Группа слов-цветообозначений беспрецедентно популярна у специалистов самых разных областей знаний. Достаточно сказать, что число ежегодных публикаций по этой проблематике исчисляется сотнями. Чем же объясняется неослабевающее внимание к этой сравнительно небольшой группе слов? Прежде всего, изучение процессов отражения цветовых ощущений в языке (а эта проблема поднимается еще в древнегреческой философии) – естественное следствие значимости цветового зрения, которое, в свою очередь, рассматривается разными науками о человеке. Но интерес к данной группе слов со стороны лингвистов вызван и более специфической причиной: заманчиво описывать те лексические группы, которые представимы как системы. При достаточно строгом подходе к определению самого понятия "системно организованное множество", по-настоящему структурированной оказывается лишь незначительная часть лексики. Типичным примером такого множества как раз и является система цветообозначений. Цветонаименования активным образом привлекались в качестве материала для анализа в таких совершенно разных областях, как отработка методов выделения семантических полей, этимология и история языка, описание языковой картины мира и другие проблемы языка и мышления, проблемы детской речи и даже проблема доминантности полушарий мозга. Весьма продуктивно используются цветонаименования при описании художественных средств языка писателя. Не менее перспективно и другое направление – исследования по символике цвета, начатые еще И.Гёте. Перечень работ, выполняемых на материале цветонаименований, можно было бы продолжить, упомянув, например, многочисленные исследования антропологов и филологов, изучающих проблемы использования цвета и цветовой символики в древности, а также исследования цветовых этнокультурных особенностей. Наконец, нельзя оставить без внимания и разнообразные прикладные работы – начиная от психодиагностики и цветотерапии и кончая разработкой рекомендаций по роли цвета в рекламе, визажистике и т.п. Практически все перечисленные направления представлены в Библиографии, помещенной в части IV настоящего сборника. Конечно, Библиография не претендует на исчерпывающую полноту, но заслуживает внимания как первая попытка отечественной науки систематизировать труднообозримое множество публикаций в данной области. Что касается основной части сборника, то здесь, прежде всего, представлены "прямые" исследования: уточнение семантики конкретных терминов цвета и построение систем цветообозначения в разных языках. Впервые под одной обложкой оказались данные по целому ряду древних и современных языков индоевропейской семьи – и это тоже шаг на пути обобщения накопленных наукой данных. Проведению сопоставительного анализа способствует то обстоятельство, что все очерки написаны по единой схеме с выделением одних и тех же основных концептов цвета. Ниже приводится список сокращений названий языков, по которому читатель может составить представление об объеме привлеченного авторами материала. Надеюсь, что изложенные в книге результаты, которые во многом носят уникальный характер, внесут определенный вклад в область всестороннего исследования названий цвета и послужат толчком к дальнейшим размышлениям. Бочкарева Татьяна Валентиновна Доц. МГУ, к. ф. н. История английского языка, германистика, этимология, реконструкция. Василевич Александр Петрович Проф. кафедры лингводидактики МГОУ, вед. н. сотр. Института языкознания РАН, д. ф. н. Психолингвистика, экспериментальные методы исследования, семантика слов-цветообозначений; методы преподавания иностр. языка, в особенности тестирование знаний и специфика работы с детьми младшего возраста. Ганина Наталия Александровна Доц. кафедры германской и кельтской филологии МГУ, к. ф. н. Сравнительно-историческое языкознание, германское языкознание; история немецкого языка; литература и история Средневековья. Завьялова Мария Вячеславовна Ст. н. сотр. Института славяноведения РАН, к. ф. н. Балто-славянские языковые и этноязыковые контакты; балтистика, славистика, этнолингвистика, фольклор; психолингвистика, исследование билингвизма. Кульпина Валентина Григорьевна Проф. МГУ, д. ф. н. Лексикология, польский язык, сравнительное описание цветонаименований в разных языках. Михайлова Татьяна Андреевна Проф. МГУ, вед. н. сотр. Института языкознания РАН, д. ф. н. Совр. ирландский язык, культура и языки древней Ирландии, антропология, фольклор, реконструкция. Норманская Юлия Викторовна Ст. н. сотр. Института языкознания РАН, к. ф. н. Фонологическая реконструкция (уральские языки); семантика и реконструкция цветообозначений в праязыках; типология диахронической семантики в индоевропейских и уральских языках; связь лингвистической реконструкции с палеокультурой, палеобиологией, археологией. Рахилина Екатерина Владимировна Зав. отделом лингвистических исследований ВИНИТИ РАН, д. ф. н. Лексическая семантика, лексическая типология, корпусная лингвистика. Русаков Александр Юрьевич Ст. н. сотр. сектора индоевропеистики Института лингвистических исследований РАН, к. ф. н. Албанский язык, цыганские диалекты. Самарина Людмила Всеволодовна Н. сотр. Отдела Кавказа Института этнологии и антропологии РАН. Антропология цвета: цвет в языке, материальной и художественной культуре, социокультурные и гендерные аспекты цветовосприятия, символика цвета. Этнография народов Кавказа. Седакова Ирина Александровна Ст. н. сотр. Института славяноведения РАН, к. ф. н. Славянская и балканская лексикология и фразеология, этнолингвистика, традиционная культура. Солопов Алексей Иванович Доц. МГУ, к. ф. н. Латинский язык, этимология, реконструкция. Челышева Ирина Игоревна Гл. н. сотр. Института языкознания РАН, д. ф. н., проф. История романских языков, типология, социолингвистика. Василевич Александр Петрович Профессор кафедры лингводидактики Московского государственного областного университета, доктор филологических наук, профессор. Родился в 1941 г. В 1965 г. окончил Московский государственный педагогический институт иностранных языков имени Мориса Тореза, в 1968 г. — аспирантуру Института языкознания АН СССР. С 1968 по 2003 гг. работал в Институте языкознания РАН, где защитил кандидатскую диссертацию «Субъективные оценки частот элементов текста» (1969) и докторскую диссертацию «Языковая картина мира цвета» (2003). Области интересов: психолингвистика, экспериментальные методы исследования, семантика слов-цветообозначений в разных языках, а также методы преподавания иностранного языка, в особенности языковое тестирование и обучение английскому языку детей младшего возраста. Автор 20 монографий и более 200 научных статей. Активно участвует в популяризации науки: лауреат двух конкурсов РФФИ на лучшую научно-популярную статью, неоднократно выступал в СМИ.
|