1. Профессиональная карьера и ее формирование – общий подход и постановка проблемы7 2. "Образование для карьеры" как социальный феномен и его педагогический контекст
1. Теоретические основы «образования для карьеры» 2. Дифференцированный подход к практике реализации "образования для карьеры"
1. Методические основы включения профессионально-педагогической деятельности в качестве доминанты в структуру ценностей, личностных приоритетов и жизненных смыслов индивида 2. Формирование способности к профессиональной самоорганизации в логике проектной деятельности применительно к индивидуальному профессиональному маршруту 3. «Образование для карьеры» в контексте проблемы выявления и преодоления стереотипов132
В последние два десятилетия в педагогической теории значимо расширились и содержательно углубились исследования, связанные с проблемами профессионального развития и профессионально-личностного становления преподавателя высшей школы. Это позволило качественно продвинуть решение комплекса вопросов о том, каким должен быть преподаватель высшей школы, чтобы соответствовать требованиям социального заказа высшей профессиональной школе, способствовать ее развитию и совершенствованию, транслируя студентам адекватные развитию науки и практики объем знаний, умений, компетенций, стратегий познавательной, преобразовательной и других видов деятельности, – с тем, чтобы быть полноценным субъектом образовательного процесса, воспроизводящим интеллектуально-креативный потенциал нации. Безусловно принимая и оценивая значимость результатов данных исследований, мы считаем необходимым отметить, что при всем многообразии и широте контекста рассмотрения обсуждаемого феномена, степень проработки различных его компонентов неодинакова: выделяется как явная доминанта рассмотрение профессиональной компетентности вузовского преподавателя, которая явно – как количественно, так и качественно – преобладает над рассмотрением социально-личностных аспектов деятельности вузовского преподавателя. По нашему мнению, это приводит к тому, что даже если современный преподаватель сегодня реализуется как профессионал в достаточно узком смысле слова, то гораздо менее значимо он реализуется как профессионал в широком социально-личностном контексте. В частности, вузовский преподаватель сегодня в большинстве случаев не задумывается целенаправленно о перспективах своего профессионального развития и, что гораздо более досадно, о перспективах развития своей личности в процессе профессионального движения и обновления. Ему часто не понятны те конкретные направления профессионально-личностного развития, которые наиболее адекватны его задаткам, склонностям, способностям и находятся в секторе потенциально возможного (достижимого); а также конкретные акции, которые необходимы для такого продуктивного развития, механизмы их конструктивной реализации и рефлексии полученных результатов. Речь идет о профессиональной карьере преподавателя высшей школы, и пренебрежение данной сферой жизнедеятельности, недостаточное внимание к ее планированию и осмыслению существенно ограничивают возможности полноценной самореализации индивида. Говоря более конкретно, налицо теоретическая неразработанность и практическая нереализованность в системе образования и самообразования вузовского преподавателя такого пласта знания и деятельности, как "образование для карьеры" Прежде всего мы считаем правомерным адресовать эту неразработанность находящейся в стадии активного становления системе дополнительного профессионального образования преподавателей вузов: ни в примерных требованиях к уровню подготовки и компетентности специалистов, получающих дополнительное профессиональное образование по программе «Преподаватель высшей школы», ни в разработанных коллективами многочисленных учебных учреждений рабочих программах отмеченный пласт знаний и деятельности практически никак не отражен. Представляя читателю авторскую концепцию «образования для карьеры» преподавателя высшей школы и методические решения ее воплощения, мы показываем, что дополнительное профессиональное образование преподавателей высшей школы может рассматриваться в качестве положительного фактора формирования их профессиональной карьеры, если в его содержание органично включить вопросы о роли профессиональной карьеры в жизни индивида, о методах и приемах ее формирования и самоформирования. Александра Сергеевна СОКОЛОВА Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и технологии обучения в высшей школе, Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Автор ряда научных и учебно-методических работ по вопросам образования взрослых, непрерывного образования, карьерообразующего образования. |