URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Сухарев О.С. Региональная экономическая политика: Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриализация Обложка Сухарев О.С. Региональная экономическая политика: Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриализация
Id: 174914
545

Региональная экономическая политика:
Институты, структурно-организационные изменения, реиндустриализация

2014. 144 с.
Белая офсетная бумага

Аннотация

В книге рассматриваются проблемы формирования региональной экономической политики, исследуются основные подходы и накопленный опыт в этой сфере. Особое внимание уделено работе институтов в региональных системах российской экономики, дается оценка важности учета структурных сдвигов в региональном хозяйстве (на примере Калининградского особого региона), предлагается модель "институциональных (трансакционных) посредников", простейшая модель... (Подробнее)


Оглавление
top

Введение

Глава 1. Региональная экономическая политика: методология формирования

Глава 2. Институты регионального развития: возможности управления

2.1. Задача модернизации и региональное развитие

2.2. Взаимодействие агентов региональной системы: институциональные посредники

2.3. Советы директоров предприятий по секторам региона, торгово-промышленные палаты, аналитические центры и программы развития

Глава 3. Регионология: возможности и ограничения в развитии регионов

Глава 4. Реиндустриализация экономики России: почему она необходима?

4.1. «Структурные перекосы» российской экономики и макроэкономические условия регионального развития

4.2. Задача инновационного развития или реиндустриализация?

Глава 5. Структурный анализ региональной экономической системы

Заключение

Литература

Приложение


Введение
top

Региональная экономическая политика является неотъемлемым элементом общей экономической политики государства. Поэтому ее концепция должна вытекать из стратегии социально-экономи¬че¬ского развития страны и конкретного региона, оценки природно-ре¬сурсной и климатической составляющих, определении основополагающих проблем развития региона/регионов в ближайшем будущем и в сравнительно отдаленной перспективе, из диагностики регио-нальной экономики и построения прогноза развития (включающего социально-демографический, природно-ресурсный, экономический, технологический, экологический, информационный прогнозы). На наш взгляд, в условиях высокой региональной разобщенности требуется особая оценка системы взаимосвязей «центр – регион», поскольку от качества отношений в этой системе зависит не только проводимая федеральным правительством региональная политика, но и возможности проведения тех или иных мероприятий самим регионом, то есть степень его хозяйственной самостоятельности и экономико-политической автономности – способности принимать эффективные решения. Такую оценку необходимо проводить на основе подписанных договоренностей между центром и регионом, законодательных актов, регулирующих на текущий момент данный вид отношений. Результатом ее будет отнесение региона к наиболее депрессивным или динамично развивающимся, донорам или реципиентам. Этим будут определяться направленность мероприятий региональной промышленной политики, объемы федеральной помощи в виде соответствующих трансфертов и кредитов.

Одной из целей региональной экономической политики может выступать реструктуризация экономики региона, либо цель «оптимизации хозяйственной/промышленной структуры». Концепция экономической политики депрессивного промышленного региона должна строиться на выборе приоритетных направлений развития промышленных комплексов, что предполагает установление набора критериев, позволяющих осуществить данный выбор, а также включать разработку комплекса мероприятий государственной под-держки (федеральных и региональных властей) и оценку эффек-тивности вариантов экономической политики.

Одним из центральных моментов региональной экономиче-ской политики является решение социальных задач. Обеспечение занятости, загрузка производственных мощностей представляются весьма важными целями, но если это не приводит к росту заработной платы работников предприятий, а по области в целом – к росту реальных доходов населения, то значит, подлинная проблема уходит в тень и не решается в рамках разработанного комплекса мероприятий. Это верный сигнал для пересмотра экономической политики.

В качестве основных механизмов, при помощи которых обеспечивается практическая реализация региональной экономической политики, могут выступать:

– программы развития, в частности региональные, утверждаемые областной Думой и разрабатываемые по заказу региональной администрации;

– региональные фонды развития секторов хозяйственной деятельности, создаваемые для финансирования соответствующих мероприятий программ развития и отдельных проектов, предприятий, сфер деятельности;

– система прямых и косвенных мер государственной поддержки секторов хозяйства, защиты рынка, правил, норм, дополнительных процедур, изменений в системе налогообложения и т. д.

Финансирование разработки и реализации региональных программ развития осуществляется на долевых началах областным бюджетом и предприятиями-участниками. Пропорция определяется в ходе согласования между субъектами и напрямую зависит от изменений региональной конъюнктуры и доходной части областного бюджета.

В данной книге рассмотрены основные составляющие и воз-можности реализации региональной экономической политики, особенно в аспекте институтов, структурно-организационных особенностей функционирования региональной экономической системы и стоящей для России задачи реиндустриализации страны.


Об авторе
top
dop Олег Сергеевич СУХАРЕВ, доктор экономических наук, профессор.

Ведущий научный сотрудник ИЭ РАН и профессор ряда ведущих университетов России. Известный исследователь в области институционально-эволюционной экономической теории, макроэкономики, экономики промышленности, технологических и структурных изменений, теории инноваций и инвестиций, региональной экономики. Наиболее известные труды: "Экономическая методология и политика реструктуризации промышленности", "Теория экономической дисфункции", "Экономика будущего: теория институциональных изменений", "Эволюционная экономика", "Методология и возможности экономической науки" и др. Внес вклад в теорию институциональных изменений, теорию эффективности экономики и экономического роста, управления промышленными системами и разработку оценки эффективности инвестиций. Разработал концепцию дисфункции экономических систем и институтов, модель неошумпетерианской конкуренции "новатор—консерватор", принцип "комбинаторного наращения" и модель появлений новых комбинаций в экономике и др.