URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Чирков Ю.Г. Рассказы о фотосинтезе Обложка Чирков Ю.Г. Рассказы о фотосинтезе
Id: 265496
459 р.

Рассказы о фотосинтезе № 61. Изд. 3, стереотип.

URSS. 2021. 192 с. ISBN 978-5-9710-8084-8.
Типографская бумага

Аннотация

В предлагаемой читателю книге освещаются вопросы, связанные с появлением и развитием идеи фотосинтеза и характером этого процесса. Написанная ярким, живым, образным языком, она проводит многочисленные параллели с явлениями окружающего нас мира. Можно сказать, что вся эта книга --- неизвестное об известном, вся она "про фантастику, которая становится жизнью, и про жизнь, которая выглядит как фантастика".

Джозеф Пристли, английский химик,... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение, в котором выясняется, что название книги вовсе не соответствует ее содержанию; автор вводит читателя в дебри фотосинтеза с твердым обещанием вывести его оттуда на последних страницах
Глава I, в ней прослежено, как, вопреки путанице и неразберихе случайных опытов и подчас абсурдных взглядов, постепенно выкристаллизовывалась идея фотосинтеза и как она в конце концов стала общепринятой
Глава 2, о мамонтах, йогах, всемирном потопе, грибах в ноябре, о чудесных свойствах кукурузы, пользе дыма и о железной необходимости исповедовать Закон Великого Цикла
Глава 3, о хлорофилле, про алый цвет крови, о желтизне осенних листьев и о многом другом, что каждодневно окружает нас, но, увы, не заставляет задуматься – словом, неизвестное об известном!
Глава 4, также историческая: о маяках в теплицах, о мнимой опасности тяжелой воды, о достоинствах хлореллы и триплетного состояния, про то, зачем хлорофиллу фитольный хвост, и о многом другом, что так или иначе связано с фотосинтезом
Глава 5, о том, какое великое множество факторов надо учесть человеку, чтобы в изобилии взрастить, добыть хлеб наш насущный, и о том, что все пути в Науке ведут... к фотосинтезу
Глава 6, про ускорители, механическое поле, светокультуру, про мизерность реального КПД растений и мечты о пищевом рае, с финалом, ставящим, как кажется автору, все на свои места
Глава 7, о пришельцах из пересоленного мира и преподнесенных ими научных сюрпризах, 0 сходстве между пчелами и молекулами хлорофилла, о загадочной зффективности биомембран и о многом ином, что сейчас вдохновляет ученых и конструкторов
Глава 8, о солнечных огородах s пустыне Каракумы, дающих не овощи, а энергию, об идеальном горючем–воде, о недозрелом угле и о других соблазнах зеленой энергетики
Глава 9, про гидрогеназу, которая, оказывается, лучше платины, о подвиге синезеленых водорослей, совершенном ими во славу жизни на Земле, о гуттаперченосах, дворцах в пустыне, про сенсационное открытие доктора Рея – ну, словом, про фантастику, которая становится жизнью, и про жизнь, которая выглядит как фантастика
Заключение, или Баллада о научных плодах. Исполнять ее по желанию можно на любой из известных мотивов о научно-техническом прогрессе; здесь же автор ставит последнюю точку
Литература

Введение
top

в котором выясняется, что название книги вовсе не соответствует ее содержанию; автор вводит читателя в дебри фотосинтеза с твердым обещанием вывести его оттуда на последних страницах.

Говорить о фотосинтезе – значит касаться проблемы.
которую каждый видат со своеа точки зрения.

Х.Метцнер

Каждую действительно глубокую научную идею можно уподобить дереву.

Вначале это небольшой росток. И даже опытный садовник подчас не скажет, что из него в дальнеишем получится. Что-то обещает, радует глаз – и все!..

Но вот росток становится маленьким деревцем. Еще не крепкие руки-ветви, простертые к синему небу, постепенно покрываются веточками поменьше. Идея растет и множится. Начинается трансформация первоначальной мысли. И теперь уже отдельный листок может быт соединен с корнями до|вольно прихотливыми и мудреными связями и путями.

Свежий, только что появившийся листок-мысль может даже напрочь забыть, откуда он родом. И только высокоученые "археологи" когда-нибудь потом соберут все по косточкам...

Книга эта – о фотосинтезе. Уникальном процессе, благодаря которому на Земле возникли условия для биологической эволюции.

Учению о фотосинтезе недавно стукнуло 200 лет. Два века. За это время первые робкие догадки оформились в научную дисциплину, границы которой, простираясь iace дальше и дальше, и сейчас еще смутно определены. Ибо трудно (а может быть, и невозможно!) найти какиелибо природные явления, в той или иной мере не состоящие с фотосинтезом в родстве.

Потому-то 200 лет (возраст по нынешним научным меркам солидный) не старят фотосинтеза. Это – юноша, твердо стоящий на ногах, смело глядящий вперед и бросающий вызов богам!

Молодостью фотосинтеза объясняется многое. Ну хотя бы то, что у него все еще нет достойного имени.

Слово "фотосинтез" неудачно, плохо передает суть явления и его грандиозные масштабы.

Слово это новое: в вышедшем в начале века в России замечательном Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона его не найдешь. И даже в сороковых годах слово "фотосинтез" все еще произносили с оговорками.

Прежде исследователи употребляли иные слова. "Ассимиляция углекислоты" (в Германии), "хлорофиллыная ассимиляция" (во Франции)... Но их постепенно вытес- нил принятый в литературе на английском языке термин "фотосинтез".

И (парадокс) только что возникнув и укоренившись, слово это уже считается среди специалистов устаревшим. Ученые авторигеты предлагают новые, более соответствующие предмету названия. Наиболее удачен, пожалуй, термин "фототрофия", нечто вроде "питание светом".

Вот и получается: собственно лишь малая часть этой книги, строго говоря, посвящена фотосинтезу (в узком смысле) – синтезу в растениях углеводов под действием света. И только краткость этого слова, привычка к нему (несметное число научных статей, обзоров, монографий), его общеупотребительность (слово-метка) вынуждают нас воспользоваться этим термином.

Еще одно замечание.

Прежде фотосинтез ассоциировался в основном с биологией, точнее даже, с физиологией растений. Теперь же, особенно в последние десятилетии, им начали всерьез интересоваться и|нженеры и конструкторы.

Оказалось, что растения способны превращать энергию света непосредственно в электрический ток, извлекать из воды водород это ценное,,но пока очень дорогое топливо, умеют они многое и другое, привлекательное для технологии.

Этот, так сказать, технологический подход к явлению фотосинтеза будет раскрыт в последних – обзорныx – глава книги, что неизбежно повлечет за собой некоторые повторы и возвращения к тем механизмам фотосинтетического процесса, которые более или менее уже ясны (или кажутся ясными). Они-то как раз и возбуждают практический интерес науки и техники.

Так о чем жеэта книга? О многом! О блистательной истории пытливой человеческой мысли, о сокровенном смысле Бытия, о зеленых наших братьях (и родителях вместе!), о великих надеждах, связанных с разгадыванием тайн зеленого листа и о многом другом.

Итак, в путь, любезный читатель. Мы пойдем дорогой, которую прокладывали тысячи ученых самых разных специальностей. Путь этот был труден и долог. И мы еще не можем с полной уверенностью сказать, что ждет человечество в "конце" его, но, прочитав книгу, вы увидите, какие возможности – пусть пока в большинстве своем теоретические – открывают перед нама углубленные исследования уникального достижения природы – фотосинтеза.


Об авторе
top
photoЧирков Юрий Георгиевич
Доктор химических наук, ведущий научный сотрудник Института физической химии и электрохимии им. А. Н. Фрумкина РАН, член Союза писателей России с 1991 г.

Окончил Московский инженерно-физический институт по специальности «физик-теоретик». Область научных интересов — теория пористых электродов в прикладной электрохимии. Занимается научной журналистикой. Опубликовал сотни статей, репортажей, заметок в газетах «Известия», «Социалистическая индустрия», «Деловой мир», в журналах «Знание — сила», «Наука и жизнь». Автор 15 научно-популярных книг, в числе которых «Занимательно об энергетике» (переведена на японский, болгарский, литовский и азербайджанский языки), «Книга утопий: Русский эксперимент» (М.: URSS), «Охота за кварками» (М.: URSS). Книги Ю. Г. Чиркова неоднократно отмечались дипломами и премиями на всесоюзных конкурсах; по его сценариям созданы три научно-популярных фильма.