Одной из наиболее важных глобальных тенденций общественного развития в последнем десятилетии ХХ в. стал рост влияния ислама на общественно-политическую жизнь стран с преобладающим мусульманским населением, и в XXI в. эта тема не потеряла своей актуальности. Исламский фундаментализм, как система философско-религиозных взглядов, нашедшая свое выражение в форме политической практики на уровне конкретных государств, движений и организаций, получил особое развитие, представляя себя в качестве альтернативы "либеральному исламу" правящих режимов и "неверному Западу". В подъеме исламской оппозиции фундаменталистского толка особую роль сыграла неразделенность ислама и политики в сознании масс - ислам является наиболее "заземленной" религией Востока, и для нее характерно четко выраженное представление о единстве религии и политики. В сложных социально-экономических условиях исламский фундаментализм сумел трансформировать массовый протестный заряд в потенциально масштабные политические программы. Фундаменталистская альтернатива общественному развитию по "западному образцу" возникла в результате активной реакции общества на слишком быструю ломку традиционных цивилизационных ценностей. Учение исламских фундаменталистских организаций, активно проповедующих основные религиозные ценности, вполне соответствует спонтанным устремлениям крупных социальных групп, поставленных в неблагоприятные условия в ходе коренной трансформации общества Призыв к социальной интеграции населения, пребывающего в бедственном положении, и к необходимости одухотворения жизни в мире, который потерял привычную материальную оболочку вследствие развития новых технологий, попал на исключительно благоприятную почву. Египет является ключевой страной Арабского мира, в которой возникло и сформировалось современное течение исламского фундаментализма. В конце 1970-х – начале 1980-х гг. в Египте можно было наблюдать своеобразный синтез двух на первый взгляд антиподов – религиозного фундаментализма и политического экстремизма. Однако в конце 1990-х гг. исламские фундаменталистские организации Египта отказались от радикальной деятельности и превратились в весомую общественно-политическую силу, способную оказать влияние на ход развития истории страны. В ходе президентских выборов в июне 2012 г. в Египте победил именно кандидат от исламской оппозиции –Мухаммед Мурси, бывший одним из руководителей "Братьев-мусульман" вплоть до 2011 г. Считается, что с терроризмом радикальных исламских организаций фундаменталистского толка в Египте было покончено в конце 1990-х гг., после волны арестов их лидеров и "зачисток" в различных районах страны. Однако необходимо отметить, что социально-экономические трудности и политическая нестабильность являются наиболее благоприятной почвой для развития деятельности радикальной исламской оппозиции. В настоящее время радикальная исламская оппозиция разобщена и ослаблена, тогда как "умеренные" исламские фундаменталисты в лице "Братьев-мусульман" имеют в настощее время все шансы постепенно претворить в жизнь свою идею создания на территории Египта исламского государства. Правильное понимание идеологии исламского фундаментализма, истории его формирования, а также его политической практики поможет осмыслить процессы "Арабской весны", а также спрогнозировать будущее тех стран, где исламская оппозиция пришла к власти. Предметом данной работы является исламская оппозиция фундаменталистского толка и исламский фундаментализм, как тип религиозно мотивированного политического сознания и как политическая идеология, рассматриваемые на исторической модели Египта. Под исламским фундаментализмом в данной работе подразумевается не только идеология, но и сами религиозно-политические организации, которые активно выступают за «возвращение к истокам» или богословской основе вероучения, за возвращение вере ее изначальной чистоты и за активное применение религиозных законов в политической жизни страны. В российской науке уже имеется богатая традиция исследований, посвященных данной тематике Такие известные востоковеды, как Л.Р. Полонская, А.Х. Вафа, З.И. Левин, М.Т Степанянц работали над проблематикой идейно-политических течений в современном исламе, причем несмотря на то, что их работы были написаны в 1960-80-е гг., они, бесспорно, сохраняют свою актуальность. Типологизация идейных течений, разработанная Л.Р. Полонской, до сих пор остается наиболее распространенной среди российских востоковедов. Однако следует отметить, что проблематика терминологии исламского фундаментализма, именуемого также исламизмом, политическим исламом, возрожденчеством и т.п. до сих пор не разработаны точно. В данном аспекте большую помощь в работе оказали работы известного российского востоковеда З.И. Левина, в которых он дает определение мусульманскому реформаторству и говорит о его фактическом расколе на обновленческое и охранительное направления. Особый интерес представляет определение З.И. Левина "обновленческого фундаментализма" и "охранительного салафизма". Большую помощь автору оказали работы историка-арабиста И.Л. Алексеева, который предлагает определения цивилизационной специфики исламского фундаментализма и выявляет его отличия от любого другого фундаментализма. Большое значение в работе над первой главой оказали исследования таких известных авторов, как Р.Г. Ланда, М.Т Степанянц, А.В. Малашенко, А.А. Игнатенко, А.Б. Волков и К.И. Поляков. Следует отметить, что исследования российских авторов, посвященных проблемам исламского фундаментализма, касаются всего арабского региона в целом. В данном контексте следует упомянуть работу А.В. Коровикова «Исламский экстремизм в арабских странах», в которой автор подробно исследует идейные истоки, причины распространения и усиления позиций исламского экстремизма, а также определяет основную социальную базу его поддержки. В 1990-х и в 2000–2010-х гг. был опубликован целый ряд фундаментальных работ, посвященных роли и месту исламского фундаментализма в современном мире. В этой связи можно отметить следующие работы: широко документированную монографию С.Э. Бабкина «Религиозный экстремизм в Алжире», работы А.В. Малашенко «Исламская альтернатива и исламистский проект» и В.Н. Пластуна «Эволюция деятельности экстремистских организаций в странах Востока». В работе профессора кафедры международных отношений и иностранных языков Сибирского института международных отношений и регионоведения В.Н. Пластуна представлено исследование проблемы зарождения и эволюции идеологических установок и практической деятельности экстремистских движений в 1970-1990-х гг на примере Ирана, Афганистана, Пакистана и Филиппин. В числе работ, посвященных непосредственно развитию и деятельности исламских фундаменталистских организаций в Египте, можно назвать работу Х. М. Ассакафа «Теоретические основы и практическая деятельность исламского фундаментализма в Египте», работу А.М. Багдади "Проблемы исламского фундаментализма в Египте", а также монографию М.З Ражбадинова "Радикальный исламизм в Египте". Исследования М.З. Ражбадинова посвящены истории становления и деятельности двух радикальных организаций фундаменталисткого толка – "Аль-Джихад" и "Аль-гамаа аль-исламийя". Автор подробно раскрывает причины усиления общественно политической роли ислама в Египте и показывает основные этапы становления "исламистского движения" с 1920-х гг. до начала 1980-х гг. ХХ в. Анализируя деятельность радикальных организаций исламской оппозиции вплоть до 1990-х гг. автор видит главную причину разрастания насилия и террора в Египте в конце ХХ в. в египетской политической системе, а именно в политическом насилии государства по отношению к исламским фундаменталистским организациям, что, однако, представляется не совсем верным, так как помимо внутриполитических причин, существует ряд других, не менее важных, факторов, стимулирующих деятельность радикальных террористических организаций. Большой интерес представляет работа комплексного характера В.П. Юрченко «Египет: проблемы национальной безопасности», а именно раздел, посвященный внутренним аспектам национальной безопасности Египта в конце ХХ – начале XXI вв. В.П. Юрченко подробно анализирует деятельность египетских властей по подавлению «исламского экстремизма и терроризма» и рассматривает историю становления группировок "Аль-Джихад" и "Аль-гамаа аль-исламийя". Наряду с серьезными научными исследованиями, посвященными проблеме исламской оппозиции фундаменталистского толка, к сожалению, существуют и выходящие огромными тиражами издания другого рода, не имеющие с серьезным исследованием ничего общего, однако претендующие на таковое. Например, Б. Хофманн «Терроризм. Взгляд изнутри», "антология фундаменталистской исламской мысли и пропаганды" под редакцией Адама Порфрея "Аллах не любит Америку". Составитель сборника, приводя выдержки из книг С. Кутба, М. Фарага и др. сторонников исламского фундаментализма, задается вопросом: «является ли святой Коран гласом, призывающим к умеренности» или же все-таки это "инструкция для экстремизма". Среди статей из российских научных, и научно-информационных сборников и периодических изданий наибольшее внимание привлекают следующие работы: Р.Г. Ланда «Истоки и тенденции развития исламского терроризма», в которой известный российский востоковед анализирует "специфические корни" и особенности, свойственные "исламскому терроризму", А.В Кудрявцев "Феномен «арабских афганцев", в которой автор показывает деятельность "ветеранов Афганистана" в Алжире, Египте, Йемене и Саудовской Аравии. Особого внимания заслуживает статья Г.А. Сейранян «Оппозиционные партии Египта на рубеже XXI века», рассматривающая деятельность пятнадцати официально зарегистрированных оппозиционных политических партий Египта, в том числе и "Братьев-мусульман", и их реальное воздействие на политическую ситуацию в стране. В ходе работы над монографией были использованы также такие труды, как «Египет. Время президента Насера» И.П. Беляева и Е.М. Примакова, "Египет и египтяне" А.М Васильева, "Очерки истории распространения исламской цивилизации", принадлежащие перу коллектива российских авторов – Ю.М. Кобищанова, М.С Мейера, А.А. Ткаченко, Н.М. Емельянова. Одно из наиболее полных исследований, посвященных развитию исламского фундаментализма в Египте, было проведено авторитетным на Западе аналитиком и специалистом по современному исламу Жилем Кепелем (G. Kepel). В своей работе «The Prophet and Pharaoh: Muslim Extremism in Egypt» автор достаточно подробно рассматривает историю возникновения исламского экстремизма, с учетом всех внешних и внутренних факторов, исследует основные идеологические установки и методы борьбы экстремистских организаций. В 2002 г. на русском языке вышло издание этого же автора под названием «Джихад Экспансия и закат исламизма», в котором особое внимание уделяется «периоду расцвета исламизма», то есть 1970-е гг., победе революции в Иране, «джихаду против СССР» в 1980-х гг., а также "закат джихада" во второй половине 1990-х гг. Главный постулат исследования Ж. Кепеля заключается в констатации краха исламского фундаментализма, или, используя термин автора – исламизма. Однако, как показывает история, данный вывод является весьма спорным. Ряд исламских оппозиционных организаций радикального толка действительно ушел с политической арены некоторых государств, в том числе и Египта, однако это не мешает им оставаться фактором мировой политики и одним из действующих лиц на национальном и региональном уровнях. Помимо этого умеренный исламский фундаментализм давно сменил тактику действия, функционируя теперь в рамках существующей политической системы. Огромный интерес представляет собой работа Д. Дж. Сулливана и С. Абду-Кутуб «Исламс в современном Египет». На основе широкого круга материалов авторы изучают процесс становления и зарождения египетских фундаменталистских организаций различного толка. Показывают роль исламских фундаменталистов в гражданском обществе Египта и подробнейшим образом описывают деятельность различных исламских организаций, от политически активных, до благотворительных. В этом исследовании подробно анализируются методы борьбы египетского правительства с исламской оппозицией, однако критика властей носит несколько чрезмерный характер, так как при оценке деятельности правительства Х. Мубарака не учитываются сложнейшие социально-экономические условия, в рамках которых были вынуждены действовать власти страны. В ряде трудов зарубежных авторов, посвященных непосредственно исламскому фундаментализму в Египте, также достойна внимания монография Н. Джаббура «Грохочущий вулкан Исламский фундаментализм в Египет», в которой автор, используя огромный документальный материал, прослеживает процесс зарождения, становления и развития исламского фундаментализма в Египте вплоть до конца 1980-х гг. Большую роль в работе над монографией сыграли исследования и публикации западных авторов, посвященные происламскому феминизму, в частности, сборник, изданный под редакцией И.Я. Хаддад и Дж. Эспозито «Ислам, отношения полов и социальные перемены». Собранные в сборнике эссе показывают влияние, которое оказало распространение идей исламского фундаментализма на положение женщин в Египте, Иордании, Омане, Бахрейне и др арабских странах. Подобного рода исследования представлены и в работе Х. Могисси "Феминизм и исламский фундаментализм. Границы постмодернистского анализа". В этом же контексте заслуживает внимания монография Э. Фернеа «В поисках исламского феминизма. Путешествие вокруг света одной женщины», в которой автор, основываясь на богатом личном материале, описывает жизнь египетских феминисток светского и происламского толка. В числе зарубежных изданий, посвященных непосредственно истории развития "умеренного" и радикального исламского фундаментализма можно отметить монографию А. С Муссалли «Умеренный и радикальный исламский фундаментализм. Поиск современности, законности и исламского государства». В этой работе автор раскрывает особенности различных направлений современного исламского фундаментализма, указывает ряд важных различий между идеологическими установками и методами борьбы сторонников "умеренного" и радикального фундаментализма. Среди работ западных авторов, посвященных исламскому фундаментализму, следует выделить также такие основополагающие труды, как: К. Армстронг «Битва за Бога. Фундаментализм в иудаизме, христианстве и исламе», Ф. Бурга "Лицом к лицу с политическим исламом", Й. Янсен "Двойственная природа исламского фундаментализма", Б. Милтон-Эдвардс "Исламская политика в Палестине". Среди многочисленных западных исследований о "политическом исламе" большой интерес представляет работа бывшего вице-президент Государственного совета по разведке ЦРУ Г.Э. Фуллера "Будущее политического ислама", в которой автор исследует т.н "либеральную эволюцию политического ислама". Фуллер описывает, как власти Египта, на фоне либерализации исламских фундаменталистов, решили «переисламить исламистов», т.е. стать еще большими мусульманами, чем ни сами. В доказательство этого автор ссылается на контролируемый правительством университет Аль-Азхар, демонстрирующий крайнюю нетерпимость к инакомыслию. Действительно, на протяжении последнего десятилетия интерпретация ислама богословами Аль-Азхара становилась всё более узкой, однако это не было результатом продуманной политики властей. Несомненный интерес в работе над монографией представили труды египетских авторов. Здесь следует упомянуть М. Имара "Ас-сахва аль-исламийя ва тахадд аль-хадар", Р.С. Ахмада "Аль-харакат аль-исламийя", Хала Мустафу «Ад-давля ва-ль-харакат аль-исламийя аль-муарида: бейна аль-мухадана ва-ль-муваджаха фи ахди ас-садат ва мубарак» Особый интерес представила монография В.М. Абд-аль Насе «Ат-тайярат аль-ислямийя фи мыср 1968-1981», где подвергаются серьезному анализу деятельность исламских движений, в том числе и оппозиционных. Научная новизна данной работы состоит во всестороннем исследовании современной истории исламских политико-религиозных движений и течений, как умеренного, так и радикального толка, активно выступающих за возвращение к основам вероучения. Несмотря на наличие целого ряда исследований по общим вопросам исламского фундаментализма, а также деятельности некоторых исламских политических организаций в мусульманском мире, специальных работ, посвященных проблемам генезиса и эволюции исламского фундаментализма в Египте, где бы полномасштабно и всесторонне были раскрыты основные региональные особенности этого феномена, нет. Также в российской науке фактически не затрагивалась тема происламского феминистического движения, часто именуемого "исламским феминизмом". Вопрос о роли исламского фундаментализма, и исламской оппозиции как таковой, в истории страны и общества частично рассматривался только в ряде работ египетских авторов. Проблематика конфликта между государством и исламскими фундаменталистскими движениями как части современного гражданского общества фактически не затрагивалась в российской науке. Основная цель данной работы заключается в том, чтобы показать роль исламской оппозиции фундаменталистского толка в современной истории Египта и место, которое она занимает в египетском обществе, а также доказать несостоятельность утверждений о том, что исламский фундаментализм и все исламские политически активные движения являются экстремистскими, основная деятельность которых направлена на насильственный захват власти в стране. Исходя из этого, перед автором были поставлены следующие основные задачи: - На основе анализа различающихся между собой подходов ученых и публицистов к исследованию проблемы исламского фундаментализма, определить содержание понятий: "исламский фундаментализм", "исламизм", "политический ислам", "исламское возрожденчество" и "исламский экстремизм"; - Найти наиболее приемлемый вариант характеристики того явления, которое в настоящее время чаще всего называют «исламским фундаментализмом»; - Описать различные исламские течения фундаменталистского толка, существующие в современном Египте в их историческом развитии; - Определить роль исламского феминизма или исламского фундаментализма "с женским лицом" в общем феминистическом движении Египта; - Выявить внешние и внутренние факторы, оказывающие влияние на активизацию деятельности исламской оппозиции фундаменталистского толка в Египте; - Показать конфликт между государством и исламскими фундаменталистскими движениями как части современного египетского общества; - Рассмотреть основные направления политики египетских властей по отношению к исламским фундаменталистам различного толка; Основными источниками при написании монографии явились прежде всего труды основоположников и идеологов исламского фундаментализма – Ибн Таймийи, Хасана аль-Банны, Сейида Кутба, и др.; а также работы египетских интеллектуалов, являющихся активными членами различных организаций фундаменталистского толка: Умара ат-Тильмисани, Хасана аль-Худайби, Маамуна аль-Худайби, Аймана аз-Завахири, Мунтасира аз-Зайята и материалы, содержащиеся на веб-сайте Ассоциации "Братьев-мусульман" www.ikhwanonline.com. Для понимания корней исламской фундаменталистской доктрины большую помощь в работе оказал труд мусульманского богослова из находящего в Эр-Рияде Исламского Университета им. Мухаммада ибн Сауда, шейха Абдул ар-Рахман аль-Лювайхика и шейха Джамаль ад-Дина Зарабозо – "Религиозный экстремизм в жизни современных мусульман". В качестве источников в работе использованы материалы периодических изданий исламских фундаменталистов, таких как "Аш-Шааб" и "Ад-Даава". Большой интерес представили публикации в газете «Аль-Лива аль-исламий», содержащие многочисленные интервью с известными активистами исламских организаций. Источниками при подготовке монографии послужили также документы египетских и международных правозащитных организаций и Информационной службы иностранных трансляций (Foreign Broadcast Information Service – FBIS), а также документы и материалы Центра стратегических исследований "Аль-Ахрам". В исследовании широко использованы материалы Интернета, в частности информация, содержащаяся на сайте Госинформслужбы Египта www.sis.gov.eg – Egypt State Information Service, Arab News (The Middle East's Leading English Language Daily), Al-Ahram Weekly Online, Аль-Ахрам и многие другие. Большой интерес для исследования представили издания международных организаций: статистические сборники и справочники, содержащие сведения о странах Африки, в том числе Египте. В качестве второстепенных источников были использованы мемуары советских военнослужащих, объединенные в сборник "Тогда в Египте…" под редакцией М.С. Мейера, В.М. Пака, А.О Филоника. А также мемуары бывшего государственного министра иностранных дел Египта Бутроса Бутроса Гали «Путь Египта в Иерусалим. Рассказ дипломата о борьбе за мир на Ближнем Востоке». Большую роль в работе над монографией сыграла также информация о деятельности исламских организаций, собранная автором в 2003 – 2010 гг. в Египте. Работа состоит из введения, трёх глав и заключения. ![]() Кандидат исторических наук (специальность "всеобщая история"; РУДН, 2003 г.),
научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института
Африки РАН. Участник группы мониторинга стратегических рисков и угроз ЦЦРИ
ИАф РАН. Основные области научных интересов – исламская оппозиция
фундаменталистского толка, женские движения в исламе и международный терроризм.
|