URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Макаров С.М. Искусство цирка в России: От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных Обложка Макаров С.М. Искусство цирка в России: От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных
Id: 176061
970 р.

Искусство цирка в России:
От Императорского цирка до цирка братьев Никитиных. Изд. стереотип.

2015. 304 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В настоящей монографии исследуется история российского цирка от истоков до начала XX века. Показано, что истоки циркового искусства берут начало в языческих обрядовых, магических, ритуальных действах, гадательных практиках, древних смеховых традициях, а с наступлением господства христианской религии на Руси продолжают свое развитие в виде игр, веселых забав, содействуя зарождению цирковых жанров. Рассматриваются факторы, способствовавшие... (Подробнее)


Оглавление
top
Вступление
Часть I. Фольклорные традиции российского цирка
Глава 1.Скоморошество и цирковые потехи
 1.Происхождение термина "скоморох"
 2.Истоки скоморошества и цирковых умений
 3.Небесный круг и циркы-храмы
 4.Цирковой репертуар скоморохов
Глава 2.Цирковые забавы в праздничной культуре Руси
Глава 3.Игрища на Масленицу
 1.Кулачные "битвы"
 2.Игры с огнем
 3.Качели и Гигантские шаги
 4."Медвежья потеха" – царская забава
 5.Аттракцион "Масленица"
Глава 4.Балаганные развлечения
 1.Возникновение балагана
 2.Формирование балаганного репертуара
 3.Дед-зазывала
 4.Окультуривание балагана
Часть II. Влияние европейских мастеров на развитие цирка в России
Глава 1.Гастроли иностранных артистов и театрально-цирковых трупп
 1.Цирк у Симеоновского моста – "Новый театр"
Глава 2.Цирк Императорской театральной дирекции
Глава 3.Временные цирки в Москве и Петербурге
Глава 4.Стационарный цирк Гаэтано Чинизелли на Фонтанке
Глава 5.Цирки Альберта Саламонского
Глава 6.Первые русские клоуны
Глава 7.Цирки Труцци
Глава 8.Любительский цирк Петра Крутикова
Глава 9.Цирки братьев Никитиных
Глава 10.Политическая клоунада
Глава 11.Спортивные номера в цирке
Глава 12.Цирковые общественные организации
Заключение
Примечания

Об авторе
top
Сергей Михайлович МАКАРОВ

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. – ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания, занимается исследованием эзотерических теорий и практик, а также семантики циркового и сценических искусств.

С. М. Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера до исследователя искусства. Автор ряда работ, в числе которых монографии: "Шаманы, масоны, цирк: Сакральные истоки циркового искусства" (2-е изд. М.: URSS, 2009), "Китайская премудрость русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка" (М.: URSS, 2009), "Искусство клоунады в СССР" (2-е изд. М.: URSS, 2010), "Театрализация цирка" (М.: URSS, 2010), "От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений" (2-е изд. М.: URSS, 2011). Под его редакцией вышел сборник "Театр, эстрада, цирк" (М.: URSS, 2006), посвященный научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю. А. Дмитриева.