URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Пер. с англ. Обложка Морган Л.Г. Дома и домашняя жизнь американских туземцев. Пер. с англ.
Id: 271210
552 р.

Дома и домашняя жизнь американских туземцев.
Пер. с англ. Изд. стереотип.

Lewis Henry Morgan. Houses and House-Life of the American Aborigines
URSS. 2021. 200 с. ISBN 978-5-397-07940-2.
Типографская бумага

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга, в которой автор изучает дома и домашнюю жизнь американских туземцев, затрагивая такие темы, как общественное устройство и организация управления, закон гостеприимства и его всеобщее применение, коммунизм домашней жизни, порядки и обычаи, относящиеся к земле и пище. Автор также исследует различные формы архитектуры домов индейских племен как часть общей архитектурной системы.

Книга будет интересна как... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие автора
Глава I
  Общественное устройство и организация управления. Род; он организован на основе родства; права, привилегии и обязанности его членов.— Фратрия; ее характер и функции. — Племя, его состав и атрибуты. — Конфедерация племен, ее сущность, характер и функции
Глава II
  Закон гостеприимства и его всеобщее применение. Индейские племена находились в трех различных состояниях. — Дикие племена. — Частично огороднические племена.–Индейцы, живущие селениями. — Порядки и обычаи домашней жизни. — Закон гостеприимства у ирокезов; у алгонкинов нижней Виргинии; у делаваров и мунси; у племен Миссури и долины Колумбии; у племен дакота на Миссисипи; у алгонкинских племен Висконсина; у чироков, чокта и криков; у индейцев, живущих селениями в Новой Мексике, Мексике и Центральной Америке; у племен Венецуэллы; у перуанцев. — Универсальность этого порядка — Он связан с коммунизмом домашней жизни в больших домохозяйствах
Глава III
  Коммунизм домашней жизни. Закон их состояния. — Большие домохозяйства индейских племен. —Коммунизм домашней жизни в домохозяйстве. — Длинные дома ирокезов. — Несколько семей водном доме.— Коммунизм в домохозяйстве.— Длинные дома индейцев Виргинии. — Группы хижин криков. — Коммунизм в этой группе. - Охотничьи партии равнин. — Общие запасы. — Рыболовные партии Колумбии. — Общие запасы. — Большие домохозяйства у племен Колумбии. — Коммунизм в домохозяйстве. — Жилище майданов. —В них находилось несколько семей. - То же жилища саук. — Индейцы, живущие селениями в Новой Мексике. — Майя Юкатана. — Их современный коммунизм домашней жизни,- Большие домохозяйства индейцев Кубы, Венецуэллы, Картагены и Перу
Глава IV
 Порядки и обычаи, относящиеся к земле и пище.
  Племенная область находится в коллективном владении племени. — Владельческие права отдельных лиц и семей на ту землю, которую они обрабатывают. — Выкуп за индейские земли уплачивался правительством племени, а за улучшения — отдельным лицам. — Помещения в доме и владельческие права на землю переходили по наследству родичам. — Землевладение у оседлых индейцев, живущих селениями в Таосе, Хемеце и Цуньи. — У ацтеков или древних мексиканцев по описанию Банделира; в Перу. — Обычай готовить пищу раз в день, а именно обед. — Господство его у северных племен.— У мексиканцев якобы бывали завтраки и обеды. — Раздельная трапеза, при чем сначала ели мужчины отдельно, а затем женщины и дети
Глава V
  Дома индейских племен, живущих к северу от Новой Мексики. Дома индейских племен следует рассматривать как части общей архитектурной системы. — Единый принцип проходит через все их формы, а именно принцип приспособления к коммунизму домашней жизни в домохозяйстве. — Этот принцип объясняет данную архитектуру. — Общинные дома диких племен; в Калифорнии; в долине Юкона; в долине Колумбии. — Общинный дом племен, стоящий на низшей ступени варварства,— Хижина оджибве. — Палатка из шкур у дакота. — Длинные дома индейцев Виргинии; племени пианов Лонг-Айленде; сенека-ирокезов; онондага-ирокезов. — .Грязный шалаш манданов и мчннетари — Крытые соломой хижины марикопа и мохавков на Колорадо; пима на Хила. — Выводы
Глава VI
  Дома оседлых индейцев Новой Мексики. Улучшенная архитектура домов.— Оборонительное начало проведенное в плане домов. Их общинный характер. — Два или более Этажа. —Улучшенная утварь, гончарные и другие изделия.—Пуэбло Санто Доминго; необожженный кирпич. — Оно имеет террасообразный вид. — Нижний этаж закрыт. — Доступ на террасы по лестницам.— Вход в комнаты через люки в потолке. — Пуэбло Цуньи.—Потолок.— Колодец и ручная мельница. — Пуэбло Моки. — Комната в нем. — Потолок такой же, как в Цуньи. — Пуэбло Таос, — Эстуфа, как место для собраний. — Размер кирпичей.— Двери. — Окна и входы. — Современная организация управления. — Комната в пуэбло. — Очаги и лечи современного происхождения. — Современное право собственности и наследования имущества. — Индейцы, живущие селениями, подверглись разложению со времени их открытия. — Культ солнца. — Религия Монтецумы. — Отшельничество по религиозным мотивам
Глава VII
  Развалины домов оседлых индейцев реки Сан Хуан и ее притоков. Каменные пуэбло. — Наилучшие сооружения в Новой Мексике.—Развалины долины Чако. — Исследования лейт. Дж. Г. Симпсона в 1849 г.; Вильяма Г. Джексона в 1877 г. — Карта долины. — Планы. — Пуэбло Пинтадо и Вехе-хи. — Они сооружены из четырехугольных плит песчаника. — Эстуфы и их употребление.—Пуэбло Уна Вида и Унго Павие. — Реставрация Унго Павие. — Пуэбло Четро-Кеттле. — Комната в нем. — Форма потолка. — Пуэбло Бонито. — Комната в нем. — Реставрация этого пуэбло. — Пуэбло дель Арройо. — Пуэбло Пеньяска Бланка. — Семь больших пуэбло и два меньших.— Пуэбло Ааьто, расположенное за долиной, на северной стороне плоскогорья.— Вероятные „Семь городов Сибола" экспедиции Коронадо. —Основания для предположений,—Пуэбло сооружались постепенно. — Замечательный вид этой долины когда она была населена
Глава VIII
 Развалины домов оседлых индейцев реки Сан Хуан и ее притоков (Продолжение).
  Развалины каменного пуэбло на реке Анимас.—План. — Каждая комната облицована камнем. — Способ сооружения такой же, как в Чако. — Раствор из глины. — Ее состав и крепость. — Известь не была известна в Новой Мексике. — В Новой Мексике и Центральной Америке вероятно употреблялся раствор гипса. — Притолки из кечра.— Стропила из кедровых балок. — Эстуфа; это не очаги и не печи. —Дом — крепость.— Второе каменное пуэбло. — Шесть других почти совершенно разрушенных пуэбло.— Долина Монгецумы. — Группа из девяти пуэбло в развалинах. — Чертеж. — Развалины каменного пуэбло близь горы Уте. — Контурный план. — Круглая каменная башня с тремя концентрическими стенами. — Она составляет часть пуэбло. — Дpyгая круглая башня. — С двумя концентрическими стенами.— Она стоит изолированно. — Другие развалины. — Округ Сан Хуан. — Исходный центр индейской культуры. — Строители насыпей являются вероятно эмигрантами из этого района. — Исторические племена Мексики эмигрировали отсюда же. — Индейские миграции. — Они совершались под влиянием физических причин
Глава IX
  Дома строителей насыпей. Район их расселения. — Они представляют собой индейцев, живущих селениями.—Вероятно эмигрировали из Новой Мексики. — Характер их земляных сооружений. — Насыпи окружающие четырехугольные пространства. — Вероятное месторасположение их домов. — Их приспособленность в качестве возвышенных платформ для длинных домов. — Сооружения высокой насыпи. — Назначение этих насыпей. — Предположительная реставрация этого пуэбло. — Другие насыпи.— Их вероятное назначение.— Искусственные глиняные резервуары под могильными холмами.—Они вероятно служили для кремации вождей.— Предполагаемая численность строителей насыпей.—Неудача попытки пересадить этот тип оседлой жизни в долину Огайо. — Их уход был вероятно добровольным
Глава X
  Дома ацтеков или древних мексиканцев. Первые рассказы о пуэбло Мексике — Их фантастичность. — Позднейшие американские преувеличения. — Сахемы и военные вожди превращенные в королей и императоров. — Древнее общество вызывает любопытство и изумление, — Форма правления ацтеков представляет собой конфедерацию трех индейских племен. — Пуэбло Мексико расположено на искусственном озере. — Общинные дома. — Несколько семей в каждом доме. — Дома на Кубе и в Центральной Америке.—Кортес в пуэбло Мексико. — Его квартира. — Объяснение Диаса. — Эрреры. — Банделира. — Дом занятый Монтецу-мой. — Коммунальный дом. — Обед Монтецумы, — Описание Диаса. — Кортеса. — Эрреры. — Г. Г. Банкрофта.— Крайние преувеличения. — Общий обед коллективного домохозяйства. — „Общественный строй и управление древних мексиканцев" Бакделира
Глава XI
  Развалины домов оседлых индейцев Юкатана и Центральной Америки. Пуэбло Юкатана и Центральной Америки. — Их местоположение. — Их жилищная архитектура.—Высший тип туземной архитектуры.— Эти пуэбло были обитаемы когда они были открыты.— Дома Уксмаля были сооружены на пирамидальных возвышениях.— Дом правителя. — Характер архитектуры.—Дом монахинь. — Треугольный каменный потолок. — Отсутствие печей. —Пища варилась вне дома.—Их план показывает, что это были общинные дома. — Современный коммунизм майя. — Он вероятно унаследован от их предков.— Развалины Цайи. — Закрытый дом. — Помещение построенное на каменной подпорке. — Паленква. — Ошибка Стефанса относительно этих развалин.— Употреблялись ли каменный столб и притолока как принципы сооружения? — Одинаковый план всех этих домов.— Они представляют собой также крепости. — Плоскоголовость индейцев Паленквы. — Американская этнография. — Общие выводы
Список иллюстраций

Предисловие автора
top

Настоящее исследование составляло в сущности часть V первоначальной рукописи автора „Древнее общество" и было озаглавлено: „Развитие идеи архитектуры жилища". Но так как объем рукописи превышал размеры одного тома, то эта пятая часть была исключена. В намерение автора не входило издавать ее отдельной книгой, и большая часть этой работы появилась в виде самостоятельных статей. Изложение ее было дано в виде статьи об „Архитектуре туземцев Америки" в Johnson's New Universal Cyclopedia. Глава о „Домах ацтеков" послужила основанием для статьи под заглавием „Обед Монтецумы", опубликованной в „ North American Review", в апреле 1876 года. Другая глава, „Дома строителей насыпей", была опубликована в том же журнале в июле 1876 года. Наконец, в этом году, по поручению Исполнительного комитета Американского Археологического Института в Кэмбридже, мною по тем же материалам была написана статья под заглавием „Исследование о домах и домашней жизни индейских племен", с планом производства раскопок развалин в Новой Мексике, Аризоне, области Сан Хуан, Юкатане и Центральной Америке.

В настоящее время работа издается с некоторыми поправками и дополнениями. В виду того, что материал, представляемый в его оригинальном виде, в настоящее время будет иметь более широкое распространение, чем вышеупомянутые статьи, он явится по существу новым для большинства моих читателей. Высказанные здесь предположения и установленные факты представлены читателю в последовательной связи, и автор считает, что такое построение придает его аргументации новую силу. Все формы исследуемой автором архитектуры представляют собой производное некоей общей идеи и отражают различные стадии развития одних и тех же концепций, отражающих одинаковые потребности. Вместе с тем они с достаточной полнотой представляют и различные условия жизни американских туземцев. Их жилища составляют выражение единой системы строений, начиная с длинного дома ирокезов и кончая общинными домами из необожженного кирпича и камня в Новой Мексике, Юкатане, Чиапа и Гватемале, с теми различиями, которые естественно вызывались различным уровнем развития отдельных племен. Если изучить всю эту архитектуру как единую систему, вытекающую из общих потребностей, однородного опыта и единообразных учреждений, то мы видим, что она выражает особый строй жизни, своеобразный, оригинальный и характерный.

Все эти постройки, от самых малых до самых больших, показывают нам один основной факт, а именно, что на этих стадиях развития семья была еще слишком слабой организацией, чтобы самостоятельно противостоять всей тяжести борьбы за существование. Поэтому ей приходилось искать опоры в образовании больших домохозяйств, состоящих из нескольких семейств. Дом, предназначенный для одной только семьи, был в туземной Америке исключением; наоборот, общим правилом было жилище, достаточно обширное для размещения нескольких семейств, Более того, дома эти были заняты на общинных началах, и мы наблюдаем ясно выраженную тенденцию к образованию домохозяйств на основе кровного родства, поскольку матери и дети принадлежали к одному и тому же роду или клану.

Если мы подойдем к изучению большой проблемы культуры американских индейцев, то ключ к ее разрешению дают нам домашний быт и строй домашней жизни туземцев. Настоящие страницы должны служить началом этой работы. Это чрезвычайно благодарная и до сих пор сравнительно малоисследованная область. Мы оказались поразительно небрежными в изучении домашней жизни, как она раскрывается в архитектуре туземного периода. Время и влияние цивилизации настолько сильно отразились на этом домашнем укладе и во многих случаях до такой степени его разрушили, что сейчас необходимо приступить к новому изучению оставшихся в нашем распоряжении общих фактов. Эпоха открытия Америки европейцами была временем полного расцвета этого домашнего строя в Северной и Южной Америке, но мы пропустили представлявшиеся нам богатые возможности изучить его принципы и его результаты. Мы имеем здесь поучительную картину развертывания домашнее жизни на протяжении двух точно отграниченных этнических периодов, имение древнего и среднего периода варварства. Первый представлен ирокезами а второй — ацтеками или древними мексиканцами. Нет другого места на земле где эти два состояния человеческого прогресса были бы так наглядно представлены, как в жизни американских индейцев. Изучение культуры и условий жизни в названные периоды безусловно необходимо для отчетливого познания различных стадий человеческого прогресса. Направляющие его законы, однообразие их применения и неизбежная ограниченность принципиальные основ человеческого познания подсказывают нам, что наши собственные отдаленные предки прошли те же стадии и обладали такими же учреждениями, Изучая жизненные условия американских индейцев в эти периоды истории мы раскрываем известную часть утраченной истории нашей собственной расы, Соображения этого порядка дают толчок для нашего исследования.

Первая глава дает в сжатом виде содержание четырех глав „Древнего общества", а именно — глав о роде, фратрии, племени и конфедерации племен Эти главы составляли необходимую часть названной работы, и в равной мере они оказываются необходимыми в настоящем труде. Знание этих организаций совершенно необходимо для понимания домашней жизни американских туземцев Эти организации составляют основу всей американской этнологии. Хотя исследование этих вопросов касается по преимуществу проблемы выяснения тех или других характерных черт или вопроса о преобладании тех или иных форм, оно тем не менее даст читателю необходимое общее представление об организации общества у них.

Вообще говоря, мы слишком склонны считать, что дикие и варварские племена в отношении развития стоят на одном и том же уровне. Между тем их надо строго различать как два разных состояния прогресса. Больше того дикость имеет свои стадии культуры и прогресса, точно так же, как и варварство. Это различение разных этнических периодов - или стадий культуры, как дикости, так и периода варварства, значительно облегчает изучение фактов относящихся к этим двум периодам, через которые прошло человечество в его движении к цивилизации. Прогресс человечества от первобытного состояния к цивилизации был исполнен глубокого значения, богат крупными событиями Каждая большая стадия человеческого прогресса более или менее непосредственно связана с каким-нибудь крупным открытием или изобретением, существенно влиявшим на дальнейший ход человеческого прогресса и обозначавшим начало более высокого состояния. Поэтому период дикости разделяется нами на три под-периода, и на такие же три под-периода делится период варварства особенно важный для выяснения состояния индейских племен. Древнейший период варварства, начинающийся с введения в жизненный обиход производства гончарных изделий, и средний период того же состояния, отмеченный употреблением необожженного кирпича для постройки домов, началом культуры маиса и других растений и первыми ирригационными сооружениями, обозначают две весьма резко отличающиеся одна от другой стадии. История большинство племен американских индейцев совпадает с одним или с другим из этих периодов. Сравнительно небольшая часть их находилась в древнейшем периоде дикости и ни одно из племен не достигло позднейшего периода варварства непосредственно предшествующего цивилизации. При изучении состояния от дельных племен они будут относимы к тем в частности периодам, к которым они принадлежат сообразно нашей классификации.

Я должен с грустью прибавить, что в виду своего слабеющего здоровья я не мог обработать эту рукопись с той тщательностью, которая требуется от автора всякого труда. Но я не мог отказать моему другу майору Дж. В. Пауэллю, директору Бюро этнологии, в его просьбе собрать отдельные главы настоящей работы, в той мере, в какой я способен сделать это теперь для того, чтобы они могли быть напечатаны этим Бюро. Так как это, несомненно, моя последняя работа, то я расстаюсь с ней по указанной причине с известным беспокойством, но тем не менее охотно отдаю ее на снисходительный суд читателя.

Приношу глубокую благодарность моему другу Дж. К. Пиллингу, из того же Бюро, за его любезную помощь при просмотре корректуры и за наблюдение за иллюстрациями. Благодарностью автора не достаточно вознаграждается такая любезность.

Покойный Вильям В. Элли был в течение более 25 лет моим ближайшим другом и литературным советчиком, и ему я обязан многими ценными указаниями и постоянным поощрением моих трудов. Посвящая его памяти настоящее исследование, я могу только отчасти выразить свое преклонение перед его благородным характером и свое признание ценности для меня его дружбы.

Льюис Г. Морган
Рочестер, штат Нью-Йорк, июнь 1881 года.

Об авторе
top
photoМорган Льюис Генри
Выдающийся американский этнограф, социолог, историк. Родился близ Ороры (штат Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже в городе Скенектади; получил юридическое образование. В 1840 г. основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи. В 1844 г. переехал в Рочестер. Читал лекции по юриспруденции, занимался адвокатской практикой, а также коммерцией; впоследствии стал одним из директоров железнодорожной компании. В 1859–1862 гг. с целью сбора материала изучал индейские племена запада и северо-запада США. В 1861 г. был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, а в 1868 г. — в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал против расовой дискриминации в отношении коренного населения Северной Америки. В 1875 г. был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 г. — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.

Льюис Генри Морган — создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Его теории эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций XIX в. По его мнению, культура человечества развивалась стадиально — от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. В фундаментальном труде «Древнее общество» (1877) им были заложены основы изучения истории первобытного общества, представлена эволюция семейно-брачных отношений, дана периодизация развития человечества. Эта работа легла в основу одного из базовых марксистских трудов — книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии — эволюционизма, сторонники которого искали общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса в истории.