Настоящий сборник статей объединяет в себе работы по философским (логико - эпистемологическим) основаниям космологии, которые были мною изданы в российских и зарубежных журналах и коллективных монографиях. С момента выхода моей книги "Европейская космология: основания эпистемологического поворота" в 1997 году прошло пятнадцать лет. За это время удалось значительно продвинуться в неко-торых направлениях анализа природы современного космологического знания. Наиболее весомыми результатами можно считать обнаружение "Принципа генетического подобия (PGS)" человека и Вселенной и получение четырех явных (формальных) - с применением формально-логического аппарата - определений "принципа наблюдаемости", используемого в современном физико-космологическом знании. Первый результат представлен в статьях "Место "хаоса" в новом мировом "порядке". (Методологический анализ оснований хаотической космологии)" изданной в девятом номере журнала "Вопросы философии" в 2003 г. и в английском варианте "Universalism and Cosmic Harmony: Principle of Genetic Similarity (PGS)" изданном в журнале Skepsis,XV/i, в 2004 г.. Второй результат представлен в работе "Принцип наблюдаемости, "стадия эмпирической невесомости теории"(SEWT) и "конструктивный эмпиризм" (СЕ)", вышедшей в третьем номере "Вестника РУДН (Философия)> в 2011 г.. Последняя работа помещена в настоящий сборник под названием "Стадия эмпирической невесомости -II". Английский вариант статьи вошел в качестве .8. "The Principle of Observability, the "Stage of Empirical Weightlessness of a Theory" and "Constructive Empiricism" в мою книгу на английском языке "Ratiofundamentalism and its overcoming", вышедшую в 2011 г. в издательстве Lambert Academic Publishing. Примечательно, что понятие "Стадия эмпирической невесомости теории", предложенное мною для объяснения специфики современного физико-космологического знания два десятилетия назад, также впервые получает строго формальное выражение. Это позволяет использовать его более эффективно в полемике с таким влиятельными течением современного эмпиризма и агностицизма, каким без сомнения является программа "конструктивного эмпиризма" Баса ван Фраассена. Если говорить об общих характеристиках сборника, то следует отметить, что он открывается статьей "Антропный принцип: истоки и следствия в европейской научной рациональности", которая вышла в 1997 г.. Материал, изложенный в ней, лишь частично отражен в моей монографии 1997 года, и, поэтому, главный тезис работы - Антропный космологический принцип (АКП) является "антропным историческим принципом" - получает в представленной статье гораздо более полное и аргументированное обоснование. Тезис, отстаиваемый в этой работе, чуть позднее ляжет в основу моего выступления в программе Александра Гордона, посвященной обсуждению антропного принципа. В основание последовательности статей, представленных в "Оглавлении", положен хронологический принцип: статьи располагаются в той последовательности, в которой они появлялись в печати. Первая датируется 1997 г., последняя - 2011 г.. В конце книги приводится краткое "Приложение", в которое вошли работы опубликованные в некоторых энциклопедиях, но, однако же, имеющие прямое отношение к философии космологии (Галилей, Космос), а также две неакадемическая статьи "Кризис в научной рациональности XX века и некоторые его следствия (предпосылки возникновения квазинаучных представлений)" и "Сколько "стоит" происхождение Вселенной?". Последняя из них затрагивают чрезвычайно важный вопрос всего современного новоевропейского мировоззрения: как нам следует относиться к "теории", в целом, и к "теоретикам", в частности? За этим вполне безобидным вопросом, в действительности, скрывается господствующая до сих пор догма эмпиризма: значение имеет то и только то, что дано в чувственном опыте. Можно сказать, что все содержание предлагаемой книги есть осознанная и целенаправленная попытка дезавуировать эту догму и преодолеть её. Книга может представлять интерес для специалистов в области философии науки (физики и космологии), эпистемологии и онтологии. Книга может быть рекомендована для студентов и аспирантов при подготовке к экзамену по курсам "Философия науки" и "История и философия науки и техники". Андрей Николаевич ПАВЛЕНКО Русский философ, специалист в области философии науки, онтологии и эпистемологии. Руководитель исследовательской группы "Онтология" Института философии Российской академии наук. Профессор кафедры философской антропологии МГУ им.М.В.Ломоносова, а также кафедры онтологии и теории познания Российского университета дружбы народов. Получил образование в Московском университете (окончил в 1985 г.), слушая курсы на философском и физическом факультетах. В 1989 г. защитил кандидатскую, а в 1999 г. – докторскую диссертации по философии науки. Автор 6 книг и более 170 статей в российских и зарубежных журналах. Основные научные результаты получены в следующих областях: логико-методологическое обоснование физико-космологического знания; анализ онтологической природы современной техники; выявление специфики теоретического и эмпирического знания; анализ "стадии эмпирической невесомости теории"; критический анализ логико-эпистемологических оснований интерсубъективизма (коммуникативной программы); анализ "принципа наблюдаемости". Живет и работает в Москве. |