Как это похоже на обвинения, раздававшиеся в адрес того же Фромма или Дж. Хаксли со стороны тогда еще советских авторов – во внеклассовом, абстрактном гуманизме, в утопическом характере их доктрин[2]. Зачастую даже авторы одни те же – тогда и сейчас. Тогда они противопоставляли гуманистической утопии реальный социализм, ныне – реальный капитализм. Коли так, стоит задуматься о том, какой он – реальный капитализм, каковы его плоды и тенденции развития. Классики мировой философии XX в. давно уже бьют тревогу по поводу глобального социально-антропологического кризиса. Произошло расщепление человека и общества. Человек перестал усматривать в социальном развитии условие своего саморазвития Прогресс науки и техники приводит к экологическим проблемам, к созданию более совершенного оружия массового уничтожения. В XX в. прогресс оборачивается своей противоположностью: негативными последствиями для человека, проистекающими из самого прогрессивного развития общества. К началу XXI в. капитализм достиг стадии глобализации, порождая своим развитием цепь глобальных проблем Глобальный офшорный капитал, безразличный к реальному сектору экономики и к производству для удовлетворения потребностей человека, сломав систему социальных гарантий как в развитых, так и в развивающихся странах, породил глобальный финансово-экономический кризис. Кризис затихает, но поскольку принципы управления функционированием мировой экономики остались монетаристскими, следует ожидать очередного раздутия спекулятивного капитала и нового кризиса От кризиса к кризису – строго по Марксу. Высшей точки достигает открытое Марксом противоречие между глобальным характером производства и частным способом присвоения, а стало быть, и управления. В современном обществе на свой страх и риск действуют силы, находящиеся во взаимном антагонизме. Путь растрачивания природных ресурсов и их насильственного присвоения у менее развитых стран ведет в тупик. Планета раздирается противо-речиями, задыхается от отчуждения. В бурю на корабле люди сражаются между собой, забыв, что, несмотря на различия, все они люди и что "плывут в одной лодке", как сказали Рассел и Эйнштейн в своем гуманистическом "Манифесте" в 1955 г. Необходима альтернативная современной глобальная стратегия развития, в основе которой должны лежать принципы гуманизма. Спасение человечества в том, чтобы гуманизм стал практической политикой. Показательно, что этот тезис декларируют идеологи наиболее динамично развивающихся сегодня стран, таких как Китай. Они считают, что гуманизм нуждается сегодня в переосмыслении, и критикуют принципы ренессансного гуманизма за их потребительский характер[3] Лейтмотивом нового гуманизма, по их мнению, должен стать поиск гармоничного сосуществования человека и природы в планетарном масштабе. Их идеи перекликаются с целым рядом новых философско-методологических подходов, выдвинутых в советской философии 60–80-х гг. XX в., в частности с принципом коэволюции человека и природы Н. Н. Моисеева, с идеей "высокого соприкосновения" человека, науки, техники и общества, сформулированной И. Т. Фроловым и Н. Н. Моисеевым. Наиболее детально «глобальная мирная стратегия» была разработана в учении академика Ивана Тимофеевича Фролова о новом гуманизме. Осмыслению этой концепции в свете новейших проблем научного и социального развития были посвящены очередные Фроловские чтения, по материалам которых составлена настоящая книга. ![]() Философ, общественный и политический деятель, академик РАН. Занимался философией биологии, методологическими, социальными и этическими проблемами науки, стал основоположником в разработке таких проблемных областей, как глобальные проблемы
современности, комплексное изучение человека. Одним из первых в нашей стране обратился к изучению биоэтических проблем. С 1968 по 1977 г. был главным редактором журнала "Вопросы философии". В 1992 г. основал и возглавил Институт человека РАН. |