URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы Обложка Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы
Id: 302857
14.9 EUR

Театральная педагогика:
Принципы, заповеди, советы. Изд. 5

URSS. 2023. 200 с. ISBN 978-5-9710-6246-2.
Типографская бумага

Аннотация

В настоящей книге представлено педагогическое наследие известного отечественного театрального режиссера Леонида Андреевича Волкова. Глубокий профессионализм и педагогическое новаторство, отличающие его творческое наследие, дают определенные стимулы для дальнейшего развития российской театральной школы. Этот богатый опыт, представленный в виде небольшого очерка, поможет всем, кто занят подготовкой артистических кадров, режиссерской и актерской ...(Подробнее)работой на благо театра. В качестве приложения в книгу включена статья «Искусство общения деловых людей, желающих развить свой успех», содержащая актуальные для нынешнего времени положения.

Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов театральных училищ; она также будет интересна широкому кругу любителей театрального искусства.


Оглавление
top
«И добиваться в творчестве того, что кажется недостижимым» Леонид Андреевич Волков (1893–1976) — актер, режиссер, педагог (А. С. Тимофеева)6
Глава 1. Режиссер — всегда педагог29
1. Режиссер и актеры29
2. Моя работа с актером41
Глава 2. Основы профессионального воспитания в театральной школе53
1. Создание самого себя53
2. Создание «веры» и «правды» в самом себе60
3. Воспитание «сценической наивности» — важнейший элемент обучения актерскому мастерству71
4. Воспитание «сценической наивности» на литературном материале101
5. Построение взаимоотношений партнеров на сцене125
6. «Минутки» — тренаж всех видов общения137
Глава 3. Принципы, заповеди, советы145
1. Ни минуты жизни вне профессии145
2. Не ждать, пока научат, — учиться самому!148
3. Между актером и персонажем нет грани150
4. Действие связываю с выстрелом151
5. Что скажет зритель?153
6. Фрагменты из записных книжек159
Приложения169
1. Основные режиссерские работы Л. А. Волкова169
2. Технология лекторского искусства (Л. В. Цукасова)172
3. Искусство общения деловых людей, желающих развить свой успех (Л. В. Цукасова)195

Предисловие (В.И.Михеев)
top
Мне хотелось бы, чтобы актеры импровизировали весь спектакль. Ничего не заштамповывать. Каждая репетиция есть новая репетиция. Каждый спектакль – новый спектакль.
Е.Вахтангов

Как-то в одном из своих поэтических сочинений великий французский поэт Гийоме Аполлинер сказал: "...поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит... Поэтом можно быть в любой области: достаточно обладать дерзновением и стремиться к открытиям". В рамках такого толкования можно с полным правом считать и автора настоящей книги – Людмилу Викторовну Цукасову, заслуженного работника культуры РФ, актрисы, режиссера и педагога, доцента кафедры мастерства актера ВТУ им.М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре.

В многогранной деятельности Л.В.Цукасовой есть все: и открытие нового в практике театральной педагогики, и раскрытие и воплощение целостной концепции воспитания актера, и построение новых форм и принципов работы со студентами, основанных на идейно-эстетических позициях и методики педагогической деятельности великих мастеров сцены, педагогов-новаторов русского театра, таких как М.С.Щепкин, К.С.Станиславский, Е.Б.Вахтангов, А.Я.Таиров, В.Э.Мейерхольд, Л.А.Волков и др.

Говоря в книге о сходстве двух профессий – учителя и актера, в тоге которых автор книги выступает уже многие годы, передавая свой театральный опыт и мастерство (достаточно отметить лишь ее выпуски четырех национальных студий в России и Германии), Л.В.Цукасова объединяет все то существенное и лучшее, что по жизни в деятельности и актера, и педагога становится главным, – это большой труд, требующий как психофизических, так больших эмоциональных затрат, культуру речи, языка и поведения, а также глубокие знания своего предмета, основы психологии, педагогики и актерского мастерства. Именно в этом плане и построено все содержание книги, которое и по логике изложения, и по форме подачи учебно-практического материала делает книгу и как учебник для студента или начинающего актера, и как руководство для педагога по театральной педагогике и технологии лекторского искусства.

Будучи педагогом-режиссером школы Малого театра – Театрального училища им.М.С.Щепкина, где педагог Л.В.Цукасова и по сей день плодотворно трудится, ею была воспитана большая плеяда актеров, многие из которых в дальнейшем очень хорошо проявили себя в актерском деле и стали известными мастерами в театральном мире.

За долгие годы своей плодотворной театральной и режиссерской деятельности Л.В.Цукасова как на своем собственном примере, так и будучи уже воспитателем и наставником молодых талантов с полным правом доказала, что она не только может самосовершенствоваться как актер и режиссер, но и обладает божьим даром учить молодежь, формируя и отрабатывая годами свою педагогическую методику обучения актерской профессии, добиваясь при этом высокого уровня подготовки студентов театрального училища.

Говоря о "своеобразии" педагогической методики Л.В.Цукасовой, следует особо отметить, что путь ее к мастерству шел с большими трудностями и долгими поисками. Говоря более точно и афористично словами Хорхе Гильена о Федерико Гарсиа Лорке: "...уже по лекциям можно было догадаться о режиссерском таланте Федерико. Каждая его лекция была спектаклем, вообще же, если лекции читают и только читают, она обречена на провал, – лектору надлежит быть актером...", – можно с полным правом отнести такую оценку ко всей педагогической деятельности Л.В.Цукасовой, у которой по жизни именно так все и шло в достижении высокого уровня как актерского, так и педагогического мастерства. Отрадно отметить, что созданный Л.В.Цукасовой оригинальный учебный курс "Технология лекторского искусства" за многие годы нашел свое воплощение не только в стенах своего Театрального училища им.М.С.Щепкина, но и во многих российских и зарубежных учебных заведениях. Интересно отметить, что высокой оценкой была удостоена творческая деятельность Л.В.Цукасовой и со стороны Российской академии образования. Так, еще в 1993 г. академик РАО, профессор И.Я.Лернер, будучи экспертом от РАО, в своей рецензии на весь учебный комплекс по курсу "Технология лекторского общения" (и в первую очередь, на его главную составляющую – учебное пособие) прямо выразился: "...Все в нем (в комплексе) сделано, несомненно, большим мастером сценической технологии... Поэтому он вполне может оказаться даже очень полезным и для учителей средних школ и других учебных заведений..."

В заключение взятого нами вступительного слова особо подчеркнем не только высокие профессиональные качества педагога и режиссера Л.В.Цукасовой, но не менее главное – ее человеческие, личностные качества, которые особо выделяют ее из общей театральной среды, что делает ее понятной и доступной самой широкой аудитории высшей и средней школы.

Профессор В.И.Михеев


Из вступительной статьи. "И добиваться в творчестве того, что кажется недостижимым"
top

Леонид Андреевич Волков (1893–1976) – актер, режиссер, педагог

Имя Леонида Андреевича Волкова хорошо известно в театральном мире. Но много ли знаем мы о творчестве этого крупного художника? Его более чем полувековая жизнь в искусстве совпала с сюжетом "большой истории" – движением отечественного театра от истоков до 1960-х годов. Жизнь, полная духовных взлетов и кризисов, крутых переломов и обнадеживающих перемен: мятежная юность театра революционных лет, яркие и драматичные страницы сцены 20–30-х годов, "сороковые-роковые" и суровые будни 50-х, прерванные коротким праздником долгожданного обновления.

Этой истории ныне и принадлежат спектакли и актерские создания Волкова.

Существующие рецензии хранят их смутный, ускользающий образ. Что осталось "на суд потомков"? – субъективные мнения, разноречивые оценки, сухая констатация фактов. Нет ни одной обобщающей статьи, портрета, театроведческого исследования, посвященного Л.А.Волкову. В учебной литературе и театральной энциклопедии несколько скупых строк: краткая информация об актерских работах, длинный перечень постановок, "лучшие из которых ныне вошли в золотой фонд советского театра".

Можно еще добавить: ученик Е.Вахтангова, современник К.Станиславского, Вл.Немировича-Данченко, Вс.Меерхольда, друг и коллега Ю.Завадского, А.Дикого, В.Сахновского, Н.Хмелева, артист и режиссер Волков работал в столь несхожих театральных коллективах, как МХТ-2 и Театр Революции, МХАТ и Театр б.Корша, Малый и ЦДТ и др., не говоря уже о многочисленных экспериментальных студиях, а также постановках в провинциальных театрах. Среди тех, с кем он соприкасался в творчестве, – выдающиеся художники сцены: С.Бирман, С.Гиацинтова, М.Блюменталь-Тамарина, Н.Горчаков, В.Топорков, М.Яшин, И.Судаков, М.Кнебель, А.Попов, А.Кторов, О.Пыжова, В.Пашенная, А.Климов, Е.Шатрова, И.Ильинский, М.Царев и многие другие.

Казалось бы, материалов для создания творческого портрета Волкова должно быть достаточно, ведь речь идет о событиях не столь давно минувших дней. Однако трудности, с которыми сталкивается любой исследователь истории театра, обращающийся к изучению актерской биографии, реконструкции постановок режиссера, усугубились в нашем случае печальным и непреодолимым обстоятельством: утрачен личный архив Волкова, а потому некоторые эпизоды его судьбы, неожиданные ее повороты остаются неразгаданными. Конечно, тут открывается возможность для разных предположений и субъективных догадок, которые, как знать, быть может, и приблизят нас к истине.

Но задачи этой вводной статьи-обзора складываются по-иному: опираясь на факты и только на факты, максимально используя в качестве иллюстраций сохранившиеся материалы, рассказать о своеобразной, значительной и разносторонней художнической деятельности Волкова – личности на редкость скромной и самоотреченной, так много сделавшей для нашего искусства.

Трудно сказать, как и когда зародилась у Волкова та страстная любовь и неизбывная преданность сцене, что определила выбор профессии и самую его жизненную судьбу. Быть может, поначалу театр был лишь прекрасной и призрачной мечтой, оттеняющей суровую и достаточно горькую реальность. Леонид Волков (настоящая фамилия Зимнюков) родился в небольшом поселке Дубовском Саратовской губернии. Он рос без отца, вскоре после рождения сына оставившего семью без средств к существованию. Мать с двумя детьми (у Волкова была еще сестра) переехала в г.Вольск к родственникам.

Жили Зимнюковы крайне стесненно, если не сказать бедно.

Будучи учеником 5-го класса реального училища и чувствуя себя старшим в семье, Волков начал зарабатывать уроками, а каникулярное время проводил на тяжелых городских работах.

В 1911 году поступил в Московский коммерческий институт.

Думается, что именно с этого переломного момента (переезд в Москву) и началось его серьезное увлечение искусством театра.

Столичная театральная жизнь начала века захватывала разнообразием ярких коллективов, пленяла многоголосием сценических талантов: Станиславский, Качалов, Москвин – "властители дум", легендарные мхатовцы; прославленные "старейшины" Малого театра – Ермолова, Ленский, Садовская, Юдин; в театре Корша царит Блюменталь-Тамарина, а у Незлобина – любимица публики Жихарева. Рядом – жадно ищут своих путей в искусстве молодые силы. "Студийность была закономерным явлением в истории русского театра – в десятых годах прошлого столетия она должна была возникнуть. Появление студий требовала обстановка, в которой проходила сценическая жизнь тех лет".

1913 год – рождение Первой студии МХТ. В том же году группа студентов, одержимая идеей создать "Студенческую драматическую студию", договаривается с Евг.Вахтанговым о руководстве занятиями. Среди студийцев первого призыва – Л.Волков. Вместе с ним П.Антакольский, ставший вскоре известным поэтом, будущие артисты и режиссеры Вахтанговского театра – К.Котлубай, Б.Захава, Н.Тураев и др.

Школа Вахтангова была "театральным университетом" для Волкова. Студийцы получали здесь не только профессиональные уроки высочайшего мастерства – режиссер увлекал их своим мироощущением, пронизанным самосжигающим, высоким служением искусству, а через искусство – идеями справедливости, добра, нравственного совершенствования человека. Не случайно студию называли "монастырем фанатиков любви к искусству" (Б.Захава). Взращивая эту страстную и принципиальную преданность театру, Вахтангов был далек от келейной замкнутости студии. Против замкнутости он бунтовал, настаивал на неразрывности жизни и сцены, на непременном ощущении глубокого дыхания реальности в любом студенческом опыте, пусть в самой крохотной театральной миниатюре. Вахтангова волновали острые, насущные вопросы каждодневности и коренные проблемы бытия, над которыми мастер заставлял думать своих учеников. Он внедрял в их сознание необходимость ясной и целенаправленной "установки на творчество", отчетливого понимания – "ради чего" и "во имя чего" актер выходит на сцену, что по мхатовской терминологии называлось "сверх-сверхзадачей" роли и творчества.

"Для учеников он был не только режиссером сцены, но и учителем жизни; за легкостью его мастерства, за обаянием его личности всегда будут сквозить жадность к творчеству, пронзительность последнего знания, беспощадная суровость в изживании своей короткой и глубокой жизни – единственный и памятный образ Вахтангова". Этот неповторимый образ и бесценные уроки Волков пронес через всю свою творческую биографию.

Терпеливо и настойчиво занимался руководитель студии со своими воспитанниками, раскрывая им секреты психологической школы актерского искусства как искусства переживания, перевоплощения в образ. Основы "системы" Станиславского, таким образом, Волков воспринял непосредственно от его лучшего гениального ученика.

Задачи театральной школы Вахтангов видел прежде всего в освобождении и раскрытии индивидуальности актера – предоставляя студийцам возможность испытать свою природу и ощутить диапазон своего дарования в разнохарактерном литературном материале. В репертуаре Волкова были роли, требующие как ярко комедийных, так и драматических, даже трагических нот, – он играл Жозефа, Доктора Кюре в "Чуде святого Антония" Н.Метерлинка, Фрезера в "Потопе" Г.Бергера, Селестена Дюкло в "Гаване" Мопассана. Уже в ученических работах молодого артиста проявилась склонность к ясному реалистическому типу творчества. Его не увлекала самодовлеющая театральная форма, самоценная игровая стихия.

Из вахтанговской студии молодой артист вышел сформировавшимся профессионалом, тяготеющим к ролям характерным и острохарактерным, по-мхатовски влюбленным в жизненную достоверность, бытовую определенность изображаемого персонажа. Его герои – всегда "земные", узнаваемые, словно с натуры вылепленные. Вместе с тем, стремление к художественному обобщению, типизации реальных наблюдений, выразительности сценического языка приводило к выпуклому рисунку роли "заостренной характерности", органично вырастающим из внутреннего существа образа. Критика писала о "сгущенном натурализме" и "смачном реализме", об остроте театральной интенсивности актера в спектаклях МХТ-2, куда Волков перешел в 1922 году после недолгого пребывания во 2-й Студии МХАТ (с 1919 по 1921 гг.).

* * *

Настоящее издание, в которое вошли материалы Л.А.Волкова, относящиеся к его деятельности в качестве режиссера и профессора театральной школы, дадут, как мы надеемся, читателю более развернутое представление о методике его педагогической работы.

Книга состоит из трех основных глав. В первой – "Режиссер – всегда педагог" – публикуются доклады Волкова о работе с актерами. Глава вторая – "Основы профессионального воспитания актера в театральной школе" – содержит стенограммы волковских уроков в театральном училище им.М.С.Щепкина, обработанных и прокомментированных Л.В.Цукасовой; в этой же главе приводятся записи упражнений и бесед со студентами, дается разработка важнейших элементов воспитания актера "по Волкову". В третьей главе – "Принципы, заповеди, советы" – изложены методологические положения, составляющие кредо Волкова-педагога, его высказывания в ходе занятий и фрагменты из записных книжек; здесь же помещены воспоминания видных мастеров сцены об их творческой работе с Леонидом Андреевичем, особенностях его воспитательной методики.

Надеемся, что знакомство с материалами настоящего издания окажется полезным прежде всего для практиков сцены, режиссеров-педагогов, преподавателей актерского мастерства, а также для тех, кто интересуется историей и теорией театральной педагогики.

Кандидат искусствоведения А.С.Тимофеева


Об авторах
top
photoЦукасова Людмила Викторовна
Актриса, режиссер, педагог. Выпускница Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре. Более 50 лет проработала на кафедре мастерства актера своей «alma mater». Доцент. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Киргизии. Режиссер высшей категории в жанре художественного слова. Выпустила четыре национальные студии на казахском, киргизском, якутском и немецком языках, четырнадцать русских курсов и пятнадцать спектаклей одного актера на базе Московской и областной филармоний и Москонцерта, готовила режиссерские кадры в Московском институте телевидения и радиовещания. В последние годы преподавала мастерство сценической речи в ГМПИ им. М. М. Ипполитова-Иванова.
photoВолков Леонид Андреевич (настоящая фамилия Зимнюков)
Выдающийся отечественный актер, режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1945). Родился в поселке Дубовском Саратовской губернии. Занимался в студии под руководством Е. Б. Вахтангова. Профессиональную деятельность начал в 1916 г. Работал в таких коллективах, как МХТ-2, Московский театр Революции, Московский художественный академический театр, Малый театр и др., а также в многочисленных экспериментальных студиях и провинциальных театрах. С 1952 г. профессор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина. В числе его учеников — известные артисты театра и кино Никита Подгорный, Светлана Немоляева, Инна Чурикова и многие другие.
Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)