Я изложил здесь собственные взгляды на некоторые аспекты математики и её приложений. Упоминание о параллельности в названии книги не имеет прямого отношения к геометрии. В данном контексте параллельная математика – это (как аллюзия параллельного мира, не пересекающегося с настоящим) те завихрения в мощном русле сей высочайшей области знания, которые я назову так: • квазиматематика – спорные и не всегда однозначные (а также излишние и неполные) положения ортодоксальной математики; • псевдоматематика – ложные теоремы и течения (увы, существующие в математике по всеобщему недоразумению), Требующие безоговорочного исправления и/или изгнания из науки. Оба рода этих завихрений удивительным образом уживаются друг с другом, несмотря на (чрезвычайную порой) строгость первой и (поразительную иной раз) слепоту второй. И если с квазиматематикой ещё можно спорить и как-то примириться, то существование (де-факто) псевдоматематики не только порочит науку, но и (по меньшей мере, в одном случае - см. Часть II) просто бесчестно для неё. Читателю, который сочтёт материал первой части книги ничтожной чепухой и ловлей блох (равно как и тому, кто воспримет оный аки святотатство и покушение на устои), рекомендую прерваться (возможно, не навсегда – повременив, однако, пока сравнивать автора с известной Моськой) И ознакомиться С содержимым второй части, посвященной вопиющему апофеозу псевдоматематики (образно выражаясь, сия незримая пощёчина [никем, увы, не замечаемая] вот уже больше века цветёт на пресветлом челе математической физики...) И тут возникает зако-номерный вопрос: а чего тогда стоит вся скрупулёзная строгость математики, если чудовищный софизм, полученный в результате ложного математического доказательства, сумел обойти рафинированную взыскательность учёного мира и теперь воспринимается всеми как непреложная истина, в итоге вводя в заблуждение всю науку? Чтобы облегчить восприятие материала читателем [я старался также, чтобы оно как можно меньше зависело от уровня его математической полготовки], все ремарки и уточнения, возникающие по ходу изложения основного текста, вынесены в сноски (или выделены мелким шрифтом), менее значимые [второстепенные] – приведены в дополнении, следующем непосредственно за главой; наконец, вспомогательный (и др.) материал помещён в Приложениях в конце книги. Отзывы и замечания прошу высылать по адресу: admelni@gmail.com А Мельник
В этой книге приведена лишь малая толика параллельной математики, ибо априорная необъятность её (усугублённая особенностями человеческого мышления) непосредственно вытекает из бескрайности самой царицы наук. В отличие от наук естественных (где окончательную точку в выяснении истинности любой теории – рано или поздно – ставит натурный опыт), в науках абстрактных (и математике в т.ч.) experimentum cruris часто невозможен, и оттого там могут жить неограниченно долго (и живут) такие, я бы сказал, НЛО [неопознанно-ложные объекты], замаскированные под истинное знание. Замечу, любой неправосудный акт (а все НЛО именно таковы) умножает мировую несправедливость [и, в частности, гёделев крест, безапелляционно поставленный на попытке Гильберта {а тж. Дедекинда, Пеано, Уайтхеда, Рассела и др.} создать непротиворечивую формализованную математику, столь же печален, как и крест на могиле безвинно казнённого]. Значимость представленных в книге образцов неодинакова (вполне безобидные [по своим последствиям] псевдотеоремы мирно соседствуют с магистральными псевдокурсами), однако цель моя здесь была не в создании паноптикума НЛО, но в возбуждении критического восприятия читателя – я призывал перейти от инертного уяснения предмета к активному сомнению по отношению ко всему усвояемому (естественно, и к содержимому этой книги), всегда памятуя о словах К. Боуи: «Немногие умы гибнут от износа,– по большей части они ржавеют от неупотребления». В школьном обучении сознательно культивируется формирование поверхностного знания; там обычно не учат размышлению как таковому, а преподносимые (тщательно разжёванные) истины не подлежат сомнению,– и это, видимо, совершенно правильно: не нужно вносить сумятицу в ещё неокрепшие умы. Но зачастую эта же окостенелая метода "закачивания знаний" по инерции продолжается и в университетском образовании, в итоге выпуская в мир вполне Законченного (начисто лишённого каких-либо научных сомнений) догматика, коему окончательно "вправит мозги" тот консервативный научный клан, куда закинет новобранца его судьба. На мой взгляд, изложение материала в дискуссионном ключе намного эффективнее в плане творческого развития личности, нежели механическое заполнение памяти информацией [не всегда при этом достаточно тщательно верифицированной]. Публика любит тайны и парадоксы – без них сухая теория для обывателя так же скучна и неинтересна, как рождественская ёлка без украшений (и чем игрушки ярче, тем привлекательней и загадочнее то, что они собой прикрывают). Интерпретаторы науки в стремлении увлечь аудиторию усердно уснащают научно-популярную продукцию такими Привадами, – И (хотя исторически антиномии выдвигались обычно именно оппонентами) такая обработка общественного сознания дала свои плоды: мистическая дымка и парадоксальность теории стали выглядеть уже не как порок, но как некое достоинство, свидетельствующее скорее о глубине учения, чем о недостатках. Однако настоящего исследователя всегда должен настораживать даже один-единственный парадокс, возникающий в какой-либо теории, и тогда первейший вопрос, который должна повлечь за собой любая антиномия, обязан быть беспощадным [направленным против основ теории]: ПОЧЕМУ появляется противоречие! (но не спасительным: КАК бы от него избавиться?) Известно (однако на деле чрезвычайно редко принимается во внимание), что чаще всего парадоксы порождаются скрытыми софизмами и неоправданными допущениями, присутствующими в теории в неявной форме Посему любая (пусть даже Смутная) неясность (неоднозначность, недосказанность и пр.) в изложении аргументов должна пробуждать сомнения, – в истинной теории нет места затемнениям и туману Вообще, здравое сомнение, на мой взгляд – необходимейший инструмент познания. Известную поговорку "Молчание – знак согласия" я бы дополнил словами «... или непонимания». Так не бойтесь же, читатель, показаться наивным в своём недоверии ко всем неясностям – каким бы высоколо-бым ученым снобизмом ни были те прикрыты. |