URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Белкина Г.Л. //Фролов И.Т. (тема)// Место и роль гуманизма в будущей цивилизации Обложка Белкина Г.Л. //Фролов И.Т. (тема)// Место и роль гуманизма в будущей цивилизации
Id: 177024
999 р.

Место и роль гуманизма в будущей цивилизации

2014. 400 с.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В книге всесторонне обсуждается вопрос о судьбе и перспективах гуманизма в эпоху глобализации. Критически анализируются его нетрадиционные версии: трансгуманизм, постгуманизм. Особое внимание уделено роли новых технологий в будущей цивилизации, их возможному воздействию на природу человека и возникающим в этой связи социально-этическим проблемам. В дискуссии участвуют философы, социологи, культурологи, психологи. Коллективная... (Подробнее)


Содержание
top
 Предисловие (С. Н. Корсаков)
 Ирина Бокова
 Новый гуманизм в XXI веке И. Т. Фролов
 Человек. Философия. Гуманизм В. А. Лекторский
 Имеет ли гуманизм смысл сегодня? В. М. Межуев
 Гуманизм и современная цивилизация А. А. Пелипенко
 Возможен ли постгуманизм? В. А. Кутырев
 На тонущем корабле гуманизма… В. В. Миронов
 Трансформация культуры и гуманизм К. Э. Разлогов
 Транскультурализм в интернете – основа гуманизма будущего Б. Г. Юдин
 Трансгуманизм и гуманистические ценности П. С. Гуревич
 Парадоксы современного гуманизма Герберт Хёрц
 Гуманистические критерии развития науки и техники Йохан Гечль
 Развитие гуманизма в условиях научно-технического прогресса Д. А. Леонтьев
 Конец имманентности и перспектива возможного А. Ш. Тхостов
 Блеск и нищета трансгуманизма Ань Цинянь
 Новый гуманизм И. Т. Фролова В. А. Кувакин
 Перспективы нового гуманизма Яо Ин
 Философия нового гуманизма И. Т. Фролова С. А. Пастушный
 Единая наука: феномен становления союза естествознания и гуманизма П. Д. Тищенко
 Биоэтика и гуманизм М. И. Фролова
 Эволюционный гуманизм Джулиана Хаксли в век глобали-зации А. Е. Разумов
 Гуманизм – гуманитарная специфика познания (разум и вера) А. Э. Воскобойников
 Гуманизм и высшие ценности в проблемном кругу О. В. Попова
 Этика дальнего, или "о гуманизме в постчеловеческом будущем" А. А. Воронин
 Гуманизм и геополитическое мышление Л. В. Фесенкова
 Русский космизм о проблеме изменения человека Е. Н. Гнатик
 Демографическое развитие России: гуманистический аспект Е. В. Петрова
 Человек в информационном обществе: феномены информа-ционной культуры и информационной компетентности Е. И. Ярославцева
 Онтология цифровых коммуникаций – проблемы гумани-тарного измерения В. Д. Жирнов
 Род Homo sui generis
 Авторы

Предисловие
top
Как это похоже на обвинения, раздававшиеся в адрес того же Фромма или Дж. Хаксли со стороны тогда еще советских авторов – во внеклассовом, абстрактном гуманизме, в утопическом характере их доктрин[2]. Зачастую даже авторы одни те же – тогда и сейчас. Тогда они противопоставляли гуманистической утопии реальный социализм, ныне – реальный капитализм.

Коли так, стоит задуматься о том, какой он – реальный капитализм, каковы его плоды и тенденции развития. Классики мировой философии XX в. давно уже бьют тревогу по поводу глобального социально-антропологического кризиса. Произошло расщепление человека и общества. Человек перестал усматривать в социальном развитии условие своего саморазвития Прогресс науки и техники приводит к экологическим проблемам, к созданию более совершенного оружия массового уничтожения. В XX в. прогресс оборачивается своей противоположностью: негативными последствиями для человека, проистекающими из самого прогрессивного развития общества.

К началу XXI в. капитализм достиг стадии глобализации, порождая своим развитием цепь глобальных проблем Глобальный офшорный капитал, безразличный к реальному сектору экономики и к производству для удовлетворения потребностей человека, сломав систему социальных гарантий как в развитых, так и в развивающихся странах, породил глобальный финансово-экономический кризис. Кризис затихает, но поскольку принципы управления функционированием мировой экономики остались монетаристскими, следует ожидать очередного раздутия спекулятивного капитала и нового кризиса От кризиса к кризису – строго по Марксу.

Высшей точки достигает открытое Марксом противоречие между глобальным характером производства и частным способом присвоения, а стало быть, и управления. В современном обществе на свой страх и риск действуют силы, находящиеся во взаимном антагонизме. Путь растрачивания природных ресурсов и их насильственного присвоения у менее развитых стран ведет в тупик. Планета раздирается противо-речиями, задыхается от отчуждения. В бурю на корабле люди сражаются между собой, забыв, что, несмотря на различия, все они люди и что "плывут в одной лодке", как сказали Рассел и Эйнштейн в своем гуманистическом "Манифесте" в 1955 г.

Необходима альтернативная современной глобальная стратегия развития, в основе которой должны лежать принципы гуманизма. Спасение человечества в том, чтобы гуманизм стал практической политикой. Показательно, что этот тезис декларируют идеологи наиболее динамично развивающихся сегодня стран, таких как Китай. Они считают, что гуманизм нуждается сегодня в переосмыслении, и критикуют принципы ренессансного гуманизма за их потребительский характер[3] Лейтмотивом нового гуманизма, по их мнению, должен стать поиск гармоничного сосуществования человека и природы в планетарном масштабе. Их идеи перекликаются с целым рядом новых философско-методологических подходов, выдвинутых в советской философии 60–80-х гг. XX в., в частности с принципом коэволюции человека и природы Н. Н. Моисеева, с идеей "высокого соприкосновения" человека, науки, техники и общества, сформулированной И. Т. Фроловым и Н. Н. Моисеевым. Наиболее детально «глобальная мирная стратегия» была разработана в учении академика Ивана Тимофеевича Фролова о новом гуманизме. Осмыслению этой концепции в свете новейших проблем научного и социального развития были посвящены очередные Фроловские чтения, по материалам которых составлена настоящая книга.


О редакторе
top
photoФролов Иван Тимофеевич
Философ, общественный и политический деятель, академик РАН. Занимался философией биологии, методологическими, социальными и этическими проблемами науки, стал основоположником в разработке таких проблемных областей, как глобальные проблемы

современности, комплексное изучение человека. Одним из первых в нашей стране обратился к изучению биоэтических проблем. С 1968 по 1977 г. был главным редактором журнала "Вопросы философии". В 1992 г. основал и возглавил Институт человека РАН.