окончание обычно формально Выражено, однако существуют и такие формы слова, где представлена только основа. В таких случаях, если у слова есть ещё и формы с окончаниями, говорят о нулевом окончании.

Словарь фиксирует ту информацию, которая заключена в основе слова, грамматика – ту информацию, которая заключена в окончании. При этом информация, заключённая в окончании, может быть двух типов. Она либо указывает только на то, что соответствующие слова в тексте связаны между собой, либо добавляет к слову в тексте некоторое новое дополнительное значение. Перечню форм, которыми обладают фиксируемые в словаре слова русского языка, и их значениям посвящена I часть данной грамматики.

3. В чём отличие грамматики для читающего (слушающего)

от грамматики для пишущего (говорящего)?

Как известно, язык существует в двух формах: устной и письменной. В устной речи мы пользуемся звуками, которые мы произносим и слышим, в письменной – буквами, которые мы пишем и видим.

Каждый" кто приступает к изучению русского языка как неродного, должен уяснить для себя цель своих занятий: хочет ли он научиться читать, или он хочет научиться говорить и понимать русскую речь на слух, или же он хочет научиться только писать. Если же он хочет научиться и одному, и другому, и третьему, то в каждом конкретном случае он всегда имеет дело всё-таки только с какой-то одной вполне конкретной задачей.

Для того чтобы понять содержание текста при чтении, недостаточно знать лишь значение слов, входящих в состав предложения, т.е. недостаточно той информации о слове, которая заключена в словаре. Да и извлечь эту информацию из словаря можно только после того, как из формы, представленной в тексте, будет получена форма, фиксированная в словаре, так называемая и сходная форма слова. Для понимания содержания текста необходимо понять и связи слов в предложении, а затем и всё предложение, а для этого необходима информация, заключённая в окончаниях употреблённых в тексте слов.

Для того чтобы выразить некоторое мыслительное содержание, надо уметь построить текст. Для этой цели мало знать словарные формы слов, обозначающих соответствующие предметы, признаки, действия и т.п. Необходимо ещё знать, в каких именно формах следует употребить эти слова и как построить предложения с этими словами, чтобы оптимальным образом выразить замысел говорящего и не нарушить существующие в языке правила.

В соответствии с различиями между рецептивными и продуцирующими задачами и построены II и III части данной грамматики. Во II части речь идёт о том, как определить грамматическую характеристику формы, как построить словарную форму от имеющейся, как определить значения окончаний слов, употребляемых в тексте, т.е. движение идёт от формы к значению. В III части определяются правила построения такой формы слова, которая удовлетворяет замыслу производителя речи, т.е. движение идёт от значения к форме. Постановка только таких вполне конкретных задач и делает данную грамматику практической.

Существует большая традиция в описании грамматики русского языка как родного. Описание грамматики русского языка как неродного является делом сравнительно новым, однако и здесь уже сложились свои принципы, получены ценные наблюдения. В данной грамматике предпринята попытка соединить с практической целью, с одной стороны, "Русскую грамматику" (М., 1980) и "Грамматический словарь русского языка" (М., 1977) А.А.Зализняка, а с другой – многочисленные исследования по грамматике "от значения", опубликованные преподавателями русского языка для иностранцев в 70-е годы.

4. Какой объём фактов охватывает данная грамматика?

Известно, что русские словари фиксируют десятки тысяч слов, отражающих как различные стилистические пласты русского языка, так и многообразные области его употребления. Данная грамматика не претендует на то, чтобы отразить грамматические особенности абсолютно всех этих слов, а ориентируется прежде всего на наиболее употребительные слова русского языка. Кроме того, обычно грамматики включают в себя не только сведения о значениях слов в тексте и правилах построения таких слов, но и подробные сведения о звуковом строе, о типах производных слов, словосочетаний и предложений. В данной грамматике нет специальных сведений о звуковом строе русского языка, а все другие сведения даются лишь постольку, поскольку они либо позволяют понимать предъявленные в тексте формы слова, либо позволяют строить формы слова, обладающие заданными содержательными свойствами. Особенность многих задач, обсуждаемых в данной грамматике, состоит в том, что в ней часто называется лишь ограниченный перечень возможных решений. Именно по всем этим причинам данная грамматика является краткой.

Обеспечивая такой вид речевой деятельности как чтение, необходимо стремиться представить грамматическую информацию, независимо от её употребительности, в исчерпывающем виде. Иначе при чтении, особенно специальной литературы или художественных текстов, могут появляться "тёмные" места. Для обеспечения продуктивных видов речевой деятельности вовсе не обязательно давать в грамматике все способы или все варианты оформления соответствующей мысли: достаточно знать самые простые или самые распространённые. Нередко, впрочем, существует такое положение, когда малоупотребительное образуется либо самым простым способом, либо по достаточно общему правилу. Именно поэтому, если принципы практичности и краткости вступают в противоречие друг с другом, предпочтение отдается практичности в тех случаях, если правило сложно, но покрывает широкий и полезный круг языковых явлений, и краткости, если правило достаточно ясное и простое, хотя и покрывает оно не слишком широкий круг и не слишком полезных фактов.

5. Как пользоваться данной грамматикой?

Особенность данной грамматики заключается в том, что в ней читатель найдёт определённые инструкции относительно своих действий в зависимости от вида речевой деятельности на русском языке. При этом, однако, никак не следует думать, что грамматика в какой-либо степени может заменить учебник, сборник упражнений или, тем более, словарь.

Если читатель знаком с основными грамматическими понятиями русского языка, он может полностью опустить часть I. Если же эти знания либо вовсе отсутствуют, либо размыты, эта часть может быть весьма полезной, хотя и не для сплошного чтения, а лишь по мере необходимости, чтобы точно понять какое-то место в части II или в части III.

При чтении текстов на русском языке следует черпать сведения из части II, определяя возможную грамматическую принадлежность слова в тексте, устанавливая ту форму, в которой следует искать значение этого слова в соответствующем словаре, выявляя те отношения, которые существуют между словами в предложении, выясняя, какое именно содержание стоит за данной грамматической характеристикой слова с данным лексическим значением, в данном предложении. В этом случае начинающему учиться читать на русском языке будут весьма полезны разделы А, Б и В.Преподаватель русского языка может использовать эти разделы для соответствующих тренировочных упражнений.

При создании текстов на русском языке следует черпать сведения из части III. Здесь производитель речи, чётко осознавший, что же именно он хочет сказать, узнает, какие средства представляет ему для воплощения замысла русский язык, каким именно образом должны быть оформлены соответствующие слова. При этом грамматика не всегда может дать точный ответ на возникающее затруднение, давая лишь область возможных ответов. А реальность и уместность каждого из возможных в принципе решений должна быть проверена в словаре. Иными словами, грамматика либо даёт точный ответ на вопрос, либо указывает то место в словаре, к которому следует обратиться. И это последнее также очень важно, поскольку, не имея "входа" в словарь, в нём практически нельзя найти необходимую в каждом конкретном случае информацию.

Очевидно, что человек, уже достаточно хорошо владеющий русским языком, сравнительно редко, лишь встретив какую-либо конкретную трудность в понимании или продуцировании речи, будет обращаться к грамматике, находя ответ на свои вопросы в соответствующем разделе. Начинающий же, наоборот, должен постоянно заглядывать в грамматику, часто решая многоходовые задачи, связанные либо с узнаванием формы и определением её значения в контексте, либо с созданием таких форм, которые бы и точно выражали его замысел, и не нарушали правил построения предложений в русском языке. Поэтому читатель, имея в виду как те цели, которые он ставит перед собой, изучая русский язык, так и уровень своих знаний, может обращаться к одним разделам книги и игнорировать другие. Практическая грамматика, как и словарь, предполагает не сплошное чтение, но обращение к соответствующим разделам в связи с возникающими конкретными вопросами.

В каждом разделе читатель найдёт ссылки на другие главы и разделы, которые обозначаются соответствующими цифрами и буквами, например: см. III В 5.2.3 или см. II А.2, 3.3. Ссылки в пределах одних и тех же глав и разделов обозначаются только цифрами и указаниями "выше", "ниже": см. выше 5.6.3.


Об авторе
top
Игорь Григорьевич МИЛОСЛАВСКИЙ

Известный отечественный языковед, доктор филологических наук, заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, академик Международной академии наук высшей школы. Выпускник филологического факультета МГУ. В 1966 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему "История сочетаний согласных звуков в русском языке", в 1982 г. – докторскую диссертацию на тему "Вопросы словобразовательного синтеза". С 1993 г. профессор кафедры теории и методов преподавания иностранных языков МГУ, с 1994 г. – заведующий кафедрой сопоставительного изучения языков факультета иностранных языков и регионоведения МГУ.

Область научных интересов И. Г. Милославского – словообразование и лексика русского языка, выявление комбинаторных возможностей единиц различного уровня, методика преподавания русского языка как родного и неродного. Преподавал русский язык в университетах Англии, США, Японии, Германии, Южной Кореи и других стран. Удостоен Президентской стипендии для выдающихся ученых России. Автор более 100 научных работ, среди которых: "Морфологические категории русского языка" (М., 1981), "Зачем нужна грамматика?" (М., 2000), "Культура речи и русская грамматика: Курс лекций" (М., 2002). Один из авторов неоднократно преиздававшейся книги "Современный русский язык".