Введение Глава I. Эрнест Резерфорд и его атомная модель §1. Краткая предыстория §2. "Драма идей": историческая реконструкция процесса формирования атомной модели в зеркале научной рефлексии §3. Резерфорд, Бор и Планк - ключ к разрешению "драмы" Глава II. Теория Бора и планетарный атом §1. Предпосылки, причины, поводы: последние "приготовления" к новой теории §2. Постулаты Бора и базирующая на них теория §3. Трудные судьбы научных открытий … §4. Исторические реконструкции в физике - вместо послесловия Глава III. Философская канва избранных идей Бора и их историко-методологическая самореконструкция (хрестоматийный материал с авторскими комментариями) § 1. Общий подход к проблеме §2. Фрагменты философско-методологических дискуссий Бора и Эйнштейна о проблемах теории познания, вскрывшиеся по мере развития атомной физики §3. Содержательный итог: обобщения философских идей Бора Приложение I. Н. Бор о физических принципах исследования живого организма Библиография Историческая реконструкция событий мира науки является одним из методов ее развития, и, несмотря на резко возрастающие сегодня скорости увеличения объема научной информации, быстро модифицирующиеся методы исследования, парадигмальные сдвиги постнеклассического ракурса, играют значимую роль, которую мы хотели бы представить в виде нескольких тезисов. Панорамное, как правило, компрессированное, сжатое представление сюжетов, связанных с вызреванием и рождением нового знания, помимо того, что является интересным просто как самодостаточный историко-культурный феномен, позволяет современному исследователю (особенно начинающему) ощутить себя в некоторой степени причастным к истории науки и ее развитию. Оно позволяет воспроизвести и усвоить определенные, не потерявшие своей значимости официальные и неформальные нормы научного дискурса, этики, а также философские идеи – спутники идей из той или иной конкретной области знания, ярче высвечивающиеся их мировоззренческую «подкладку» и помогающие наглядно проявить реальную значимость изобретений, открытий, инсайтов, зафиксированных в истории, их роль не только в прогрессе науке, но и эволюции цивилизации в целом. <...> Пытаясь сделать материал адаптированным для как можно более широкой читательской аудитории, мы старались не злоупотреблять математическими выкладками, формулами и уравнениями, отдавая предпочтение качественному рассмотрению, а там, где отойти от математики было невозможно, использовали максимально простые и удобные для восприятия версии физических формул и уравнений. <...> Мы искренне надеемся, что включенный в книгу материал вызовет интерес как к истории физики, так и к самой физике, поможет глубоко проникнуться идеями этой поистине великой науки, и познакомившийся с содержанием монографии читатель найдет и продуктивно использует другие аналогичные издания. Андрей Вячеславович КОРЖУЕВ Доктор педагогических наук, профессор кафедры медицинской и биологической физики Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова. Автор книг по теории и методологии высшего профессионального образования, истории и методологии физического познания. В последнее время занимается проблемой исторических реконструкций физического знания, его гуманитарных и общенаучных аспектов. Валентина Феофановна ДМИТРИЕВА Кандидат технических наук, профессор, заведующая кафедрой физики Московского государственного университета технологий и управления им К.Г. Разумовского. Автор многочисленных учебников для вузов и колледжей по физике и концепциям современного естествознания, автор журнальных статей и изобретений. |