Дерзко и притягательно…
наполнено юмором и иронией. Как прекрасно иметь такой ясный и живой ум, который
может донести до широкой публики идеи когнитивной науки.
Дуглас Хофштадтер
Фейерверк
поразительно изощренного интеллекта; любой, кто неравнодушен к лингвистике,
обязан прочитать эту книгу.
"Таймс" (The Times)
Пинкер — звезда! Как же повезло научному миру, что у нас
есть Пинкер!
Ричард Докинз
Пинкер задает увлекательный и
остроумный тон изложению науки о языке — темы столь же сложной, как и
важной, — которую иначе было бы нелегко представить публике. Значимая и
интересная книга. Всем, кто интересуется языком, кому небезразлично, почему
язык стал таким, каким является сегодня, — то есть всем, кому интересно, как мы
стали людьми со своими человеческими заботами, — следует прочитать эту книгу.
Робин Лакофф
Насыщенная
информацией, ясная, остроумная, захватывающая и очень убедительная [книга]. Умело
подобранными иллюстрациями, занятными примерами и удачно дозированной научной
строгостью [Пинкер] приковывает читателя к чтению.
"Нью-Йорк ревью оф букс"
The NewYork Review of Books
Впечатляет уже
сам диапазон охвата тем. Если Вас интересует, почему метафоры сколь неизбежны, столь
и неадекватны, почему и как люди сквернословят, как английский язык отражает
понятия пространства и времени или почему мы зачастую избегаем говорить то, что
думаем, — мне сложно представить лучшее руководство. Пинкер,
как всегда, блещет прирождённым даром объяснять сложные идеи с помощью точных и
остроумных примеров. Он получает удовольствие от идей и
извлекает идеи из удовольствия.
Марк Эбли
Эта книга
стимулирует ум… От политики до поэзии, от детских неуклюжих
выражений до сленга Пинкер с легкостью демонстрирует
высокий уровень как в проработке деталей, так и в искусстве изложения в целом,
что доказывает его веру в то, что язык является "окном в человеческую природу".
Донна Симон
Восхитительное объяснение
того, как мы мыслим и почему мы делаем то, что мы делаем… Хотя,
возможно, вам придётся попыхтеть над временными формами, экстремальным нативизмом
и полисемией, прежде чем вы сможете уяснить для себя, почему вы сквернословите,
как пьяный матрос, — но это чертовски того стоит!
Кортни Фергусон
"Субстанция
мышления" принесла Пинкеру такие же хвалебные отзывы,
что и предыдущие его книги, написанные для широкой аудитории. У него отличное
чутье на удачные примеры, запоминающиеся цитаты и шутки, фокусирующие внимание
на самой сути; он ясен в объяснениях и решителен в
дискуссиях. "Субстанция мышления" обладает двумя важными качествами,
необходимыми для хорошей научно-популярной книги: она проясняет
предмет и заставляет читателя думать.
Дебора Камерсон
| Предисловие и благодарности |
Глава 1. | Слова и миры |
| | Слова и мысли |
| | Слова и реальность |
| | Слова и общество |
| | Слова и эмоции |
| | Слова и социальные отношения |
Глава 2. | Вниз по кроличьей норе |
| | Степени числа десять |
| | Парадокс детской речи |
| | Изменение концептуальной структуры (фрейма) |
| | Мысли о движении и изменении |
| | Мысли об обладании, знании и содействии |
| | Мысли о действии, намерении и каузировании |
| | Сообразительные говорящие или сообразительный язык? |
| | Язык мышления? |
| | Наши когнитивные причуды |
Глава 3. | Пятьдесят тысяч врожденных понятий (и другие радикальные теории языка и мышления) |
| | Экстремальный нативизм |
| | Радикальная прагматика |
| | Лингвистический детерминизм |
Глава 4. | Рассекая воздух |
| | Измельчение, расфасовка, приклеивание ярлыков: мысли о материи |
| | Игра на дюймы: мысли о пространстве |
| | Цифровые часы: мысли о времени |
| | Магическая сила: мысли о причинности |
| | Чистая и прикладная |
Глава 5. | Метафора метафоры |
| | Зануды и мессии |
| | Метафора важна |
| | Мессия метафоры |
| | Глубже, чем метафора |
| | Хороший, плохой, злой |
| | Метафоры и разум |
Глава 6. | Что значит имя? |
| | В мире или в голове? |
| | Цацки, блоги и блурбы: откуда берутся новые слова? |
| | Матери неудавшихся изобретений: тайны неназванного и того, что нельзя назвать |
| | Возвращение к проекту "Стив" |
Глава 7. | Семь слов, которые нельзя произносить на телевидении |
| | Сквернословы |
| | Мозг-богохульник |
| | Семантика сквернословия: мысли о божествах, болезнях, грязи и сексе |
| | Пять способов сквернословия |
| | Сквернословие -- за и против |
Глава 8. | Игры, в которые играют люди |
| | Тет-а-тет |
| | Осторожно, чувства: логика вежливости |
| | Как можно больше запутать: неопределенность, отрицание и другие стратегии конфликта |
| | Дележка, ранжирование, обмен: мысли о взаимоотношениях |
| | Пройти тест на смех: логика не слишком убедительного отрицания |
| | Выбирая незнание: парадокс рационального неведения |
Глава 9. | Выбираясь из пещеры |
| Примечания |
| Библиография |
| Именной указатель |
Стивен ПИНКЕР
Крупнейший психолингвист, профессор факультета психологии Гарвардского университета
Преподавал на кафедре мозга и когнитивных наук в Массачусетском технологическом институте.
Его научные исследования посвящены проблемам языка и познания, он много занимался вопросами усвоения языка детьми. За исследования в области психологии языка С. Пинкер удостоен премии Троланда Национальной академии наук, а также двух премий Американской ассоциации психологов. Является членом престижных научных обществ, включая Американскую академию гуманитарных и точных наук и Американскую ассоциацию содействия развитию науки.