|
|
|
| Вступление |
| Часть I. Фольклорные традиции российского цирка |
| Глава 1. | Скоморошество и цирковые потехи |
| | 1. | Происхождение термина "скоморох" |
| | 2. | Истоки скоморошества и цирковых умений |
| | 3. | Небесный круг и циркы-храмы |
| | 4. | Цирковой репертуар скоморохов |
| Глава 2. | Цирковые забавы в праздничной культуре Руси |
| Глава 3. | Игрища на Масленицу |
| | 1. | Кулачные "битвы" |
| | 2. | Игры с огнем |
| | 3. | Качели и Гигантские шаги |
| | 4. | "Медвежья потеха" – царская забава |
| | 5. | Аттракцион "Масленица" |
| Глава 4. | Балаганные развлечения |
| | 1. | Возникновение балагана |
| | 2. | Формирование балаганного репертуара |
| | 3. | Дед-зазывала |
| | 4. | Окультуривание балагана |
| Часть II. Влияние европейских мастеров на развитие цирка в России |
| Глава 1. | Гастроли иностранных артистов и театрально-цирковых трупп |
| | 1. | Цирк у Симеоновского моста – "Новый театр" |
| Глава 2. | Цирк Императорской театральной дирекции |
| Глава 3. | Временные цирки в Москве и Петербурге |
| Глава 4. | Стационарный цирк Гаэтано Чинизелли на Фонтанке |
| Глава 5. | Цирки Альберта Саламонского |
| Глава 6. | Первые русские клоуны |
| Глава 7. | Цирки Труцци |
| Глава 8. | Любительский цирк Петра Крутикова |
| Глава 9. | Цирки братьев Никитиных |
| Глава 10. | Политическая клоунада |
| Глава 11. | Спортивные номера в цирке |
| Глава 12. | Цирковые общественные организации |
| Заключение |
| Примечания |
Сергей Михайлович МАКАРОВ
Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, президент Академии циркового
искусства, советник Китайского национального цирка. С 1986 г. – ведущий научный сотрудник
Государственного института искусствознания, занимается исследованием эзотерических теорий
и практик, а также семантики циркового и сценических искусств.
С. М. Макаров пришел в науку, пройдя путь от циркового клоуна-иллюзиониста и режиссера
до исследователя искусства. Автор ряда работ, в числе которых монографии: "Шаманы, масоны,
цирк: Сакральные истоки циркового искусства" (2-е изд. М.: URSS, 2009), "Китайская премудрость
русского цирка: Взаимовлияние китайского и русского цирка" (М.: URSS, 2009), "Искусство
клоунады в СССР" (2-е изд. М.: URSS, 2010), "Театрализация цирка" (М.: URSS, 2010), "От старинных
развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений" (2-е изд. М.: URSS,
2011). Под его редакцией вышел сборник "Театр, эстрада, цирк" (М.: URSS, 2006), посвященный
научной деятельности основоположника эстрадоведения и цирковедения Ю. А. Дмитриева.
|
|
|
|