Представленные тут работы разнородны. Первая часть содержит тексты, созданные в рамках подготовки диссертации на соискание степени кандидата философских наук. Было это уже сравнительно давно – большая часть была готова уже в 2009. С тех пор прошло четыре года, автор представляемого текста изменился и такого текста, как тогда, уже бы не написал. Но кандидатская на то и кандидатская. Текст не предлагает новых концептов, и если и имеет какую-то ценность, то лишь как свидетельство эволюции, хранящей в своей сердцевине верность событию, которым оказалась встреча с философией Эмманюэля Левинаса. Философия Другого, с которой я встретился еще в 2001 году, в прямом смысле перевернула мою жизнь. Я вдруг получил оптику, позволявшую высекать энергию буквальным образом из всего – любой камень, любое утверждение, любая онтология – все превратилось в следы ускользнувшей бесконечности. Один всего лишь ход, но открывающий так много! Все, буквально все стало фантастическим! А в скуке оказался виноват сам скучающий. Думать оказалось возможным только обо всем и всерьез. О каждой частичке и каждом живущем существе, и тоже только всерьез, и весело, и абсолютно. Потому что ведь на мне лежит абсолютная ответственность! Так как же что-то может быть не абсолютным, если это так? <...> Вниманием, в первую очередь, к феноменологическим истокам обусловлено то, что часть собственно про «понятия» этического рационализма оказалась достаточно куцей. Автор надеется исправить этот недостаток в дальнейшем. Кроме того, последняя часть первой части содержит такой же построчный анализ-сравнение текстов о заповеди, должном и Благе у Левинаса и Семена Франка. С одном стороны, сравнение этих фигур может показаться странным. С другой, почему нет? Во первых, у них много общего. Хоть они и не были знакомы. Оба были евреи, оба говорили по-русски (Левинас всю жизнь в семье пользовался русским языком), оба пережили страшные потрясения ХХ века, оба использовали феноменологический метод. Но главное не это. Главное, что оба описывают то, что считается «неописываемым», Благо. Знакомство с Франком было очень радостным. Меня поразило, с какой ясностью и простотой (и как нескромно, но уверенно!) он пишет не о чем-нибудь, но об абсолютном благе. Это меня поразило. Поразило и то, что называл свою философию он антиномистическим монодуализмом. И это тоже показалось мне движением в ту же сторону, в какую движется Левинас («монодуализм» Левинаса прекрасно выговаривается Деррида, когда оказывается, что мы можем не бороться с предшествующей философией, но просто переименовать ее, когда любая наличность может быть переинтерпретирована как предварительность или вторичность, а любое тождество – как различие). Потому я решил их сравнить. Вторая часть содержит несколько коротких текстов философско-эстетического плана, разрабатывающих дальше, как мне кажется, открытую в первой части проблематику. Третья часть, в абсолютно гегельянском духе, является первой частью нового, еще не существующего, но уже имеющего ясную идею и структуру текста. В котором, кроме Левинаса, появляются Бадью и Жижек, и Хаким-Бей. Она состоит из трех частей – содержания, развернутого содержания и концептуального введения, из которого, в общем, должно быть ясно, чем будет этот еще не написанный труд. Сергей Анатольевич СТЕПАНИЩЕВ Кандидат философских наук, автор исследования "Этический рационализм Э.Левинаса в контексте феноменологической традиции", защищенного в МПГУ. Окончил философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, отделение религиоведения. Участвовал в мета-театральном проекте "ЛабораТория. Голем" Бориса Юхананова. Один из основателей образовательной инициативы T.A.Z.University (Киев). Преподаватель Международного еврейского института экономики, финансов и права. Член арт-группы "Выстрел в коленку!". |