Предисловие 4 Введение 6 Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЗУРВАНИЗМА § 1. Характеристика источников 17 § 2. Критика терминологического аппарата 24 § 3. Проблема систематики доисламских религий Ирана 31 § 4. Основания реконструкции зурванизма 38 Глава И. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗУРВАНИЗМА: МИФЫ И КОСМОЛОГИЯ § 1. Близнечный миф 43 § 2. Образ Времени в иранских источниках 53 § 3. Реконструкция космологической триады 60 § 4. Мифы «О вооружении» и «Об одеяниях» 68 § 5. Зурванитские мифы об Ормазде и Ахримане 73 § 6. Проблема зурванитских тетрад 78 Глава III. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЗУРВАНИЗМА: АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ § 1. Антропологические экспликации образа Зурвана 83 § 2. Проблема судьбы 91 § 3. Проблема женского начала 99 § 4. Хамартиологическая и эсхатологическая роль концепта «Аз» 109 Глава IV. ЗУРВАНИЗМ В ИСТОРИИ ИРАНА § 1. Зурванизм при Сасанидах 122 § 2. Проблема поиска истоков зурванизма 141 § 3. Реконструкция истоков зурванизма в иранском эпосе 165 Заключение 173 Список литературы 176 ![]() Религиовед, кандидат философских наук, ассистент кафедры философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Родился в 1983 г. в Москве. В 2000 г. поступил на отделение религиоведения философского факультета МГУ. Научный руководитель доктор философских наук, профессор З. П. Трофимова. Тема дипломной работы «Зерванизм как неортодоксальная форма зороастризма». В 2005–2008 гг. аспирант кафедры философии религии и религиоведения философского факультета. Научный руководитель доктор философских наук, доцент А. Н. Красников. В 2008 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности «религиоведение, философская антропология, философия культуры». Тема диссертационного исследования «Зерванизм как феномен духовной культуры древнего и раннесредневекового Ирана». С 2009 г. работает на кафедре философии гуманитарных факультетов философского факультета МГУ. С 2005 г. член Московского религиоведческого общества. С 2009 г. индивидуальный член EASR (European Association for the Study of Religion).
Область научных интересов: история религий Древнего Востока, история религий и религиозная философия древнего и раннесредневекового Ирана, методологические проблемы религиоведения, предметное самоопределение и дисциплинарный статус религиоведческого знания, проблемы межкультурной коммуникации в религиозном аспекте, феномен новых религиозных движений. |