В начале XX века Европа состояла из крупных, средних и малых государств, причем последним отводилось весьма скромное место в "европейском концерте". Постепенно на протяжении века значение малых стран в мировой политике возрастало. Со второй половины XX века и по сей день многие из них претендуют на особую роль в международных делах, зачастую выступая связующим звеном в экономических и политических взаимоотношениях крупных держав. Основанием для этого могут служить их выгодное географическое положение, наличие богатых природных ресурсов, а также их вклад в работу международных организаций. Теория "малых стран" получила развитие в 1950-е гг. в США, затем в 1960–1970-е гг. в Европе и стала широко применяться политологами, экономистами и историками. В 1990-е гг. радикальные изменения в сфере международных отношений – окончание холодной войны, расширение Европейского союза, процесс глобализации – спровоцировали новый всплеск интереса к проблематике малых стран. Последние десятилетия отмечены возрастающим интересом к истории, экономике и политике малых стран Европы и в отечественной науке. В настоящем учебном пособии рассматривается период новейшей истории Австрии, Бельгии, Гренландии, Греции, Дании, Ирландии, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Швеции. Авторы данного труда используют традиционное для международных отношений понятие "малая страна", исходя из численности населения (до 10 млн человек), однако, принимая во внимание и то, что на протяжении XX века народонаселение многих малых стран превысило установленные для данного типа стран показатели. Развитие малых стран Европы в XX веке, безусловно, было подчинено общемировым социально-политическим и экономическим изменениям, которыми было столь насыщено прошлое столетие. При этом история каждой из них являет собой особую модель развития. Рубежами в истории малых стран стали мировые войны. Первая мировая война изменила не только карту Европы, серьезной трансформации подверглась социально-политическая структура во многих странах. В конце войны общей тенденцией стали массовые социальные волнения, приведшие к увеличению роли партий левого толка в политической жизни, и, как результат, к проведению целого ряда демократических реформ (Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция). В результате войны в ряде стран осуществился переход от монархии к республике (Австрия, Греция). Сложный путь от колониальной зависимости к независимой республике прошла Ирландия. Напротив, в Люксембурге вопрос о сохранении монархии или переходе к республике по окончании Первой мировой войны решился на всенародном референдуме в пользу монархии. "Великая депрессия" 1930-х гг. сильнейшим образом коснулась и малых стран, столь зависимых от внешнего рынка. В 30-е гг. в ряде стран в той или иной степени приобрели вес националистические движения (правое движение фашистского толка в Австрии, Дании, Нидерландах, Швейцарии, Ирландии, ультраправое движение "РЕКС" в Бельгии). В результате двух мировых войн некоторым малым странам пришлось менять курс своей внешней политики, адаптируясь к развитию международных отношений. Новые тенденции, связанные с возникновением постиндустриального общества и процессом глобализации, побудили некоторые из них к отказу или ограничению своего нейтралитета и участию в военных блоках и в строительстве единой Европы – Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Ирландия и Австрия, напротив, склонились к проведению нейтральной политики. В частности, Ирландия использовала нейтралитет как средство для проведения независимой, в первую очередь от Великобритании, внешней политики. Нейтралитет и по сей день остается традиционной линией внешней политики Швеции. Тем не менее, политика нейтралитета не является препятствием для участия этих стран в работе международных организаций. Такие постоянно нейтральные малые государства, как Австрия и Швейцария, являются членами ООН. Австрия также входит в Европейский совет, однако вступление этого государства в Европейский союз в metricconverterProductID1995аг1995 г. поставило вопрос о дальнейшем характере политики нейтралитета этого государства. В конце XX в. политическое руководство Швейцарии также начало осознавать необходимость пересмотра традиционного статуса постоянно нейтрального государства. Для внутриполитического развития многих малых государств во второй половине XX века характерно возникновение новых или "пробуждение" глубинных этнических, религиозных и региональных противоречий. В данном труде рассматриваются национальные и религиозные конфликты в Ирландии, Австрии, проблемы федерализма и регионализма в Бельгии. Особое внимание уделяется внутренней системе управления в малых странах, партийным системам, а также реформам второй половины XX века. При освещении истории ряда государств, являющихся монархиями (Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия), отдельно рассматривается проблема власти и общества в системе монарх-правительство-парламент. Авторы учебного пособия показывают также, с какими вызовами сталкиваются государства "Старой Европы" в начале XXI века и какие проблемы им предстоит решать в будущем. Таким образом, страны, которые принято называть малыми, играли и продолжают играть свою особую роль не только в европейской, но и мировой истории. В связи с этим, изучение истории малых стран, зачастую остающейся за рамками большинства исследований, чрезвычайно важно для всеобъемлющего понимания исторического процесса. Авторы надеются, что книга вызовет интерес как у студентов, изучающих новейшую историю стран Западной Европы, так и у более широкой аудитории читателей. А.О.Хорошева |