Предисловие |
1 | Введение: общая характеристика тест-систем |
| 1. | Дефиниции, цели использования и достоинства тест-систем |
| 2. | История |
| 3. | Классификация |
| 4. | Общие требования и метрология |
| 5. | Ограничения тест-систем |
| Литература к главе 1 |
2 | Химические основы тестов: реакции и реагенты |
| 1. | Выбор химических реакций и реагентов |
| | 2.1.1. | Общие сведения |
| | 2.1.2. | Кислотно-основные реакции |
| | 2.1.3. | Реакции окисления-восстановления |
| | 2.1.4. | Реакции комплексообразования |
| | 2.1.5. | Реакции синтеза органических соединений |
| 2. | Способы использования реагентов |
| 3. | Иммобилизация химических реагентов |
| | 2.3.1. | Иммобилизация за счет физической сорбции (физическая иммобилизация) |
| | 2.3.2. | Химическая иммобилизация |
| 4. | Каталитические реакции |
| | 2.4.1. | Использование ферментов |
| | 2.4.2. | Каталитические неферментативные реакции |
| .5. | Иммунометоды |
| Литература к главе 2 |
3 | Средства и приемы анализа жидких сред |
| 1. | Бумажные полоски и их аналоги |
| | 3.1.1. | Индикаторные бумаги для погружения в жидкость |
| | 3.1.2. | Концентрирование продуктов реакции |
| | 3.1.3. | Приемы бумажной хроматографии |
| | 3.1.4. | Измерение скорости реакций |
| | 3.1.5. | Тест-титрование с бумагами |
| | 3.1.6. | Колориметрия с использованием индикаторных бумаг |
| 2. | Индикаторные порошки |
| 3. | Индикаторные трубки |
| 4. | Таблетки и подобные им формы |
| 5. | Обычные ампулы и капельницы |
| 6. | Самонаполняющиеся ампулы |
| 7. | Наборы для титрования |
| 8. | Разные средства |
| Литература к главе 3 |
4 | Системы регистрации |
| 1. | Требования к системам и их классификация |
| 2. | Визуальные методы |
| 3. | Визуально-колориметрические методы |
| 4. | Использование более сложных,но компактных приборов |
| 5. | Цветометрия |
| 6. | Титрование |
| 7. | Химические дозиметры |
| 8. | Микроприборы с "зашитой" методикой |
| 9. | Тест-концентраторы для определений с помощью индикаторных порошков |
| Литература к главе 4 |
5 | Методология и области применения тест-систем |
| 1. | Области использования |
| 2. | Аттестация и официальное одобрение методик |
| 3. | Скрининг образцов |
| Литература к главе 5 |
6 | Анализ воды и почвы как объектов окружающей среды на неорганические компоненты |
| 1. | Обобщающие тесты. Определение суммарных показателей |
| | 6.1.1. | Жесткость воды |
| | 6.1.2. | Общая щелочность и кислотность воды |
| | 6.1.3. | Суммарное содержание ионов тяжелых металлов |
| | 6.1.4. | Активный хлор |
| | 6.1.5. | Определение pH |
| 2. | Катионы |
| | 6.2.1. | Серебро |
| | 6.2.2. | Алюминий |
| | 6.2.3. | Аммоний |
| | 6.2.4. | Мышьяк |
| | 6.2.5. | Бериллий |
| | 6.2.6. | Висмут |
| | 6.2.7. | Кальций |
| | 6.2.8. | Кадмий |
| | 6.2.9. | Кобальт |
| | 6.2.10. | Хром |
| | 6.2.11. | Медь |
| | 6.2.12. | Железо |
| | 6.2.13. | Германий |
| | 6.2.14. | Ртуть |
| | 6.2.15. | Индий |
| | 6.2.16. | Калий |
| | 6.2.17. | Марганец |
| | 6.2.18. | Молибден |
| | 6.2.19. | Натрий |
| | 6.2.20. | Никель |
| | 6.2.21. | Свинец |
| | 6.2.22. | Палладий |
| | 6.2.23. | Титан |
| | 6.2.24. | Уран |
| | 6.2.25. | Цинк |
| 3. | Анионы |
| | 6.3.1. | Бромиды |
| | 6.3.2. | Хлориды |
| | 6.3.3. | Цианиды |
| | 6.3.4. | Хроматы |
| | 6.3.5. | Фториды |
| | 6.3.6. | Иодиды |
| | 6.3.7. | Нитраты и нитриты |
| | 6.3.8. | Фосфаты |
| | 6.3.9. | Сульфиды |
| | 6.3.10. | Тиоцианаты |
| | 6.3.11. | Силикаты |
| | 6.3.12. | Сульфаты |
| | 6.3.13. | Сульфиты |
| .4. | Другие неорганические компоненты |
| | 6.4.1. | Гидразин |
| | 6.4.2. | Пероксид водорода |
| | 6.4.3. | Кислород |
| | 6.4.4. | Озон |
| Литература к главе 6 |
7 | Анализ воды и почвы на органические компоненты |
| 1. | Обобщенные показатели |
| | 7.1.1. | Химическое потребление кислорода |
| | 7.1.2. | Биохимическое потребление кислорода |
| | 7.1.3. | Общий органический углерод |
| | 7.1.4. | Общий азот |
| | 7.1.5. | Адсорбируемые органические галогены |
| 2. | Углеводороды нефтяного происхождения |
| 3. | Полициклические ароматические углеводороды |
| 4. | Хлорорганические соединения |
| 5. | Полихлорированные дифенилы |
| .6. | Различные пестициды |
| .7. | Другие органические вещества |
| | 7.7.1. | Фенолы |
| | 7.7.2. | 1-Нафтол |
| | 7.7.3. | Нитрофенолы |
| | 7.7.4. | Анионные поверхностно-активные вещества |
| | 7.7.5. | Катионные поверхностно-активные вещества |
| | 7.7.6. | Неионные поверхностно-активные вещества |
| | 7.7.7. | Анилин |
| | 7.7.8. | Сумма серосодержащих восстановителей |
| | 7.7.9. | Ртутьорганические соединения |
| | 7.7.10. | Диэтилгидроксиламин |
| Литература к главе 7 |
8 | Анализ воздуха и паров |
| 1. | Анализ с индикаторными трубками |
| | 8.1.1. | Принцип работы и конструкция индикаторных трубок |
| | 8.1.2. | Химический состав индикаторных порошков |
| | 8.1.3. | Способы определения концентрации |
| | 8.1.4. | Воздухозаборные устройства |
| | 8.1.5. | Комплекты индикаторных трубок и их назначение |
| 2. | Использование переносных и карманных анализаторов |
| Литература к главе 8 |
9 | Обнаружение паров алкоголя, наркотиков, отравляющих и взрывчатых веществ |
| 1. | Алкоголь |
| 2. | Наркотики |
| 3. | Отравляющие вещества |
| 4. | Взрывчатые вещества |
| Литература к главе 9 |
10 | Использование в медицине |
| 1. | Определение глюкозы |
| 2. | Тесты на холестерин |
| 3. | Другие медицинские применения |
| 4. | Контроль лекарственных препаратов |
| Литература к главе 10 |
11 | Различные применения |
| 1. | Определение золота и серебра на пробирном камне |
| | 11.1.1. | Методика тестирования |
| | 11.1.2. | Пробирный камень и пробирные иглы |
| | 11.1.3. | Реактивы |
| 2. | Использование тест-средств в учебных целях |
| 3. | Литература к главе 11 |
12 | Заключение и перспективы |
| Производители и поставщики тест-систем |
Предметный указатель |
Аналитическая лаборатория приходит "в поле". Химический анализ
перемещается из лаборатории к тем местам, где находятся объекты анализа.
Анализ "на месте" – быстро развивающееся направление. Перенос образцов
заменяется переносом информации. Подобные утверждения теперь стали общим
местом, и они справедливы. Кроме того, есть большая нужда в анализе все
возрастающего числа проб, и предварительный скрининг, отбраковка образцов,
даже в лаборатории, представляются совершенно необходимыми.
Экспрессные тест-методы химического анализа могут решать обе задачи.
Эта книга посвящена химическим тестам, которые широко используются
в экологической, промышленной, клинической или криминалистической сферах
и обеспечивают возможность простого и недорого анализа – качественного,
полуколичественного и количественного. Тесты могут осуществляться
неквалифицированным персоналом.
В книге обсуждаются общие характеристики тест-систем – дефиниции,
достоинства тестов, их химические основы, изготовление и особенности
технических средств, методология их использования.
Детально описано использование экспресс-тестов во многих областях, и для
каждой рассматриваемой аналитической задачи указаны разнообразные
тест-средства – бумажные полоски, индикаторные порошки, трубки, таблетки
и т.д. К наиболее важным областям применения химических тест-методов
относятся следующие: анализ воды на органические и неорганические
компоненты, главным образом с точки зрения охраны окружающей среды; анализ
воздуха, например на токсичные газы или пары алкоголя; обнаружение
наркотиков, отравляющих и взрывчатых веществ; определение глюкозы,
холестерина и других компонентов, важных с медицинской точки зрения.
Авторы искренне благодарят своих сотрудников в Московском государственном
университете им.М.В.Ломоносова, Институте общей и неорганической химии
им.Н.С.Курнакова РАН и Владимирском государственном университете
за помощь в развитии новых тест-систем и подготовке этой книги.
Авторы
Золотов Юрий Александрович
Профессор, заведующий кафедрой аналитической химии
химического факультета Московского государственного университета
им.М.В.Ломоносова, академик Российской академии наук.
Автор более 600 научных работ, в том числе 20 монографий
и 60 патентов. Председатель Научного совета РАН
по аналитической химии, главный редактор "Журнала аналитической химии", член
редакционных советов многих международных и российских журналов "Analytica
Chimica Acta", "Fresenius Journal of Analytical Chemistry", "Solvent
Extraction and Ion Exchange", "International Journal of Environmental
Analytical Chemistry". Работает в отделении аналитической химии Федерации
европейских химических обществ (представитель России) и Международном
комитете экстракционной химии и технологии. Приглашался пленарным
докладчиком на многие международные конференции по аналитической химии
и экстракции, а также на Международные конгрессы по теоретической
и прикладной химии.
Ю.А.Золотов получил немало отечественных и международных наград. Он
лауреат Государственных премий СССР и Российской Федерации, награжден
Золотой медалью им.Д.И.Менделеева, премией им.Л.А.Чугаева,
медалью им.Ф.Эмиха Австрийского общества аналитической химии; он почетный
иностранный член Королевского общества наук и искусств в Гетеборге
и Японского общества аналитической химии; почетный доктор Национального
университета им.Т.Г.Шевченко в Киеве.
Он внес большой вклад в теорию и практику жидкостной экстракции, а также
в аналитическое концентрирование микрокомпонентов, проточный анализ,
химические тест-методы и другие области аналитической химии.
Иванов Вадим Михайлович
Профессор кафедры аналитической химии химического факультета Московского
государственного университета им.М.В.Ломоносова.
Автор свыше 600 научных работ, 15 монографий и учебников, 26 патентов.
Иванов В.М. – заместитель главного редактора "Журнала аналитической
химии", председатель комиссии по терминологии Научного совета РАН
по аналитической химии. Имеет правительственные награды.
Известен работами по изучению и аналитическому применению многих органических
реагентов, особенно азосоединений, часто применяемых в фотометрических
методах. Активно развивает новое научное направление – цветометрию.
Амелин Василий Григорьевич
Профессор, работает во Владимирском государственном университете.
Автор нескольких обзоров и свыше 50 научных работ.
Первым в России защитил докторскую диссертацию по химическим тест-методам
анализа. Активно внедряет тест-методы в учебный процесс школ и институтов.