Настоящее исследование составляло в сущности часть V первоначальной рукописи автора „Древнее общество" и было озаглавлено: „Развитие идеи архитектуры жилища". Но так как объем рукописи превышал размеры одного тома, то эта пятая часть была исключена. В намерение автора не входило издавать ее отдельной книгой, и большая часть этой работы появилась в виде самостоятельных статей. Изложение ее было дано в виде статьи об „Архитектуре туземцев Америки" в Johnson's New Universal Cyclopedia. Глава о „Домах ацтеков" послужила основанием для статьи под заглавием „Обед Монтецумы", опубликованной в „ North American Review", в апреле 1876 года. Другая глава, „Дома строителей насыпей", была опубликована в том же журнале в июле 1876 года. Наконец, в этом году, по поручению Исполнительного комитета Американского Археологического Института в Кэмбридже, мною по тем же материалам была написана статья под заглавием „Исследование о домах и домашней жизни индейских племен", с планом производства раскопок развалин в Новой Мексике, Аризоне, области Сан Хуан, Юкатане и Центральной Америке. В настоящее время работа издается с некоторыми поправками и дополнениями. В виду того, что материал, представляемый в его оригинальном виде, в настоящее время будет иметь более широкое распространение, чем вышеупомянутые статьи, он явится по существу новым для большинства моих читателей. Высказанные здесь предположения и установленные факты представлены читателю в последовательной связи, и автор считает, что такое построение придает его аргументации новую силу. Все формы исследуемой автором архитектуры представляют собой производное некоей общей идеи и отражают различные стадии развития одних и тех же концепций, отражающих одинаковые потребности. Вместе с тем они с достаточной полнотой представляют и различные условия жизни американских туземцев. Их жилища составляют выражение единой системы строений, начиная с длинного дома ирокезов и кончая общинными домами из необожженного кирпича и камня в Новой Мексике, Юкатане, Чиапа и Гватемале, с теми различиями, которые естественно вызывались различным уровнем развития отдельных племен. Если изучить всю эту архитектуру как единую систему, вытекающую из общих потребностей, однородного опыта и единообразных учреждений, то мы видим, что она выражает особый строй жизни, своеобразный, оригинальный и характерный. Все эти постройки, от самых малых до самых больших, показывают нам один основной факт, а именно, что на этих стадиях развития семья была еще слишком слабой организацией, чтобы самостоятельно противостоять всей тяжести борьбы за существование. Поэтому ей приходилось искать опоры в образовании больших домохозяйств, состоящих из нескольких семейств. Дом, предназначенный для одной только семьи, был в туземной Америке исключением; наоборот, общим правилом было жилище, достаточно обширное для размещения нескольких семейств, Более того, дома эти были заняты на общинных началах, и мы наблюдаем ясно выраженную тенденцию к образованию домохозяйств на основе кровного родства, поскольку матери и дети принадлежали к одному и тому же роду или клану. Если мы подойдем к изучению большой проблемы культуры американских индейцев, то ключ к ее разрешению дают нам домашний быт и строй домашней жизни туземцев. Настоящие страницы должны служить началом этой работы. Это чрезвычайно благодарная и до сих пор сравнительно малоисследованная область. Мы оказались поразительно небрежными в изучении домашней жизни, как она раскрывается в архитектуре туземного периода. Время и влияние цивилизации настолько сильно отразились на этом домашнем укладе и во многих случаях до такой степени его разрушили, что сейчас необходимо приступить к новому изучению оставшихся в нашем распоряжении общих фактов. Эпоха открытия Америки европейцами была временем полного расцвета этого домашнего строя в Северной и Южной Америке, но мы пропустили представлявшиеся нам богатые возможности изучить его принципы и его результаты. Мы имеем здесь поучительную картину развертывания домашнее жизни на протяжении двух точно отграниченных этнических периодов, имение древнего и среднего периода варварства. Первый представлен ирокезами а второй — ацтеками или древними мексиканцами. Нет другого места на земле где эти два состояния человеческого прогресса были бы так наглядно представлены, как в жизни американских индейцев. Изучение культуры и условий жизни в названные периоды безусловно необходимо для отчетливого познания различных стадий человеческого прогресса. Направляющие его законы, однообразие их применения и неизбежная ограниченность принципиальные основ человеческого познания подсказывают нам, что наши собственные отдаленные предки прошли те же стадии и обладали такими же учреждениями, Изучая жизненные условия американских индейцев в эти периоды истории мы раскрываем известную часть утраченной истории нашей собственной расы, Соображения этого порядка дают толчок для нашего исследования. Первая глава дает в сжатом виде содержание четырех глав „Древнего общества", а именно — глав о роде, фратрии, племени и конфедерации племен Эти главы составляли необходимую часть названной работы, и в равной мере они оказываются необходимыми в настоящем труде. Знание этих организаций совершенно необходимо для понимания домашней жизни американских туземцев Эти организации составляют основу всей американской этнологии. Хотя исследование этих вопросов касается по преимуществу проблемы выяснения тех или других характерных черт или вопроса о преобладании тех или иных форм, оно тем не менее даст читателю необходимое общее представление об организации общества у них. Вообще говоря, мы слишком склонны считать, что дикие и варварские племена в отношении развития стоят на одном и том же уровне. Между тем их надо строго различать как два разных состояния прогресса. Больше того дикость имеет свои стадии культуры и прогресса, точно так же, как и варварство. Это различение разных этнических периодов - или стадий культуры, как дикости, так и периода варварства, значительно облегчает изучение фактов относящихся к этим двум периодам, через которые прошло человечество в его движении к цивилизации. Прогресс человечества от первобытного состояния к цивилизации был исполнен глубокого значения, богат крупными событиями Каждая большая стадия человеческого прогресса более или менее непосредственно связана с каким-нибудь крупным открытием или изобретением, существенно влиявшим на дальнейший ход человеческого прогресса и обозначавшим начало более высокого состояния. Поэтому период дикости разделяется нами на три под-периода, и на такие же три под-периода делится период варварства особенно важный для выяснения состояния индейских племен. Древнейший период варварства, начинающийся с введения в жизненный обиход производства гончарных изделий, и средний период того же состояния, отмеченный употреблением необожженного кирпича для постройки домов, началом культуры маиса и других растений и первыми ирригационными сооружениями, обозначают две весьма резко отличающиеся одна от другой стадии. История большинство племен американских индейцев совпадает с одним или с другим из этих периодов. Сравнительно небольшая часть их находилась в древнейшем периоде дикости и ни одно из племен не достигло позднейшего периода варварства непосредственно предшествующего цивилизации. При изучении состояния от дельных племен они будут относимы к тем в частности периодам, к которым они принадлежат сообразно нашей классификации. Я должен с грустью прибавить, что в виду своего слабеющего здоровья я не мог обработать эту рукопись с той тщательностью, которая требуется от автора всякого труда. Но я не мог отказать моему другу майору Дж. В. Пауэллю, директору Бюро этнологии, в его просьбе собрать отдельные главы настоящей работы, в той мере, в какой я способен сделать это теперь для того, чтобы они могли быть напечатаны этим Бюро. Так как это, несомненно, моя последняя работа, то я расстаюсь с ней по указанной причине с известным беспокойством, но тем не менее охотно отдаю ее на снисходительный суд читателя. Приношу глубокую благодарность моему другу Дж. К. Пиллингу, из того же Бюро, за его любезную помощь при просмотре корректуры и за наблюдение за иллюстрациями. Благодарностью автора не достаточно вознаграждается такая любезность. Покойный Вильям В. Элли был в течение более 25 лет моим ближайшим другом и литературным советчиком, и ему я обязан многими ценными указаниями и постоянным поощрением моих трудов. Посвящая его памяти настоящее исследование, я могу только отчасти выразить свое преклонение перед его благородным характером и свое признание ценности для меня его дружбы. Льюис Г. Морган
Рочестер, штат Нью-Йорк, июнь 1881 года. Морган Льюис Генри Выдающийся американский этнограф, социолог, историк. Родился близ Ороры (штат Нью-Йорк). Учился в Юнион-колледже в городе Скенектади; получил юридическое образование. В 1840 г. основал общество для изучения индейцев и оказания им помощи. В 1844 г. переехал в Рочестер. Читал лекции по юриспруденции, занимался адвокатской практикой, а также коммерцией; впоследствии стал одним из директоров железнодорожной компании. В 1859–1862 гг. с целью сбора материала изучал индейские племена запада и северо-запада США. В 1861 г. был избран от республиканской партии в палату представителей штата Нью-Йорк, а в 1868 г. — в сенат штата Нью-Йорк, где активно выступал против расовой дискриминации в отношении коренного населения Северной Америки. В 1875 г. был избран членом Национальной академии наук, а в 1879 г. — президентом Американской ассоциации содействия развитию науки.
Льюис Генри Морган — создатель научной теории первобытного общества, один из основоположников эволюционизма в социальных науках. Его теории эволюции человеческой культуры принадлежат к числу наиболее влиятельных антропологических концепций XIX в. По его мнению, культура человечества развивалась стадиально — от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты. В фундаментальном труде «Древнее общество» (1877) им были заложены основы изучения истории первобытного общества, представлена эволюция семейно-брачных отношений, дана периодизация развития человечества. Эта работа легла в основу одного из базовых марксистских трудов — книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Взгляды Моргана стали основой первой научной школы в этнологии — эволюционизма, сторонники которого искали общие закономерности развития культуры и общества, отстаивали идеи прогресса в истории. |