ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Введение. I. Задача этого исследования. Литературный пособия. А. Содержание и методъ изследования. 1 Социальный вопросъ. Социализмъ и марксизмъ. 2. Понятие марк- сизма. 3. Содержание и методъ изследования 3
В. Литературные пособгя для изучения (теоретическаго марксизма). 4 Социалистическая литература. Сочинения не социалистовъ о со- циализме. Литературыыя пособия
ЧАСТЬ ВТОРАЯ.Исторический материализмъ. И. Теория познания и метафизика Маркса — Энгельса: позитивный материализмъ. А. Научное и философское развитие Маркса. 5. Развитие европейскаго мышления после французской революции. Философия становится политически-социальной и научной (позитивной). Влияние на Маркса и Энгельса немецкой, французской и английской философии. 6. Марксъ подъ влияниемъ Фейербаха переходитъ отъ гегелианства къ позитивизму. Марксъ и Фейербахъ. 7. Переходъ Маркса отъ немецкой философии къ социализму. Марксъ есть немецкий фило¬ софъ по преимуществу. Немецкая философия менее идеологична, чемъ полагаетъ Марксъ. 8. Марксъ и Гегель. Подъ влияниемъ Фейер- баха историзмъ Гегеля у Маркса делается материалистическимъ— исторический материализмь В. Историзмъ Маркса -материалистическая диалектина. 9. Превращение Марксомъ гегелевской диалеготики въ материалисти- ческую. 10. Марксизмъ и дарвинизмъ — диалектика Маркса и совре- менный эволюционизмъ
С Позитивный материализмъ Маркса. 11. Определение материализма Марксомъ и Энгельсомъ. 12. Некри- тический объективизмъ и вульгарный материализмъ Маркса и Эн- гельса. Ихъ догматизмъ. 13. Позитивизмъ Маркса и Энгельса. Пози- тивная наука противъ метафизики и идеологии. 14. Позитивистическое учение объ антропоморфизме. Мифъ и критика. Идеология. 15. Опре- деления понятия философии у Энгельса. (Логика и диалектика. 16. Си- стема наукъ Маркса и Энгельса. Проблема классификации и орга- низации наукъ есть логическая и социальная. 17. Историческия науки Энгельса. Преувеличенный историзмъ Маркса и Энгельса. Реализмъ противъ историзма. 18. Марксъ и Энгельсъ, какъ социологи. Социа- лизмъ и социология. 19. Натурализмъ Маркса и Энгельса: социалризмъ и естествознание. Демократично ли естествознание? 20. Социалисти- ческое популяризирование науки. Рабочие и философия. Теория и прак- тика. 21. Объективизмъ Маркса. Марксизмъ, какъ реакция противъ субъективнаго идеализма и романтизма. Марксъ, Фейербахъ, Шо- пенгауеръ. Социалистическое настроение. 22. Предварительный обиций приговоръ о философии Маркса—марксизмъ есть эклектизмъ. Отсут- ствие критики и органическаго синтеза совремеыныхъ философскихъ элементовъ. Революционный атеизмъ ....
D. Современные марксисты противъ материализма. 23. Противъ материализма Баксъ, К. Шмидтъ, Штернъ, Бернштейнъ (защитники материализма: Плехановъ, Мерингъ). Возвратъ къ Канту.
III. Исторический материализмъ. А. Определения историческаго материализма. 24. Название: исторический материализмъ. Различныя определения Маркса, 25. Определения Энгельса. Марксъ и Энгельсъ въ различное время сами себе противоречатъ. 26. Современные марксисты: Баксъ и Каутский>Шмидтъ,Бернштейнъ, Эрнстъ, Куновъ,Плехановъ. Попыт¬ка систематическаго и нематериалистическаго определения понятия историческаго материализма. 27. Исторический материализмъ Маркса 25. есть позитивный, объективистический историзмъ и натуралистический 26. экономизмъ. Всемогущия „отношения". Ультрапозитивный аморализмъ 27. Маркса. Марксъ и Энгельсъ въ конце концевъ признаютъ мораль. 28. 28. Анализъ экономическихъ отношений, ихъ экономическое и соци- 29. альное значение. а) Отношения производства (обмена — сообщений). 30. Трудъ. Классовая борьба. Ь) „Человекъ есть то, что онъ естъ". Фи- 31. зиологическия, моральныя и интеллектуальныя влияния богатства и 32. бедпости. с) Такъ называемыя животныя жизненныя потребности. 33. Primum vivere, deinde philosophari (Шопенгауеръ и Контъ. d) Власть 34. надъ природой. Теория и практика, е) Исторический материализмъ и 35. дарвинизмъ и эволюционизмъ. Энгельсъ и Морганъ. 29. Позднейшия 36. разъяснения марксистовъ сводятся къ вопросу о степени значения 37. экономическаго материализма. Главный вопросъ: суть ли экономи- 38. ческия отношения причина всей культурной жизни и одни ли они ре- 39. альны—этимъ не устраняется
В. Исторический материализмъ, какъ стремлениѳ къ научной истории: экономи¬чески материализмъ. 30. Исторический материализмъ требуетъ истинно научной истории. 31. Требование основательно, но Марксъ не удовлетворяетъ ему. Сущ¬ность историческаго метода. Исторические факты и объяснение ихъ смысла. История и ея отношение къ философии и социологии. Материа-листическая история невозможна. Исторический материализмъ Маркса— идеология. 32. Недостатки преувеличеннаго историзма. Историзмъ, какъ не критический эмпиризмъ. Что такое история? Историзмъ, какъ логика фактовъ. Современность, какъ образъ прошлаго. Историзмъ, какъ методологический и этический дидлетантизмъ. 33. Марксъ и Энгельсъ нигдъ* не доказали экономическаго материализма. Эконо-мическия отпошения не находятся въ причинномъ отношении съ идео-логией. 34. Иесколько примеровъ экономическаго объяснения. 35. Эко-номически материализмъ есть философский и методологический при-митивизмъ; множественность и сложность социальныхъ причинъ тре-буютъ точнаго сравнительнаго метода. 36. Экономический материа-лизмъ долженъ признавать индивидуальное сознание иллюзией. Иси-хология опровергаетъ экономический материализмъ. 37. Марксъ не разработалъ своего иллюзионизма ни психологически, ни социологи¬чески. Марксъ и Гегель. Философия ищетъ смысла мира и жизни. 38. Все социально историческия силы приводятся въ конце КОНЦѲЕЪ къ тремъ высшимъ психическимъ категориямъ: разуму, чувству и воле. Вопросъ о первенстве той или другой психической дея¬тельности. Шопенгауеръ, Контъ, Кантъ и Гегель. Марксъ материали-зируетъ диалектику Гегеля и приходитъ такимъ путемъ къ первен¬ству воли, какъ и Шопенгауеръ. Вопросъ о психической и социально-исторической движущей силе и о самопроизвольности — насколько мы свободны? 39. Научный социализмъ противъ экономическаго ма-териализма: положительная, научная экономика есть не следствие, а предпосылка экономическаго коммунизма. Позитивная и „идеологи¬ческая" идеология? Снова проблема антропоморфизма. 40. Обосно-вание Марксомъ истории, какъ точной науки въ связи съ развитиемъ новой сОциологии и съ общественными науками вообще. 41. Развитие экономическаго материализма; Марксъ, какъ последователь общаго мнения ученыхъ ,
IV. Организация классоваго общества. Исторические законы и теори развития. А. Движущая сила движущихъ силъ"—Энгельса: классовая борьба. Масса и личность. 42. Объяснение Энгельса относительно двухъ (трехъ) болыпихъ классовъ и ихъ экономической борьбы: Экономические интересы этихъ классовъ суть движущия силы современнаго общества. 43. Общество состоитъ не изъ этихъ только классовъ. 44. Неопре- деленность понятий: пролетариатъ и буржуазия. 45. Понятие о клас- совой борьбе и борьбе вообще тоже неопределенно. Общество ор- ганизуется не только посредствомъ борьбы. 46. Психология истори- ческихъ силъ и особенно „движущихъ силъ". Тройные мотивы— психологическое и экономическое qui pro quo. 47. Психология массы— иллюзионизмъ. Индивидуализмъ и социализмъ. Коммунизмъ не только экономический, но и духовный (логический и этический), даже биологический. Коммунизмъ и материалистический натурализмъ. 48. Главныя правила для йзучения отношения индивида къ массе. Антропоморфическое понимание массы и общества. Есть ли обще- ство организмъ? Ошибочность метода органической школы въ со- циологии. Вопросъ о правахъ общества. Большинство—меньшинство— индивидъ. Марксизмъ не разрешилъ проблему индивидуализма и коллективизма (социализмъ, общий коммунизмъ). Массы не являются конечной движущей силой въ истории. 49. Общее сознание разви- вается исторически—историческое сознание. 50. Исторический очеркъ важнейпшхъ взглядовъ на отяошение индивидуальна™ сознания къ общему
В. Исторические законы и теория развития. 51. Марксъ и Энгельсъ видятъ научность истории въ установле- нии законовъ, какъ естественныхъ законовъ. 52. Неясность понятий о научномъ объяснении. Имеется ли у Маркса общий законъ разви- тия? 53. Теория развития Маркса на основании закона отрицания от- рицания. Эта теория катастрофъ не согласуется съ эволюционизмомъ, 54. Марксъ гораздо более настаиваетъ на развитии, чемъ на про- грессе. Позитивистическая безстрастность. Мерило прогресса. 55. Ре- грессъ въ прогрессе. 56. Важнейшия стадии развития. 57. Прямоли- нейнаго, массоваго, внезапнаго прогресса не существуетъ. Есть ли будущий коммунизмъ положение стационарное? 58. Какъ объясняете, Марксъ прогрессъ? Объяснение прогресса должно быть не только социологическимъ, а и метафизическимъ. Возвратъ къ Канту есть метафизический пересмотръ материализма с Общественный идеалъ и утопия. Свобода воли и исторические законы. Стр. 59- Боязнь утопии у марксистовъ. Что такое утопия? 60. Взгляды Маркса, Энгельса и марксистовъ на программу будущаго. Наука объ общественномъ идеале Ренара. 61. Общественно историческое предвидение и предсказание. 62. Это предсказание не устраняетъ этики, сознания и совести. Этика и история философии. 63. Скачекъ въ царство свободы—свобода воли. Социальная телеология и социаль- ный идеалъ. 64. Смеинение детерминизма съ фатализмомъ у Мар- кса и Энгельса. „Отношения" и вообще натуралистический объ- ективизмъ 200
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ.Сущность и развитее экономической организации общества. ѵ. Борьба экономическихъ классовъ. А. Картина современнаго капитализма по Марксу. 65. Задача этой части нашего этюда: изображение экономическихъ классовъ и ихъ борьбы. 66. Теория ценности Маркса. Ценность товаровъ создается трудомъ. 67. Обменъ, прибавочная стоимость и капиталъ. Трудъ, какъ товаръ. Наемная плата. Действие машинъ и техническаго прогресса вообще. Резервная армия: относительное перенаселение. Концентрация капиталовъ.Экономический фетишизмъ. 68. Развитие капиталистической крупной промышленности со вре- мени такъ называемаго первоначальнаго накопления. 69. Три глав- ныя стадии экономическаго развития. Законъ отрицания отрицания ведетъ капитализмъ къ коммунизму. Экспроприация экспроприато- ровъ. 70. Формулирование этихъ взглядовъ Энгельсомъ 215 В. Критика теории прибавочной стоимости Маркса. 71. „Капиталъ" Маркса есть теория капиталистической эксплуата-ции. Объектъ нашей критики есть понятие о прибавочной стоимости, 72. Ценность не объясняется однимъ только трудомъ. Доказатель¬ство этаго противоречие между 1 и 111 частями „Капитала". При¬бавочный трудъ или конкуренция? Важнейшия изъ попытокъ объ¬яснить противоречие. 73. Сознавалъ ли это противоречие самъ Марксъ? 74. Социологические и философские недостатки марксизма проявились и,въ экономическихъ ученияхъ. Особыя свойства „Ка-питала"—необработанность и колебания. 75. Одинъ трудъ не соз-даетъ ценности. Безъ категории полезности нельзя установить по-нятия о ценности. Что создаетъ ценность самаго труда? Трудъ и рабочая сила. 76. Материалистический объективизмъ теории ценности Маркса. Марксъ противъ элемента полезности, такъ какъ полез¬ностъ указываетъ на мотивъ. Снросъ не согласуется съ экономи- ческимъ материализмомъ. Психофизическое суждение о труде. 77. Отношение этики и экономики. Эгоизмъ и альтруизмъ въ эко- номической жизни. Сущность и методъ экономики. 78. Физический и умственный трудъ; простая и сложная работа. Неудовлетворитель- ность экономическаго материализма.Денность труда не измеряется временемъ—теория найма Маркса противоречитъ этому. 79. ПОнятие объ общественномъ труде. Фетишизмъ труда. 80. Разделение труда. Идеалъ абсолютной способности. Материализмъ не способенъ пра- вильно понять проблемму о разделении и организации труда. 81. Разделение 1 труда, какъ основа образования классовъ. Классы соб- ственности и труда. Объяснение развития классовъ Энгельсомъ. 82. Учение Маркса о концеитрировании капитала неверно; средний классъ не исчезаетъ, какъ учитъ Марксъ. Третья часть тутъ снова противоречитъ первой. Бернштейнъ противъ теории катастрофа прибавочной ценности и классовой борьбы 83. Противоречие между капитализмомъ и пролетариатомъ. Сущность современнаго капита- лизма. Капитализмъ не единственная причина нищеты. Общее по- ложеяие рабочихъ опровергаешь теории Маркса о всеобщемъ упадке. Социалистическое настроение не декадентское. 84. Теория Маркса объ упадке опровергается и данными статистики населения. Марксъ противъ Мальтуса и Лассаля. Марксъ за Дарвина, а потому.:, и за Мальтуса. Снова третья часть противоречитъ первой. 85. Самъ Марксъ разделяетъ свои два главные класса на индивидуумовъ. 86- Марксъ о торговле. Современный купецъ. 87. Аграрный вопросъ. Учение Маркса о религии и его теория ценности. 88. Экономическая история Маркса. 89. Окончательный приговоръ объ экономике Маркса. Значение его теории ценности—векъ труда. Мелкая работа. Демократически трудъ и аристократический спортъ. Революционер- ство Маркса и Энгельса было еще аристократическимъ и романти- ческимъ. Несостоятельность материализма
VI. Происхождение и развитие цивилизации. Коммунизмъ. А. Коммунизмъ будущаго. 90. Марксизмъ есть по существу коммунизмъ. Требования Маркса. Его последователи. 91. Коммунизмъ и материализмъ. 92. Комму- низмъ Маркса есть система не только экономическая, а и духовная, и вообще культурная. 93. Определение понятий: социализмъ, комму- низмъ, коллективизмъ. 94. Критика системы Маркса. Мнимое про- тиворечие коммунизма и капитализма. Насколько коммунизмъ под- готовленъ уже теперь? Неопределенность принципа раздела иму- ществъ и т. д. Въ конце концовъ Марксъ и Энгельсъ почти со- вершенно отказались отъ коммунизма В. Первобытный коммунизмъ. Развитие семьи и цивилизация. 95. Марксъ и Платонъ. Значение семьи для коммунизма Маркса. Сочинение Энгельса о семье. 96. Основная идея этаго сочинения*, общество организуется сначала семейными узами, а не производ- ственными отношениями. Противоречие съ историческимъ материа- лизмомъ. 97. Энгельсъ объ отдельныхъ стадияхъ развития семьи и культуры. 98. Аморализмъ contra морализма. Фетишизмъ кров- наго родства. Мнения Энгельса о первобытной семье неверны. Матриархата не существовало. 99. Сущность первобытнаго рода. Ро- довой строй не составляетъ противоречия государству. Первобытный коммунизмъ отрицателенъ, а не положителенъ. Первобытный аграр- ный коммунизмъ. 100. Родовой строй у европейскихъ народовъ, у германцевъ и славянъ. Русская община и задруга. Энгельсъ и сла- вянофилы. 101. Цивилизация и варварство—вырождение. 102. Кри- тика культурной истории Энгельса и въ особенности его теории вырождения. 103. Что такое, собственно говоря, первобытный ком- мунизмъ Энгельса? Абсолютнаго коммунизма никогда не существо- вало. Половой и семейный коммунизмъ, какъ основа экояоми- ческаго
С. Женский вопросъ. Свободная любовь. 104. Будущий коммунизмъ долженъ также распространяться и на отношения между полами. История моногамии по Энгельсу. Семья у буржуазии и у пролетариевъ. Социализмъ и индивидуальная поло¬вая любовь. Свобода любви въ будущемъ. 105. Декадентство у Эн¬гельса и его основание: материализмъ. Двойной типъ декадентства— католический и протестантский. Любовь, но не свобода любви . . .
ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ.Идеологическия системы. VII. Государство и право. 106. Развитее политическаго мышления въ Германии 107. Учение Маркса о государстве и развитие этого учения. Государство и бур-жуазия. Политическое государство. 108. Учение Энгельса о государ-стве. Государство, какъ противоречие родовому строю. Развитие го¬сударства. Его вымирание. 109. Учение историческаго материализма о государстве неудовлетворительно—сущность и значение госу¬дарства. Государство и экономическая организация. Государство и церковь. Государство и национальность. Понятие объ „обществе" у Маркса и Энгельса. Анархизмъ и государственный социализмъ. Бернштейнъ противъ Маркса и Энгельса. 110. Развитие современ-наго государства: экономическая и интеллектуальная организации взаимно дополняются. Государство и философия. Афилоеофизмъ и астатизмъ (анархизмъ). Централизация и автономия; функциональная, или местная автономия. 111. Философия права Маркса и Энгельса. 112. Объемъ права шире объема хозяйства. Форма производства не обусловливаетъ формъ собственности. Действительно ли санкция права только въ силе и въ воле большинства? ИЗ. Объяснение че¬ловеческихъ правъ Энгельсомъ и въ особенности его объяснение пролетарнаго требования равенства. 114. Позитивный историзмъ не иризнаетъ позитивныхъ правовыхъ ионятий. Человеческия права развиваются въ церковно-религиозной сфере. Понятие равенства у Маркса и Энгельса неопределенно 353
VIII. Националнзмъ и иытернационализмъ. 115. Новыя мнения марксистовъ по поводу национальнаго вопроса. 116. Мнения Маркса и Энгельса. Ихъ практический интернациона-лизмъ. 117. Развитие принципа национальности. 118. Каутский р фе-дерализме наций. Национальность и гуманность. Права языковъ— право естественное. Космополитизму национализмъ, социализмъ. 119. Марксъ и марксисты о славянстве. Марксисты противъ гер-манскаго шовинизма. 120. Марксъ и еврейский вопросъ ..... . . 390
IX. Религиозный вопросъ. 121. „Капиталъ" Маркса доводитъ до конца критику религии Фейер- баха: религиозный антропоморфизмъ, какъ экономический фетишизмъ. 122 Религиозная философия Энгельса. 123. Антропоморфизмъ не ис- черпываетъ всей сущности религии. Марксъ и Энгельсъ, следуя Фейербаху, возрождаютъ рационализмъ. Религия и ея этический и социальный элементы. Современная борьба. 124. Революционный атеизмъ Маркса-христианство, религия рабовъ. 125. Влияние религии въ новое время. Реформация. Культурное значение великаго истори- ческаго религиознаго дуализма — католицизмъ и протестантизмъ. Сущность протестантизма и его значение для современной филосо- фии, науки, морали и политики. Два типа хозяйства, и въ особен- ности социализма—католический и протестантский. Исторический ма- териализмъ и религиозный вопросъ. 126. Отношение марксизма къ католицизму, протестантизму и еврейству. 127. Марксисты и рели- гиозный вопросъ. Есть ли религия частное дело? Поскольку социа- лизмъ есть движение религиозное? 416
X. Этический вопросъ. 128. Марксъ и Энгельсъ за позитивный аморализмъ и вместе съ темъ за гуманитарный морализмъ. Они признаютъ гуманизмъ Фейербаха—реальный гуманизмъ безъ сантиментальности. Классовая мораль относительна, и не смотря на это она „действительно че¬ловечна". 129. Теоретико-познавательное обоснование нравственнаго закона. Нравственный законъ абсолютенъ — въ какомъ именно смысле? Чистой классовой морали не существуетъ—действительно человечная мораль будущаго. Основной теоретико познавательный вопросъ объ этической санкции. Нравственность и религия. 130. Ма-териальное содержание нравственнаго закона. Дуализмъ у Маркса и Энгельса. Эгоизмъ и альтруизмъ. По мнению Маркса, человекъ по существу эгоистъ. 131. Страхъ Маркса предъ сантиментальностью неоснователенъ. Развитие современнаго идеала гуманности. Гуман- ность невозможна безъ любви—социализмъ долженъ быть не только научнымъ, но и социальнымъ. Аристократический гедонизмъ Маркса и Энгельса. 132. Современная любовь — демократическая любовь. 133. Марксисты теперь признаютъ самостоятельность и деятельность не эгостической морали. 134. Разсуждения о вопросахъ, практической этики: преступление и наказание. Преступление и экономическич от- ношения. Проституция 441
XI. Социалнзмъ и искусство. 135. Социализмъ современнаго искусства. Исторический материа- лизмъ и искусство* 136. Влияние социализма на отдельные роды искусства. 137. Общественно-образовательное значение искусства. Зачатки социальной и социалистической эстетики (Рёскинъ, Моррисъ, Ваксъ, Кранъ и Толстой). Материализмъ труда и позивистический интеллектуализмъ приводятъ къ неуважению къ красоте 459
XII. Марксизмъ есть абсолютный объективизмъ. 138. Марксизмъ, какъ философская система: абсолютный объекти¬визмъ, какъ контрастъ абсолютнаго субъективизма (идеализма). Важнейшие изъ тезисовъ марксизма. Несостоятельность абсолютнаго объективизма. 139. Марксизмъ и вопросы новой философии и этики. 140. Общественное и этическое значение марксизма. 141. Марксъ и Энгельсъ 467
ПЯТАЯ ЧАСТЬ.Критика практики марксизма. хш. Главные вопросы политики марксизма. А. Революция или реформа? 142. Революционизмъ Маркса—материализмъ, какъ „практически-критическая деятельность". Позже Марксъ становится более уме-реннымъ 143. Политическое завещание Энгельса. Революция при¬знается невозможной и не нужной. 144. Последователи Маркса и Энгельса. Ихъ борьба изъ за радикализма и оппортунизма. Вопросъ о допустимости компромисса. 145. Философия гуманистическаго пе-реворота на основании Фейербаховскаго гуманизма. 146. Эта фило-софия романтическая и идеологическая. 147. Категорический импе-ративъ практической критики Маркса. Не критическая критика. Отрицание и творческая критика.Чисто эмпирическая критика исто- ризма, а не критика принцииовъ. Аморальная критика. Объекти- вистическая критика безъ самокритики. 148. Критика Маркса, какъ дальнейшее развитие философии Фейрбаха. Недовольство Маркса ироистекаетъ * не изъ экономической критики, а изъ философии. 149. Критика Маркса и Шопенгауера. Марксъ и пессимизмъ. Пес- симизмъ объективизма и субъективизма. Современная склонность къ самоубийствамъ, какъ социальный вопросъ. Самоубийство и убийство. Современные титаны и ихъ борьба. Атеистический рево- люционизмъ. 150. Сущность современнаго философскаго и религиозно- этическаго развития со времени реформации. Фаустъ Маркса пре- вращается въ избирателя. 151. Марксизмъ и анархизмъ. 152. Внут- ренния противоречия практическая марксизма: революционизмъ происхождѳния французская и не подходитъ къ немецкой филосо- фии. Католический и протестантский социализмъ. Колебания между эволюционизмомъ и катастрофизмомъ. Теория ценности противоре- читъ катастрофизму. . . Р В. Марксизмъ и парламентаризма 153. Марксизмъ становится государственнымъ социализмомъ. Пре- увеличенная оценка политической деятельности. Социалъ демокра- тическая партия, какъ партия социальной реформы въ современной философии. Отрицательный и положительный радикализмъ. 154. Мар- ксизмъ и конституционныя формы: республиканизмъ. Развитие кон- ституционнаго государства. Вопросъ о форме правления становится менее острымъ. „Социальная империя". Марксизмъ и милитаризма Внешняя политика. 155. Демократизмъ конституционнаго госу- дарства. Реформа конституционализма (Всеобщее избирательное право. Представительство меньшинства. Референдумъ. Инициатива. Авто- номия и централизация. Муниципальный социализмъ). 156. Демокра- тизмъ и научная политика: антропоморфное понятие о массе. Де- мократическое суеверие. 157. Политическая примитивность какъ следствие антропоморфическая демократизма. 158. Недостатки по- литическая примитивизма. 159. Марксизмъ и экономическия об- щества. Общества образовательныя. Нравственная пропаганда. Концентрированная общественная работа. Демократизмъ, какъ миро- воззрение и его политика sub specie aeternitatis
ШЕСТАЯ ЧАСТЬ.Окончательный выводъ. Х1У. Научный и ФИЛОСОФСКИЙ кризисъ въ марксизме. 160. Хронический кризисъ научнаго, философскаго и политиче- скаго марксизма. 161. Обсуждение этого вопроса , . .
Масарик Томаш Гарриг Выдающийся чешский философ, социолог и политический деятель; первый президент Чехословацкой республики (1918–1935). Родился в Моравии (Австро–Венгерская империя), в семье рабочего. Учился в Брно, Вене и Лейпциге (в числе его учителей были философ Ф. Брентано и психолог В. Вундт). С 1876 г. – доктор философии; защитил диссертацию на тему "Самоубийство как социальное явление". В 1882–1914 гг. – профессор философии Пражского университета. В 1891–1893 и 1907–1914 гг. – депутат парламента австрийских земель (рейхсрата). В годы Первой мировой войны жил в европейских странах, России и США, где активно выступал за независимость Чехословакии. В 1918 г., после падения Австро–Венгерской империи, был заочно избран первым президентом Чехословацкой республики; через месяц после избрания вернулся на родину. Член–корреспондент Британской академии (1920). Основатель влиятельного журнала "Атенеум. Журнал литературы и научной критики".
Научные работы Т. Г. Масарика были посвящены истории философии, социологии и истории. Он стремился создать "научное" позитивистское мировоззрение, противопоставляя его богословию, но в то же время считал, что религиозная этика может удовлетворить духовные запросы человека. Он получил широкую известность как идейный вдохновитель чехословацкого национального движения, став в итоге политическим и духовным лидером независимой Чехословакии. Как политический деятель Масарик стремился к созданию либеральной многопартийной демократии, с допущением национальных меньшинств в политику. Он активно участвовал в дискуссиях начала XX века о марксизме (книга "Философские и социологические основания марксизма" вышла в 1899 г. и уже через год была переведена на русский язык), а в труде "Россия и Европа" критически анализировал истоки духовного, религиозного и социального кризиса в России. |