Эпоха Крестовых походов – средоточие героизма и жестокости, благородства и низости, выражение чаяний народов Запада и Востока. Это период, в котором свет увидели и самопожертвование и непомерная алчность. Время, когда религия играла такую же важную роль, что и пища: пронизывая все стороны жизни человека, она оказывала воздействие и на ее проявления. Такое влияние религии характерно как для Запада, так и для Востока. Христианство и ислам – две мировые религии, поставившие свои доктрины во главу угла, нетерпимые, не признающие не только других мировоззрений, но и разночтений внутри самих себя (достаточно вспомнить катаров и альбигойцев или шиитов с суннитами). Именно ко времени крестовых походов обе они имели в своем идеологическом арсенале концепцию оправдания ведения войн ради (или под прикрытием) высоких идеалов Ислам в этом плане имел более длительную историю, ибо изначально, с момента своего возникновения он мыслился как религия "вооруженная". Сам Мухаммад прокладывал путь своему учению с мечом в руке, а джихад в понятии Священной войны, стал неотъемлемым спутником мусульманства. Сложнее было с христианством, в основу которого изначально клался принцип терпения и миролюбия. "Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую" - так говорит Новый Завет. Но перипетии и метаморфозы с течением времени привели Церковь на другой уровень понимания защиты веры (чему способствовали, например, и сами арабы, завоевавшие территории Византии и вторгшиеся на Иберийский полуостров). Изначальная догма "не убий" превратилась в "не убий христианина", что в свою очередь впоследствии переросло в «не убий христианина своей конфессии». Так на Западе постепенно пришли к осознанию необходимости в ведении Священной войны путем крестовых походов – войны за отвоевание христианских земель. Историографический обзор М.М. Стасюлевич является виднейшим историком Крестовых походов XIX в. В его заслугу входит сбор и публикация большого количества западноевропейских источников, а также некоторых византийских и арабских, части которых были переведены с французского и немецкого языков. Своим трудом исследователь внес неоценимый вклад в развитие данной темы, а его работа до сих пор не потеряла актуальности. Автор отмечает, что именно в XII и XIII вв. в Западной Европе под воздействием Крестовых походов произошло развитие политической, общественной, интеллектуальной и промышленной жизни. В это время сформировались городские общины, университеты, развивалась схоластика, различные жанры искусства и литературы. Общую характеристику Крестовым походам дает византинист Ф.И. Успенский, опиравшийся на данные хронистов Запада. Тенденциозность его изложения заключается в европоцентризме и христианской направленности повествования. Одной из основных причин экспедиций исследователь указывает стремление католичества подчинить православие. Выводы о неудачах франков автор сводит к недостатку народных масс и нежеланию оставаться в Святой земле после совершения обета; отсутствие понимания и слаженных действий с Византией; политическом и торговом соперничестве европейских правителей. В крестовых походах больше потеряли, чем приобрели, считает он. […] Ввиду отсутствия специальных исторических исследований, касающихся Священной войны христиан и мусульман, автором поставлена следующая цель: рассмотрение истории крестовых походов (XI-XII вв.) в освещении современников через призму священной войны. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: Объектом исследования является теория Священных войн в контексте крестовых походов. Предметом – процесс формирования данных концепций и их влияние на ход "войны за Иерусалим". Хронологические рамки данной работы охватывают период с В ходе исследования автор придерживался принципов историзма, объективности, пользовался историко-сравнительным методом, то есть выявлением и сопоставлением разных фаз развития в контексте данной проблематики. Актуальность настоящей работы состоит в том, что рассмотрение христианских и мусульманских хроник сквозь призму Священной войны является мало разработанной и плохо освещенной страницей истории крестовых походов. В настоящее время наблюдается все возрастающая напряженность в отношении Западного и Восточного обществ. Это, с одной стороны, постоянно висящая угроза радикальной исламизации, а с другой – все более проявляющийся рост национализма в Западных странах. Заявление канцлера Германии Ангелы Меркель: «Этот мультикультуралистский подход, согласно которому мы просто живем бок о бок, и все довольны, полностью провалился», поддержали президент Франции Николя Саркази и вице президент Нидерландов Максим Ферхаген. Наблюдается повсеместный рост напряженности между мусульманами и не-мусульманами. Поднимаемая мною тема связана с понятием Священной войны, как у европейцев, так и у жителей Востока На Западе провиденциализм со временем был вытеснен светским началом в политики, а, следовательно, и литературе, Священная война сменилась войной за демократию. Что касается приверженцев ислама, то необходимо отметить жесткую и опасную тенденцию на исламизацию общества. Во время волнений в Египте в декабре 2010 – январе Рассмотрение теории Священной войны на примере Крестовых походов поможет глубже понять тенденции и процессы современных обществ, проникнуть в их суть и, возможно, наладить диалог культур. Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы многочисленные источники; характеристики основных из них приведены в Главе 1. Батшев Денис Александрович
Выпускник исторического факультета Московского педагогического государственного университета, магистр педагогики. Автор публикаций по истории и идеологии Средневековья и Раннего Нового времени.
|