![]() Выдающийся английский философ и социолог, один из родоначальников позитивизма. Родился в Дерби (графство Дербишир), в семье учителя. Отказавшись от предложения получить образование в Кембридже, Г. Спенсер был помощником учителя, работал инженером на железной дороге, затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848–1853). Позже он получил небольшое наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
Герберт Спенсер — автор многих известных работ в области различных разделов философии — теории познания, методологии науки, этики, эстетики и др., а также психологии и этнографии. Его философские идеи получили большую популярность, оказав значительное влияние на более поздние течения, в том числе эмпириокритицизм и неопозитивизм. Большую научную ценность представляют также его исследования по социологии, где он является основоположником так называемой органической школы, представители которой сравнивали общество с живым организмом. ![]() Известный английский историк, этнограф, писатель и переводчик. Родился в городе Селкирке (Шотландия). Начальное и среднее образование получил в гимназиях родного города и Эдинбурга. Затем поступил в университет св. Андрея в Глазго, а с 1864 г. продолжил изучение языков в Оксфордском университете. В 1875 г. получил степень магистра гуманитарных наук и переехал из Оксфорда в Лондон. Последующие годы своей жизни посвятил литературной и научной работе: был поэтом, переводчиком, литературным критиком, изучал мифологию и религию. Профессор университета св. Андрея, председатель Лондонского общества фольклористов.
В своих работах Э. Ланг критиковал господствующую в его время анимистическую теорию происхождения религии, выдвинутую выдающимся английским этнографом Э. Б. Тайлором. Он считал, что идея Бога не может быть логически выведена из первобытных представлений о душах, духах и призраках. Главным источником религии, по его мнению, является вера в "могущественное Высшее Бытие, Творца всех вещей, Отца морали и Судию людей". С другой стороны, рассматривая природу анимистических верований, входящих составной частью во все религии, Э. Ланг выдвинул предположение, что их источником являются "сверхнормальные" переживания людей, не учитываемые рационалистической эволюционистской антропологией. Поэтому он призывал исследователей мифологии и религии более внимательно отнестись к таким явлениям, как ясновидение, гипнотизм, телепатия, галлюцинирование и т. п. Он также занимался собиранием народных волшебных сказок, перевел на английский язык произведения Гомера ("Илиада", "Одиссея", гомеровские гимны). В числе его трудов: "Обычай и миф" (1884), "Миф, ритуал и религия" (1887), "Современная мифология" (1897), "Становление религии" (1898), "Магия и религия" (1901), "Загадка тотемизма" (1905), "Истоки религии" (1908). Фрэзер Джеймс Джордж
Британский антрополог, культуролог, религиовед, фольклорист. Член Британской академии и Лондонского королевского общества. В 1914 г. был посвящён в рыцари. Член совета Тринити-колледжа Кембриджского университета, профессор социальной антропологии Ливерпульского университета.
Исследования Фрэзера стоят у истоков сравнительного религиоведения. Он является автором таких работ, как «Тотемизм», «Фольклор в Ветхом Завете», «Человек, Бог и бессмертие». Однако самым большим и известным его трудом стала работа «Золотая ветвь», в которой автор попытался дать наиболее полную картину представлений и верований всех эпох. ![]() Выдающийся американский философ и психолог, один из основателей прагматизма. Родился в Нью-Йорке, в семье литератора и религиозного мыслителя. Учился в Гарвардском медицинском колледже. В 1869 г. получил степень доктора, но по состоянию здоровья отказался от карьеры практикующего врача. С 1872 г. — ассистент (преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете), с 1885 г. — профессор философии, а в 1889–1907 гг. — профессор психологии Гарвардского университета, где в 1892 г. организовал первую в США лабораторию прикладной психологии (совместно с Г. Мюнстербергом).
В 1878–1890 гг. У. Джемс написал свои знаменитые «Принципы психологии», в которых отверг атомизм немецкой психологии и выдвинул задачу изучения конкретных фактов и состояний сознания, а не данных, находящихся «в» сознании. Он рассматривал сознание как индивидуальный поток, в котором никогда не появляются дважды одни и те же ощущения или мысли. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джемса. В 1902 г. вышла книга «Многообразие религиозного опыта» (рус. пер. 1910; неоднократно переизд. в URSS), вызвавшая самый глубокий интерес в кругах образованной публики всего мира. В последнее десятилетие своей жизни Джемс полностью переключился на философскую проблематику, опубликовав получившие широкую известность книги «Прагматизм: Новое название для некоторых старых методов мышления» (1907), «Плюралистическая Вселенная» (1909), «Очерки радикального эмпиризма» (1912, посмертно). ![]() Выдающийся французский философ, психолог, социолог, этнограф и антрополог. Родился в Париже. Получил образование в Парижском университете. В 1899–1927 гг. — профессор философии в Сорбонне. Один из создателей и директор Института этнологии при Сорбонне. Занимался историей французской и немецкой философии XIX в., затем обратился к изучению мыслительных процессов первобытных народов. По методологии и принципам постановки проблем выступал как последователь социолога Эмиля Дюркгейма.
Наибольшую известность Леви-Брюлю принесли исследования в области психологии мышления «примитивных народов». До его работ был принят постулат одинаковости законов мышления для народов всех времен. Леви-Брюль считал, что разным типам общества и разным эпохам присущи разные типы мышления. Он стал автором теории первобытного дологического мышления, которое отличается от современного логического, подчиняясь не закону противоречия, а закону партиципации (сопричастия), когда вещь воспринимается одновременно как таковая и как нечто другое (примером может служить тотемизм). Среди его наиболее важных работ — «Философия Огюста Конта», «Мораль и наука о нравах», «Ментальные функции в неразвитых обществах», «Первобытное мышление» (М.: URSS) и другие. ![]() Известный немецкий философ, историк и культуролог, один из признанных лидеров Марбургской школы неокантианства. Родился в Бреслау в Германии (ныне Вроцлав, Польша). В 1892 г. поступил в Берлинский университет. Посещал лекции в университетах Лейпцига, Гейдельберга, Мюнхена и Марбурга. В Марбурге (где получил степень доктора философии в 1899 г., представив диссертацию об анализе Декартом математического и научного знания) учился у Г. Когена и П. Наторпа, ведущих представителей неокантианства так называемой марбургской школы — течения, провозгласившего возврат к Канту в противовес господствовавшему тогда гегельянству. Профессор философии (1919–1933) и ректор (1930–1933) Гамбургского университета. С 1933 г. был в эмиграции: сначала в Оксфорде (Великобритания), затем в 1935–1941 гг. в Гётеборге (Швеция), а с 1941 г. — в США. В 1941–1944 гг. преподавал в Йельском, а затем в Колумбийском университете.
В начале своей деятельности Э. Кассирер занимался философскими проблемами естествознания, в том числе проблемами, связанными с теорией относительности Эйнштейна. После 1920 г. он создал оригинальную философию культуры. В своих основных работах он анализировал функции языка, мифа и религии, искусства и истории как «символических форм», через которые человек обретает понимание самого себя и окружающего мира, так что сам человек определяется как «животное, создающее символы». В том же ключе им была разработана философская дисциплина, которую, следуя Канту, он назвал философской антропологией. Кроме того, Э. Кассирер — автор ряда историко-философских работ о Г. Лейбнице, И. Канте, Р. Декарте, философии Возрождения, Просвещения и других. |