URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Беляев В.А. Феноменология и методология в контексте интеркультуры Обложка Беляев В.А. Феноменология и методология в контексте интеркультуры
Id: 268360
497 р.

Феноменология и методология в контексте интеркультуры Изд. стереотип.

URSS. 2021. 190 с. ISBN 978-5-397-07816-0.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Эта книга предлагает читателю рассмотреть феноменологию и методологию в контексте интеркультуры --- новоевропейского социокультурного пространства. Подразумевая, что интеркультура в настоящий момент переживает глобальный кризис (а возможно, и гибель), автор раскрывает понимание смысла интеркультуры, смысла культурных ремиссий (попыток выйти в до-интеркультурное состояние) и смысла феноменологии и методологии. Он предлагает читателю... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Глава 1.Феноменологик-до
 Феноменология Свасьяна: памфлетный дискурс и секулярная эзотерика
 Феноменология по отрицанию от "логики"
 Насколько прочна "комната" феноменолога?
 Научность по ту сторону "феноменологии" и феноменология "как строгая наука"
 Феноменология Свасьяна и теория парадигм Куна
 Феноменология и "платонический" путь
 Последовательность метафизических "комнат"
 Феноменология, научность, объективность
Глава 2.Интеркультура: рождение "материализма" и "идеализма"
 Рождение идеализма как альтернативы рождению интеркультурной идеологии
 Рождение интеркультуры и рождение материализма. "Материалистичность-научность" философии Локка
 Интеркультура и "согласительность" научности. "Секулярная эзотерика" и парадоксальность новоевропейской науки
 "Эзотерическая наука" Гуссерля
 Разница вызовов для Локка и Гуссерля. Строгость против общезначимости в пределах научности
 Стратегия Локка против стратегии Декарта
 Стратегия Декарта против стратегии Локка
 "Средний" путь Декарта и его эзотерика
 Стратегии преодоления борьбы ценностных систем, интеркультура и культурные ремиссии
 Вызов интеркультурного "материализма" и "идеализм" Лейбница
 Полу-новоевропейский философ
Глава 3.Гибель интеркультуры и навязчивость культурных ремиссий
 Интеркультура и постсоветская Россия
 Интеркультура и "средний класс"
 Постсоветская интеркультура и культурные ремиссии
 Национальная идея как культурная ремиссия
 Гибель интеркультуры
Глава 4.Феноменология как культурная ремиссия и секулярная эзотерика
 Где располагается "феноменологическая свобода"?
 Лейбницеанские контуры феноменологии
 Феноменология в поисках утраченного смысла
 Феноменология в контексте психотехники и психотерапии
 Феноменология, наука, интеркультура
Глава 5.Методологик-до
 Рамочные условия
 Из того, что было предъявлено
 Методологик-до
 Методологик-до и новоевропейская культура
 Методологик-до и научность
 Методологик-до и «соцелостность всех форм мыследействия»
 Методологик-до, либерализм и утопизм
Глава 6.Методология, феноменология и интеркультура
 Генезис интеркультуры и генезис методологии
 Вызов для методологии ММК
 Методология, деятельность и интеркультура
 Методология, феноменология и интеркультура
 Методология: интеркультурный идеал и культурные реальности

Введение
top

У истока каждой книги стоит какой-то вызов. Вызов этой книги возник для меня, когда Вадим Маркович Розин прислал мне книгу К.А.Свасьяна «Феноменологическое познание: пропедевтика и критика» (1987). В этом для меня была интрига. Какая именно – вначале было не ясно. Но были версии. Я думал, что здесь большое значение имеет тема феноменологии, феноменологического метода – понятий, которые нередко использует Розин. Корме того, феноменологическая тема была напрямую затронута в диссертации, оппонентом которой недавно я был. Для меня образовался двухсторонний вызов, идущий от позиции Розина и от позиции диссертанта и его руководителей. Я принял этот вызов.

Ответ на него вывел меня на рассуждения о феноменологии как особом пути внутри интеркультуры (Для подробного ознакомления с концепцией интеркультуры смотрите мою монографию: Беляев В.А. Критика интеркультурного разума. – М.: Книжный дом "Либроком"/URSS, 2012.). Я назвал этот путь "феноменологик-до". Выясняя внутреннюю логику "феноменологик-до", его парадоксальности (особенно связанные с гуссерлевской версией феноменологии), я вышел на необходимость разговора о связи феноменологии с интеркультурой. Для меня было очевидно, что феноменология является ответом на вызов интеркультурных реальностей. Видя в ней культурную ремиссию (локальную попытку выйти к до-интеркультурному состоянию), я сделал большой проход к истокам интеркультуры, первым культурным ремиссиям, к точке рождения новоевропейского "идеализма".

Выйдя на тему культурных ремиссий, невозможно было обойти вопросы, связанные с кризисом интеркультуры, даже ее возможной гибелью, и навязчивостью культурных ремиссий, которые сопровождают и развертывают эти процессы.

Кроме того, причастность Розина к методологической традиции, идущей от Московского методологического кружка, его методологическая позиция, которую он в ряде принципиальных вопросов противопоставляет феноменологическим решениям, подвинула меня к расследованию вопросов о соотношении феноменологии и методологии и связи понятий "феноменология", "методология" и "интеркультура". Результатом этих выяснений стало осознание того, что методология тоже является своеобразным путем, "методологик-до". Только, в противоположность феноменологии, методология – путь усиления интеркультурных интенций.

Все сказанное дало мне базу для соотнесения реальностей феноменологии, методологии и интеркультуры.


Об авторе
top
photoБеляев Вадим Алексеевич
Кандидат философских наук, автор монографий «Антропология техногенной цивилизации на перекрестке позиций», «Проективная антропология», «Посюсторонняя эзотерика», «Путешествие в психодраму и социологию», «Рыночная экономика как социальный проект либерализма: Критический анализ технологий справедливости», «Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности», «Либерализированная Россия в поисках нравственной основы», «Глобализирующаяся цивилизация в контексте социокультурных стратегий», «Философия управления между теорией менеджмента и философией культуры», «Критика интеркультурного разума: Анализ ценностной структуры новоевропейского мира», «Феноменология и методология в контексте интеркультуры», «Интеркультура и философия», «Конструируем модерн: Посткультурный и интеркультурный аспекты. Проектно-системный подход», «Конструируем модерн: Методологический и диалектический аспекты», «„Вечный капитализм“ и логика модерна: Через критику концепции „Трех великих трансформаций глобального капитализма“» (в 2 кн.), вышедших в издательстве URSS. Занимается проблемами философской антропологии, исследует антропологические основания современной цивилизации, науки и либерализма, а также способы реализации эзотерической направленности, которые возможны внутри разнообразных традиций техногенного мира.